Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1319/2023 ~ М-714/2023 от 25.04.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                                 23 мая 2023 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зенкевиче В.И.,

с участием представителя административного истца Куприянова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1319/2023 по административному исковому заявлению Волобуева Анатолия Юрьевича, Андреева Виталия Александровича, Костусевой Светланы Александровны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества:

- части объекта, назначение нежилое, площадью 43,3 кв.м, этаж № 2, местоположение: <адрес> кадастровый номер , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 866 798 рублей 34 коп.,

- части объекта, назначение нежилое, площадью 52,2 кв.м, этаж № 2, местоположение: <адрес>, кадастровый номер , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 012 161 рублей 04 коп.,

- помещение, назначение нежилое, площадью 43,6 кв.м, этаж № 1, местоположение: <адрес>, кадастровый номер , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 546 486 рублей 21 коп.,

- помещение, назначение нежилое, площадью 320,2 кв.м, этаж № 1, этаж № -1, местоположение: <адрес>, кадастровый номер , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 5 208 716 рублей 73 коп.,

- части объекта, назначение нежилое, площадью 146,1 кв.м, этаж № 2, местоположение: <адрес> кадастровый номер , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 507 617 рублей 84 коп.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками объектов недвижимого имущества: Волобуев А.Ю. с кадастровыми номерами , , , Андреев В.А. с кадастровым номером , Костусева С.А. с кадастровым номером , кадастровая стоимость которых определена по состоянию на 01.01.2021 в размере превышающем рыночную стоимость каждого объекта, чем нарушаются права и законные интересы административных истцов, поскольку налоги исчисляются исходя из кадастровой стоимости объектов.

В судебном заседании представитель административных истцов Куприянов Д.А., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, ППК Роскадастр по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области), министерство имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованные лица администрация г.о. Тольятти, ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» в судебное заседание представителей не напрвили, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В письменном отзыве на иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Учитывая требования статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся по делу лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.

Из материалов дела следует, что административному истцу Волобуеву А.Ю. на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:

- помещение с кадастровым номером , по адресу: <адрес> площадью 43,3 кв.м, назначение: нежилое, наименование: часть объекта, этаж № 2,

- помещение с кадастровым номером , по адресу: <адрес> площадью 52,2 кв.м, назначение: нежилое, наименование: часть объекта, этаж № 2,

- помещение с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 146,1 кв.м, назначение: нежилое, наименование: часть объекта, этаж № 2.

Административному истцу Андрееву В.А. на праве собственности принадлежит помещение с кадастровым номером , площадью 43,6 кв.м, по адресу: <адрес> назначение нежилое, наименование: помещение, этаж № -1.

Административному истцу Костусевой С.А. на праве собственности принадлежит помещение с кадастровым номером , площадью 320,2 кв.м, по адресу: <адрес> назначение нежилое, наименование: помещение, этаж № 1, этаж № -1.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 определена кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества с кадастровым номером в размере 1 346 135, 51 рублей, с кадастровым номером в размере 1 615 319, 08 рублей, с кадастровым номером в размере 1 355 250, 19 рублей, с кадастровым номером в размере 8 617 737, 92 рублей, с кадастровым номером в размере 4 305 264, 57 рублей, о чем сведения внесены в ЕГРН в январе 2022 года.

Административные истцы, будучи собственниками указанных объектов, являются плательщиками налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество является кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Установление кадастровой стоимости помещений в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество.

Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 25.04.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.

В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости является обоснованным.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административными истцами в обоснование заявленных требований представлены отчеты об оценке частнопрактикующего оценщика Сенцова А.Ю. об определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 объектов недвижимого имущества: с кадастровым номером в размере 866 798, 34 рублей, с кадастровым номером в размере 1 012 161, 04 рублей, с кадастровым номером в размере 546 486, 21 рублей, с кадастровым номером в размере 5 208 716, 73 рублей, с кадастровым номером в размере 2 507 617, 84 рублей.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости помещения основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости, содержащих сведения об иной рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.

С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчетах об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости объекта недвижимого имущества на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанных объектов, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости помещения равной их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке, подлежат удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 25.04.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск Волобуева Анатолия Юрьевича, Андреева Виталия Александровича, Костусевой Светланы Александровны удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – помещение с кадастровым номером , по адресу: <адрес> площадью 43,3 кв.м, назначение: нежилое, наименование: часть объекта, этаж № 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 866 798 (восемьсот шестьдесят шесть тысяч семьсот девяносто восемь) рублей 34 коп.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 52,2 кв.м, назначение: нежилое, наименование: часть объекта, этаж № 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 012 161 (один миллион двенадцать тысяч сто шестьдесят один) рубля 04 коп.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером , по адресу: <адрес> площадью 146,1 кв.м, назначение: нежилое, наименование: часть объекта, этаж № 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 507 617 (два миллиона пятьсот семь тысяч шестьсот семнадцать) рублей 84 коп.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером , площадью 43,6 кв.м, по адресу: <адрес>, назначение нежилое, наименование: помещение, этаж № -1, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 546 486 (пятьсот сорок шесть тысяч четыреста восемьдесят шесть) рублей 21 коп.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером , площадью 320,2 кв.м, по адресу: <адрес>, назначение нежилое, наименование: помещение, этаж № 1, этаж № -1, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 5 208 716 (пять миллионов двести восемь тысяч семьсот шестнадцать) рублей 73 коп.

Датой подачи заявления в суд считать 25.04.2023.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 29 мая 2023 года.

Судья                            И.А. Щетинкина

3а-1319/2023 ~ М-714/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Андреев В.А.
Волобуев А.Ю.
Костусева С.А.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Правительство Самарской области
Другие
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Куприянов Д.А.
Администрация г.о. Толятти
ГБУ СО "ЦКО"
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
25.04.2023Регистрация административного искового заявления
26.04.2023Передача материалов судье
27.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
27.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее