Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-11159/2023 от 25.08.2023

Судья: ФИО8

Гражданское дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гражданское дело

31 октября 2023 года                           <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего            ФИО77,

судей                                          ФИО83

при секретаре                             ФИО11

с участием прокурора                      ФИО12

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «УК «Заусиновский» на решение Сызранского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

«Обязать ООО Управляющую компанию «Заусиновский» (ИНН ) в течение 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (с учетом климатических условий) привести в нормативное состояние улично-дорожные сети вдоль многоквартирного дома по адресу: ул. <адрес>, г.о. <адрес> в части восстановления дорожного полотна и устранения выбоин и проломов.

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к администрации городского округа <адрес>, МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» - отказать.

Взыскать с ООО Управляющая компания «Заусиновский» (ИНН ) в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей».

заслушав доклад судьи Самарского областного суда ФИО77, представителя ООО «УК «Заусиновский» - ФИО14 в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения на жалобу прокурора ФИО12, представителя ответчика МКУ г.о. Сызрань «СГХ» – ФИО16, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в Сызранский городской суд <адрес> с иском к администрации г.о. <адрес>, МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» о возложении обязанности осуществить мероприятия по восстановлению дорожного покрытия по адресу: <адрес> ул. <адрес>.

В обоснование заявленных требований указал, что в рамках проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки состояния улично-дорожных сетей города установлено, что автомобильная дорога вдоль многоквартирного дома по ул. <адрес> г.о. Сызрань находится в неудовлетворительном состоянии, имеются массовые выбоины дорожного полотна.

Управление многоквартирным домом по улице <адрес> в <адрес> на основании договора, заключенного с собственниками помещений указанного МКД, осуществляет ООО УК «Заусиновский»

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточненных исковых требований, прокурор <адрес> просил суд обязать ООО УК «Заусиновский» в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (с учетом климатических условий) привести в нормативное состояние улично-дорожные сети вдоль многоквартирного дома по адресу: ул. <адрес>, г.о. <адрес> в части восстановления дорожного полотна и устранения выбоин и проломов.

Судом постановлено указанное выше решение, которое ООО УК «Заусиновский» в апелляционной жалобе просит отменить, не соглашаясь с выводом суда о возложении на Общество обязанности по восстановлению дорожного покрытия по адресу: <адрес> ул. <адрес>, указывая на то, что надлежащими ответчиками по делу является орган местного самоуправления.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. осуществлен переход к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ, к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «УК «Заусиновский», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: ФИО76, ФИО20, ФИО21, ФИО84Ю., ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО13, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75

В заседание суда апелляционной инстанции представитель ООО «УК «Заусиновский» - ФИО14 доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил отказать в удовлетворении требований прокурора.

Прокурор ФИО15 и представитель ответчика МКУ г.о.Сызрань «СГХ» - ФИО16 возражала относительно доводов апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют отчеты об отслеживании почтовых отправлений, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, явку представителей не обеспечили, об уважительности причин неявки не сообщили.

В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно частям 1 и 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого на благополучную окружающую среду.

Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Пунктом 2 Правил в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Как установлено судом первой инстанции, 30.06.2022г. государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское», с участием помощника прокурора <адрес> ФИО17 произведено инструментальное обследование дорожного покрытия по ул. <адрес> в районе <адрес>, в результате чего были выявлены дефекты покрытия в виде выбоин, просадок, проломов, размерами <данные изъяты>, что не соответствует п. 5.2.4 таб. 5.3. ФИО78 50597-2017 (т. 1 л.д.14-15).

Актом обследования прилегающей территории <адрес> по ул. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленным с участием представителя ООО «УК «Заусиновский» ФИО14, представителем МУ МВД России «Сызранское» ФИО18, представителем КСиА Администрации г.о. Сызрань – ФИО19, установлено, что выбоина в дорожном покрытии расположена на земельном участке прилегающей территории к МКД ул. <адрес> (т. 1, л.д.129).

Согласно сведениям комитета по строительству и архитектуре г.о. Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ. /окр, в районе <адрес> расположено 2 земельных участка: с кадастровым номером 63:08:0113037:65 (относится к МКД по ул. <адрес>), 63:08:0113037:87 (относится к МКД по ул. <адрес>).

Дорога вдоль многоквартирного <адрес> относится к участку с кадастровым номером , является дворовым проездом, обеспечивающим проезд к МКД. Выявленный дефект покрытия в виде выбоины в районе <адрес> по ул. <адрес>, расположен на дворовом проезде многоквартирного <адрес> по ул. <адрес>.

В перечне автомобильных дорог местного значения, числящихся в реестре муниципального имущества городского округа Сызрань, утвержденном постановлением администрации г.о. Сызрань ДД.ММ.ГГГГ., дорога вдоль многоквартирного <адрес> отсутствует (т. 1, л.д.134).

Из материалов межевого дела следует, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> 11 расположен на сформированном земельном участке с кадастровым номером , находящимся в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного <адрес> (т. 1, л.д. 78-86).

Границы прилегающей территории для обслуживания многоквартирного дома определены в соответствии с чертежом границ, утвержденным актом установления и согласования границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., из графического материала следует, что спорный дворовой проезд находится в границах прилегающей территории многоквартирного <адрес> по улице <адрес> (т. 1, л.д. 85).

Управление указанным многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> 11, осуществляет ООО «УК «Заусиновский», что подтверждается договором управления домом от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 45-53).

В соответствии с частью 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно пунктам 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значения для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке, в соответствии с ч. 1 ст. 330 ГК РФ, являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и заключаются они в следующем.

Определяя лицо, ответственное за состояние дорожного покрытия по ул. <адрес> в районе <адрес>, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является ООО «УК «Заусиновский», которым допущено нарушение содержания придомовой территории, прилегающей к дому по ул. <адрес>, при этом, выявленные нарушения влекут нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасное движение, что способствует созданию аварийных ситуаций на дорогах, следовательно, исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц в части возложения на ООО УК «Заусиновский» обязанности осуществить мероприятия по восстановлению дорожного покрытия, подлежат удовлетворению.

Между тем, при вынесении судебного решения, судом первой инстанции не учтено, что прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации городского округа <адрес>, МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства».

Определением о подготовке дела к судебному разбирательству от 10.08.2021г. судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО «УК «Заусиновский», при этом, в материалах дела отсутствуют процессуальные документы о привлечении ООО «УК «Заусиновский» к участию в деле в качестве соответчика.

Таким образом, ООО «УК «Заусиновский» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, его процессуальный статус не изменился, не смотря на то, что в решении суда данное юридическое лицо указано в качестве ответчика и на него возложена обязанность по совершению определенных действий.

Кроме того, протокольным определением ДД.ММ.ГГГГ. удовлетворено ходатайство ООО «УК «Заусиновский» о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, жителей <адрес> по ул. <адрес>, при этом, судом первой инстанции, не указано, какие именно физические лица привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, что противоречит положениям ч. 1 ст. 37 ГПК РФ.

Учитывая указанные обстоятельства, к участию в настоящем гражданском деле определением судебной коллегии от 26.09.2023г. в качестве соответчика привлечено ООО «УК «Заусиновский», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - ФИО76, ФИО20, Никерова ТФИО85., ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО13, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, что явилось основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.

Рассматривая исковые требования прокурора <адрес> по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ООО УК «Заусиновский» обязанности по осуществлению мероприятий по восстановлению недостатков дорожного покрытия, выявленных в результате обследования дорожного покрытия по ул. <адрес> в районе <адрес>, по следующим основаниям.

В силу пп. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Аналогичные положения содержатся в п. п. "е", "ж" ст. 2 Раздела I, пп. "ж" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома; содержание общего имущества включает в себя, в том числе содержание и уход за внутриквартальным проездом.

Согласно п. 37 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

Из п. 5 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В пункте 66 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", разъяснено, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

По смыслу указанных положений законодательства, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться земельным участком под многоквартирным домом в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При этом, при определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Пунктом 42 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Таким образом, надлежащее содержание земельного участка, на котором расположен данный дом, включает в себя безопасность по проезду в его придворовой территории как предназначенной для обслуживания, эксплуатации данного дома и возлагается на собственников помещений МКД, либо на организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом.

С учетом приведенных норм права, содержания заявленных истцом требований и возражений на них, юридически значимым обстоятельством по данному делу, подлежащему установлению, является то обстоятельство, относится ли спорный проезд к улично-дорожной сети муниципального образования г.о. Сызрань по своему функциональному назначению, предназначен ли он для подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри соответствующего квартала, относится ли он к дорогам общего пользования, предназначенным для движения транспортных средств неограниченного круга лиц либо дорогам не общего пользования, находящимся в частной собственности, в частности, собственников помещений многоквартирного дома. Таким образом, является ли спорный проезд внутриквартальным или придомовым проездом. В зависимости от установления этого обстоятельства подлежит разрешению вопрос о бремени содержания спорного имущества.

Из имеющейся в материалах дела схемы земельного участка с кадастровым номером 63:08:0113037:87 на основе топографического плана следует, что выбоина в дорожном покрытии расположена на земельном участке прилегающей территории к МКД ул. <адрес> кадастровым номером 63:08:0113037:87 и является его неотъемлемой частью.

В самостоятельный объект как земельный участок проезд не выделен, имеет тот же разрешенный вид использования как и основной - под многоквартирный дом.

Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 63:08:0113037:87 под многоквартирным домом по ул. <адрес> в <адрес> сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет, следовательно, в силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений данного многоквартирного дома.

При указанных обстоятельствах, поскольку указанный многоквартирный дом находится в управлении ООО «УК «Заусиновский», на которое в силу положений ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена обязанность по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе, входящего в его состав земельного участка, исковые требования прокурора к ООО «УК «Заусиновский» о приведении в нормативное состояние улично-дорожных сетей вдоль многоквартирного дома по адресу: ул. <адрес>, г.о. <адрес> в части восстановления дорожного полотна и устранения выбоин и проломов подлежат удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы ООО «УК «Заусиновский» о том, что спорный проезд вдоль МКД по ул. <адрес> относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, в связи с чем, бремя его содержания должно быть возложено на Администрацию г.о. Сызрань, отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

В ст. 16 указанного закона установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 257-ФЗ).

Как указано в ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Закон N 196-ФЗ), ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Закона N 196-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 6 Закона N 196-ФЗ осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В зависимости от назначения автомобильных дорог ст. 5 Закона N 257-ФЗ установлена их классификация, которая включает в себя: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.

В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги также подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

При этом, согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Поэтому, согласно п. 11.4 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89", в улично-дорожную сеть населенных пунктов входят не только магистральные городские дороги, но "улицы и дороги местного значения", включая транспортные и пешеходные связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы районного значения.

Ремонт автомобильных дорог в силу ч. 1 ст. 18 ФЗ РФ N 257-ФЗ осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Согласно Государственному стандарту Российской Федерации "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (ФИО78 50597-93) установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов.

В соответствии с пунктом 3.1.1 ФИО78 50597-93 покрытие дорожной части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилам дорожного движения скоростью. Согласно п. 3.1.2 названного Стандарта предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Аналогичные положения содержатся в ФИО78 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1245-ст)

Пунктом 5.2.4 ФИО78 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. В частности, выбоина - это местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями.

Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 06.09.2012г. утвержден перечень дорог местного значения, подлежащих включению в состав муниципальной собственности г.о. Сызрань, из которого следует, что протяженность дороги по ул. <адрес>, включенной в состав муниципальной собственности г.о. Сызрань, составляет 1 км 321 м, при этом, спорный проезд, расположенный на придомовой территории МКД по ул. <адрес>, 11, к дорогам общего пользования местного значения не отнесен.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ООО «УК «Заусиновский» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета г.о. Сызрань, от уплаты которой истец освобожден при подаче иска, размер которой на основании ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 300 рублей.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции, вынесено с нарушением и неправильным применением норм процессуального права, что в соответствии со ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сызранского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, постановить по делу новое решение, которым:

Исковые требования прокурора <адрес> к ООО УК «Заусиновский» - удовлетворить.

Обязать ООО Управляющую компанию «Заусиновский» (ИНН ) в течение 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (с учетом климатических условий) привести в нормативное состояние улично-дорожные сети вдоль многоквартирного дома по адресу: ул. <адрес>, г.о. <адрес> в части восстановления дорожного полотна и устранения выбоин и проломов.

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к администрации городского округа <адрес>, МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» - отказать.

Взыскать с ООО Управляющая компания «Заусиновский» (ИНН ) в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-11159/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Прокурор г.Сызрани в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МКУ г.о.Сызрань СГХ
Администрация г.о.Сызрань
ООО УК Заусиновский
Другие
Ульянов Е.И.
Управление финансов Администрации г.о.Сызрань
Лобяк В.Г.
Шабуров Р.И.
Гольдяева Г.А.
Шмелёва Н.Г.
Карпова В.А.
Шмелев А.А.
Карпова Е.Г.
Шишкова Г.К.
Кирюхина К.И.
Сульдина Л.А.
Ефименко Н.М.
Керов А.А.
Перунов А.Д.
Калькаева Л.Л.
Захарова Г.Н.
Чиркаев Ю.В.
Никерова Т.Н.
Кочергина Л.И.
Попков С.В.
Казачкина Н.В.
Ленская Л.И.
Мустафина Г.П.
Андреева Л.П.
Маковецкая И.М.
Маслова Н.М.
Ерохина В.Г.
Яшина Ю.В.
Прокофьева Ю.В.
Сапунов В.Н.
МУ МВД России Сызранское
Степанченко Л.И.
Евдокимова Н.Н.
Дербенева О.П.
Додонов А.И.
Кулагина Е.Н.
Бакулина А.А.
Воеводкина Т.А.
Гагарина А.Г.
Микурова С.А.
Чикурова Г.М.
Фомина Л.В.
Орлов В.А.
Щукина Г.А.
Зимина О.Н.
Адрамова Л.М.
Синдюкова Л.И.
Гольдяев А.К.
Пищальникова Л.В.
Кузнецова Т.Г.
Комитет КЖКХ Администрации г.о.Сызрань
Вахтел Л.В.
Кундури Е.С.
Захарова Л.Г.
Огурцова Светлана Валериевна
Киселёва С.Ю.
Курилова А.М.
Земскова Н.А.
Шарафутдинова Г.У.
ООО «УК «Заусиновский»
Катков Г.А.
Киселёв А.Е.
Голубь О.В.
Перова С.А.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.08.2023[Гр.] Передача дела судье
26.09.2023[Гр.] Судебное заседание
31.10.2023[Гр.] Судебное заседание
27.11.2023[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2023[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее