УИД 74RS0030-01-2023-000057-92
Гражданское дело № 2-588/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2023 г. г. Магнитогорск
Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи: Мухиной О.И.
при секретаре: Мухаметжановой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баева Н.П., Белоус Д.Е., Рукиной М.С., Шлюбченко Д.С., Бушуева М.А., Кулемина И.В., Юрченко М.В., Трахтман О.А, Литвинова А.А., Смирнова К.А. к администрации г. Магнитогорска, комитету по управлению имуществом и земельными отношениями администрации г. Магнитогорска о возложении обязанности по производству оценки, диагностики технического состояния и паспортизации автомобильной дороги с определением категории дороги, приведению автомобильной дороги в соответствии с требованиями государственных стандартов, обеспечению разработки и организации альтернативных маршрутов движения транспортных средств с внесением изменений в документацию по планировке территории города,
УСТАНОВИЛ:
Баев Н.П., Белоус Д.Е., Рукина М.С., Шлюбченко Д.С., Бушуев М.А., Кулемин И.В., Юрченко М.В., Трахтман О.А., Литвинов А.А., Смирнов К.А., с учетом измененного иска обратились в суд к администрации г. Магнитогорска, комитету по управлению имуществом и земельными отношениями администрации г. Магнитогорска (далее -КуиЗО администрации г. Магнитогорска), просили возложить на ответчиков обязанность:
в течение 6 -ти месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести оценку, диагностику технического состояния и паспортизацию автомобильной дороги по ул. Петербургской кадастровый № в <адрес> с определением категории дороги;
в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения в законную силу привести автомобильную дорогу по ул. Петербургской кадастровый № в <адрес> в соответствии с ГОСТ -Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», выполнив устройство тротуарной дорожки;
в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу привести автомобильную дорогу по ул. Петербургской кадастровый № в <адрес> в соответствии ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», установив знаки дорожного движения 3.24 «Ограничение максимальной скорости», ограничивающие максимальную скорость (не более 40 км/ч), знак дорожного движения 3.4, запрещающий движение грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3, 5 тонн, а также тракторов и самоходных машин в соответствии с ПДД РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», выполнив устройство искусственных неровностей;
в течение 12-ти месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить разработку и организацию альтернативных маршрутов движения транспортных средств к жилым районам Раздолье, Раздолье-1, через земельные участки с кадастровыми номерами № с внесением изменений в документацию по планировке территории г. Магнитогорска Челябинской области(л.д.4-12 т.1, 135-138 т.3).
В обоснование иска указано, что истцы являются жителями поселка «Южный Пасад», вдоль которого проходит ул. Петербургская. Согласно генеральному плану улица отнесена к улицам местного значения. Дорога по ул. Петербургской в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения отсутствует, технический паспорт на нее не оформлялся. Технический учет и паспортизация указанной дороги входит в обязанности администрации г. Магнитогорска. Истцы имеют право на комфортные, благоприятные условия жизнедеятельности. Расстояние между жилой застройкой и дорогой по ул. Петербургской составляет 5, 5 м., отсутствует тротуарная дорожка. При планировании развития населенного пункта администрация г. Магнитогорска должна была предусмотреть возможность альтернативных маршрутов движения для проезда в жилые комплексы Раздолье, Раздолье -1 по дублирующим направлениям. Указанное администрация г. Магнитогорска не исполнила, в связи с чем по ул. Петербургской увеличилась интенсивность движения в несколько раз и фактически в настоящее время по дороге в сутки проезжает более 2000 единиц транспортных средств. При интенсивности движения свыше 1000 единиц транспортных средств в сутки дорога относится к III категории. Однако дорога по ул. Петербургской фактически не отвечает требованиям, предъявляемым к дорогам указанной категории. По ул. Петербургской отсутствуют какие-либо тротуары.
Определением суда от к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Рубиком» (далее -ООО «Рубиком»(л.д.129 т.3)
Истцы Баев Н.П., Белоус Д.Е., их представитель по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.44 т.1), в судебном заседании заявленные требования поддержали по доводам иска.
Представитель ответчиков администрации г. Магнитогорска, КУиЗО администрации г. Магнитогорска по доверенности Жарко Н.Г.(л.д.155-156 т.3) полагала требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что дорога по ул. Петербургской являлась бесхозяйным объектом. В настоящее время на дорогу признано право муниципальной собственности. Дорога будет внесена в реестр муниципальной собственности, после чего будет проводиться ее обследование, разрабатываться документация, при необходимости выполняться ремонты. Ограничение проезда путем установки знаков, разработке иных маршрутов невозможно.
Третьи лица - Баева О.А., Белоус Ю.Д., Гладских Н.П. о рассмотрении дела извещены, не явились.
Представитель третьего лица муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» при надлежащем извещении участия в деле не принимал. В материалы дела представлен письменный отзыв(л.д.2-8 т.2). Полагает, что для реализации требований истцов администрация г. Магнитогорска должна зарегистрировать право собственности на дорогу, провести техническое обследование объекта, заложить лимиты денежных средств на приведение автодороги по ул. Петербургской в надлежащее состояние.
Представитель третьего лица ООО «Трест Магнитострой» о рассмотрении дела извещен, не явился. В материалы дела представлен письменный отзыв(л.д.162-166 т.2). Указывает, что права истцов при осуществлении полномочий в области использования автомобильных дорог по осуществления дорожной деятельности не нарушены.
Представитель третьего лица УМВД России по г. Магнитогорску о рассмотрении дела извещен, не явился.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истцы являются собственниками жилых домов и земельных участков, расположенных по ул. Петербургской в г. Магнитогорске Челябинской области(л.д.15-35, 84-89 т.1). Собственником <адрес> в <адрес> является Гладских Н.П.(л.д.23-24 т.1).
В период рассмотрения настоящего спора решением Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска от 26 апреля 2023 года по заявлению прокурора Правобережного района г. Магнитогорска в интересах муниципального образования г. Магнитогорск признано право муниципальной собственности на объект недвижимости: автодорога, г. Магнитогорск, ул. Петербургская, кадастровый №. Решение вступило в законную силу 06 июня 2023 года(л.д.151-154 т.3).
С 24 ноября 2022 года данный объект состоял на учете в качестве бесхозяйной недвижимой вещи(л.д.105-127 т.1).
Строительство автодороги завершено, как следует из выписки из ЕГРН в 2016 году(л.д.105 т.1).
Согласно техническому плану от 10 октября 2022 года протяженность объекта составляет <данные изъяты> м.(л.д.121 т.1).
По постановлению администрации г. Магнитогорска № 12525-П от 16 ноября 2021 года данная автодорога передана на временное содержание и техническое обслуживание МКУ «УКС»(л.д.126, 216 т.1).
В Постановлении от 31 мая 2016 года N 14-П Конституционного суда РФ, обеспечению экономического развития и благополучия страны призвана служить транспортная инфраструктура общего пользования, строительство и модернизация которой, доступность и содержание в надлежащем состоянии создают необходимые предпосылки для реализации гражданами закрепленных Конституцией РФ прав и свобод, включая право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1).
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с п. 6 ст. 3, ч. 3 ст. 15, ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ) дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе, дорожные знаки, пешеходные дорожки, тротуары. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения их сохранности.
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 14, п.п. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ.
С учетом положений ст.ст. 34 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пунктом 10 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ определено, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
В силу п. 5 ст. 7 Устава г. Магнитогорска к вопросам местного значения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
Согласно п. 6 ст. 34 Устава к полномочиям администрации г. Магнитогорска относится осуществление правомочий собственника муниципального имущества в порядке, установленном городским Собранием, осуществление контроля владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.
С учетом вышеуказанных положений, суд приходит к выводу, что обеспечение соответствия состояния дорог, их содержание установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам является обязанностью администрации г. Магнитогорска, а не КУиЗО администрации г. Магнитогорска.
Из иска следует, что поводом для обращения истцов в суд послужил статус автомобильной дороги, являющейся бесхозяйной, отсутствие комфортных и благоприятных условий жизнедеятельности ввиду интенсивности движения по ул. Петербургской за счет проезда в жилые комплексы Раздолье, Раздолье-1.
Судом установлено, что в 2012 году в отношении юго-западной части г. Магнитогорска, в которую входила ул. Петербургская, постановлением администрации г. Магнитогорска от 29 июня 2012 года № 8505-П разработан проект планировки территории, согласно которому ул. Петербургская была предусмотрена как улица местного значения. При внесении изменения в части планировочного решения жилого района Раздолье ул. Петербургская также осталась улицей местного значения. Проектом установлены красные линии ул. Петербургской(л.д.80-82 т.1, 67-122 т.2).
Из документации по внесению изменений в проект планировки территории западной и юго-западной части г. Магнитогорска <данные изъяты>.
По информации Управления транспорта и коммунального хозяйства администрации г. Магнитогорска от 18 апреля 2023 года специалистами управления проведен мониторинг движения транспорта по ул. Петербургская в часы пик (с 07 часов 00 минут по 10 часов 00 минут и с 17 часов 00 минут по 20 часов 00 минут). 12 апреля 2023 года с 07 часов 00 минут до 10 часов 00 минут. Установлено, что всего выехало и заехало -861 транспортных средств. Из них выехало -634 транспортных средства, заехало -227 транспортных средств, из них -14 грузовых. 17 апреля 2023 года с 17 часов 00 минут по 20 часов 00 минут всего выехало и заехало -1 016 транспортных средств, из них выехало 361 (8 грузовых) транспортных средств, заехало -647 (2 грузовых) транспортных средства. Основным потоком транспортных средств является легковой транспорт самих жителей поселка(л.д.153 т.2).
Из переписки за 2020 год видно, что в целях снижения шума и динамической нагрузки на полотно покрытия автодороги принималось решение об ограничении движения грузового транспорта и строительной техники путем установки дорожного знака 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено»(л.д.36 т.1).
В период рассмотрения настоящего спора решением Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска от 26 апреля 2023 года по заявлению прокурора Правобережного района г. Магнитогорска в интересах муниципального образования г. Магнитогорск признано право муниципальной собственности на объект недвижимости: автодорога, г. Магнитогорск, ул. Петербургская, кадастровый №. Решение вступило в законную силу 06 июня 2023 года(л.д.169-172 т.3).
Вместе с тем, определяющим для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, является не только признание права собственности на автомобильную дорогу за муниципальным образованием, но и наличие указанной дороги на территории муниципального образования. Строительство территории западной и юго-западной части г. Магнитогорска (в границах ул. Сторожевая, шоссе Западное, ул. Радужная, южной границы города, западной границы города) предполагало оценку администрацией г. Магнитогорска развития транспортной сети муниципального образования в указанной части. Из представленных в материалы дела доказательств следует, что строительство ул. Петербургской завершено в 2016 году, на учет в качестве бесхозяйного данный линейный объект был поставлен лишь в 24 ноября 2022 года. Фактически ул. Петербургская не соответствует проекту планировки, утвержденному постановлением администрации города от 29 июня 2012 года № 8505-П. С западной стороны от проезжей части до границы земельного участка, предоставленного на праве частной собственности, составляет 2, 10 м. Также с западной стороны от проезжей части расположена подтопляемая территория и устроена самотечная канава. Профиль ул. Петербургская, в своем составе предусматривает расположение пешеходного тротуара с восточной стороны от проезжей части. Однако на указанной территории расположены опоры освещения и выполнено благоустройство (газоны, подъезды к домам, озеленение) прилегающих к частным домам территорий(л.д.150-151 т.2). О наличии шума, а также нагрузки на дорожное полотно с учетом интенсивного транспортного потока администрации г. Магнитогорска было известно в 2020 году. Интенсивность дорожного движения сохраняется по настоящее время. С учетом несоответствия ул. Петербургской действующему проекту планировки суд приходит к выводу о нарушении права истцов на комфортные и благоприятные условия проживания и необходимости возложения на администрацию г. Магнитогорска обязанности произвести оценку, диагностику технического состояния и паспортизацию автомобильной дороги по ул. Петербургской кадастровый № в г. Магнитогорске Челябинской области с определением категории дороги. Требования, предъявляемые к содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, определены законом, их выполнение не определяется усмотрением муниципалитета.
Определяя срок, необходимый для исполнения указанной обязанности, суд полагает срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является неразумным, поскольку для выполнения указанных действий необходимо финансирование, заключение контрактов. Суд полагает правильным установить для выполнения указанной обязанности срок 8 месяцев.
Действительно, в силу ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Вместе с тем, суд полагает, что поскольку на момент разрешения спора не определена категория дороги по ул. Петербургская, не выполнена ее оценка, диагностика и паспортизация, возложение на администрацию г. Магнитогорска обязанности по приведению соответствия автомобильной дороги тому или иному государственному стандарту по ограничению скорости движения, установления искусственных неровностей, тротуарной дорожки, является преждевременным.
Требования истцов о возложении обязанности по обеспечению разработки и организации альтернативных маршрутов движения транспортных средств к жилым районам Раздолье, Раздолье -1, через земельные участки с кадастровыми номерами 74№ с внесением изменений в документацию по планировке территории г. Магнитогорска также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ развитие территории осуществляется на основании Генерального плана, Правил землепользования и застройки и документации по планированию территории.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ, ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Фз «О введении в действие Земельного кодекса РФ» органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также собственность на которые не разграничена.
Земельные участки с кадастровыми номерами № предназначены для размещения объектов инфраструктуры, переданы в аренду ООО «Рубиком»(л.д.188-201, 203-206 т.2).
Из ответа администрации г. Магнитогорска от 24 мая 2023 года следует, что для альтернативного маршрута движения транспортных средств, необходима разработка градостроительной документации, получение согласия арендатора земельного участка. Разработка документации осуществляется за счет средств местного бюджета в рамках муниципальной программы «Жилье в городе Магнитогорске на 2022 -2027 годы». Основные показатели реализации программы -ввод жилья в эксплуатацию и образование земельных участков для целей жилищного строительства. Разработка такой документации для организации маршрутов движения неправомерна(л.д.190-191 т.2).
Суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к решению вопроса необходимости и целесообразности строительства автомобильных дорог местного значения. Заявляя требования о понуждении к совершению действий, истцы фактически возлагают на суд обязанность вмешательства в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым, при этом, истцами не представлено доказательства необходимости первоочередного строительства указанной ими дороги в приоритете от иных дорог, планируемых к строительству и ремонту. Перераспределение бюджетных средств не входит в компетенцию суда.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить частично.
Возложить на администрацию г. Магнитогорска (<данные изъяты>) обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести оценку, диагностику технического состояния и паспортизацию автомобильной дороги по ул. Петербургской в г. Магнитогорске Челябинской области, кадастровый номер №, с определением категории дороги, отказав в удовлетворении требований Баева Н.П., Белоус Д.Е., Рукиной М.С., Шлюбченко Д.С., Бушуева М.А., Кулемина И.В., Юрченко М.В., Трахтман О.А., Литвинова А.А., Смирнова К.А. к администрации г. Магнитогорска в остальной части.
Отказать в удовлетворении требований Баева Н.П., Белоус Д.Е., Рукиной М.С., Шлюбченко Д.С., Бушуева М.А., Кулемина И.В., Юрченко М.В., Трахтман О.А., Литвинова А.А., Смирнова К.А. к комитету по управлению имуществом и земельными отношениями администрации г. Магнитогорска о возложении обязанности по оценке, диагностике технического состояния и паспортизации автомобильной дороги с определением категории дороги, приведению автомобильной дороги в соответствии с требованиями государственных стандартов, обеспечению разработки и организации альтернативных маршрутов движения транспортных средств с внесением изменений в документацию по планировке территории города.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 10 июля 2023 года.