Мировой судья судебного участка № 74 в Первомайском судебном районе в городе Омске Захарова Н.Ю.
Дело № 12-355/2021
55MS0074-01-2021-003787-85
Р Е Ш Е Н И Е
Первомайский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Кулькова В.С.,
при секретаре Шонус Т.И.,
рассмотрев 11 ноября 2021 года в городе Омске в открытом судебном заседании жалобу инспектора ОЛРР Управления Росгвардии по Омской области Белова Н.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 74 в Первомайском судебном районе в городе Омске от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.10 КоАП РФ в отношении Дубракова С.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № в Первомайском судебном районе в городе Омске от ДД.ММ.ГГГГ Дубраков С. В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.10 КоАП РФ, и освобожден от административной ответственности в соответствии с примечанием 1 к ст. 20.10 КоАП РФ. Производство по делу прекращено на основании п. 4 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ.
Инспектор ОЛРР Управления Росгвардии по Омской области Белов Н.А. обратился в Первомайский районный суд города Омска с жалобой, в которой указал, что с вынесенным постановлением не согласен, так как ДД.ММ.ГГГГ в 12:50 установлено, что Дубраков С.В., по адресу <адрес>, в нарушение ст. 13, 22 Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150 ФЗ «Об оружии», п. 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, п. 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной «О мерах по реализации постановления правительства РФ от 21.07.1998 № 814» от 12.04.1999 г., незаконно хранил принадлежащее ему и зарегистрированное в установленном порядке огнестрельное охотничье гладкоствольное оружие: МР-153, калибр 12, №, 2003 г.в.; ИЖ-18М-М, калибр 12, №, 1994 г.в.; ТОЗ, калибр 16, №, 1961 г.в., срок действия разрешений серии РОХа №, 16642900, 16642901, на которые, истек ДД.ММ.ГГГГ С заявлением для продления срока действия разрешения на право хранения и ношения оружия Дубраков С.В. в Управление Росгвардии по Омской области не обращался. ДД.ММ.ГГГГ в отношении Дубракова С.В. составлен протокол об административном правонарушении 55ЛРР20121071400786 по ст. 20.10 КоАП РФ. Предмет административного правонарушения - огнестрельное оружие модели МР-153, к. 12, №, 2003 г.в., модели ИЖ-18М-М, к. 12, №, 1994 г.в., модели ТОЗ, к. 16, №, 1961 г.в. в соответствии с положениями ст. 27.10 КоАП РФ изъято. Материалы дела направлены в мировой суд по подведомственности. С учетом положений Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ "Об оружии", Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814, оценив все имеющиеся в деле доказательства суд обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Дубракова С.В. состава административного правонарушения предусмотренного ст. 20.10 КоАП РФ. При этом ДД.ММ.ГГГГ при вынесении обжалуемого постановления к действиям Дубракова С.В. мировым судом применены положения примечания № 1 ст. 20.10 КоАП РФ. Из текста постановления следует, что «...В соответствии с примечанием 1 к статье 20.10 КоАП РФ лицо, добровольно сдавшее оружие, основные части огнестрельного оружия и патроны к оружию, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей. Судом установлено, подтверждается протоколом изъятия, что Дубраков добровольно сдал оружие. Таким образом, принимая во внимание примечание 1 к статье 20.10 КоАП РФ, мировой судья полагает необходимым освободить Дубракова С.В. от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.10, производство по делу прекратить в соответствии с п. 4 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ...». С выводом суда о возможности применения к действиям Дубракова С.В. положений примечания 1 ст. 20.10 КоАП РФ согласиться нельзя. Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории РФ урегулирован Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ "Об оружии", а также Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ». Названными нормативно правовыми актами определен в том числе порядок хранения, передачи, а также сдачи оружия гражданами. Так, соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона № 150 «Об оружии» юридическим лицам и гражданам запрещаются хранение и использование найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются, а также оружия, право на приобретение которого они не имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган либо в органы внутренних дел. Иных оснований для сдачи оружия Федеральным законом не предусмотрено. Таким образом, положения № 1 Примечания об освобождении от административной ответственности применимы в отношении лиц незамедлительно (в кратчайший срок) сдавших оружие (найденное ими, переданного им, и собственниками которого они не являются) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия. Как следует из материалов дела Дубраков С.В. является собственником огнестрельного охотничьего гладкоствольного оружия МР- 153, калибр 12, №, 2003 г.в.; ИЖ-18М-М, калибр 12, №, 1994 г.в.; ТОЗ, калибр 16, №, 1961 г.в. на основании разрешений серии РОХа №, 16642900, 16642901 срок действия которых истек ДД.ММ.ГГГГ Указанное оружие в установленном Федеральным законом порядке зарегистрировано в ОЛРР г. Омску. С позицией суда о том, что Дубраков С.В. добровольно сдал оружие и это подтверждается протоколом изъятия согласиться нельзя, в связи с тем, что названным протоколом в соответствии с положениями ст. 27.10 КоАП РФ должностным лицом зафиксирован факт применения меры обеспечения производства по делу. В протоколе отражены основания изъятия: «Незаконное хранение оружия (ст. 20.10 КоАП РФ)», что в полной мере согласуется с положениями абз. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона (основания изъятия). С учетом положений 2-3 Примечания ст. 20.10 КоАП РФ действия Дубракова С.В. осуществлявшего по ДД.ММ.ГГГГ хранение принадлежащего ему оружия на основании разрешений срок действия по которым истек ДД.ММ.ГГГГ и прибывшего самостоятельно в подразделение ЛРР, следует квалифицировать по ст. 20.10 КоАП РФ. Кроме того, положения п. 4 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ не содержат ссылки на примечание статьи 20.10 КоАП РФ как основание для прекращения производства по делу об административном правонарушении. На основании изложенного просил отменить постановление мирового судьи, вернуть дело на новое рассмотрение.
Дубраков С.В. в судебном заседании с жалобой не согласился, пояснив, что за месяц до истечения срока окончания разрешения он не обратился за продлением, потому что забыл. О том, что срок истек ему напомнил сотрудник лицензионной системы, который ему позвонил уже после истечения срока. Потом сотрудник приехал и он сразу поехал с оружием в отделение. Оружие принес добровольно, после чего на него составили протокол.
Должностное лицо составившее протокол инспектор ОЛРР Управления Росгвардии по Омской области Белов Н.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, пояснив, что по базе данных отслеживаются сроки, у Дубракова С.В. ДД.ММ.ГГГГ истек срок действия разрешений на хранение и ношение оружия в количестве трех единиц, производились мероприятия, чтобы установить местонахождение Дубракова С.В. Было установлено, что он проживает в районе Омской области в связи со службой. Он связался с Дубраковым С.В., пригласил для составления протокола, ДД.ММ.ГГГГ он прибыл с оружием в отделение, был составил протокол по ст. 20.10 КоАП РФ. Протоколом изъятия оружие было изъято и помещено на хранение в ОП №7.
Представитель Управления Росгвардии по Омской области старший инспектор по особым поручениям группы исполнения законодательства Терентьев А.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ Дубраков С.В. прибыл в подразделение где предоставил оружие, срок разрешения на которое истек, с момента изъятия правонарушение было совершено, установлена объективная сторона - факт хранения. Законным владельцем является Дубраков С.В., но хранилось оружие с нарушением законодательства. Оружие изымалось в рамках ст. 20.10 КоАП РФ. Мировой судья обоснованно сделал вывод о составе правонарушения, но не согласен относительно применения примечания 1 к статье. Обращение в лицензионный отдел не означает добровольную выдачу оружия. Выдача предусмотрена в единственном случае, когда оружие найдено, иные случаи не предусмотрены. Неверное применение норма материального права является существенным нарушением, поэтому настаивает на новом рассмотрении дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, суд пришел к следующему.
Согласно статье 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Судья, в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, в том числе законность и обоснованность привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 20.10 КоАП РФ незаконные изготовление, приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка, транспортирование, ношение или использование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой.
Согласно примечания 1 к ст. 20.10 КоАП РФ, лицо, добровольно сдавшее оружие, основные части огнестрельного оружия и патроны к оружию, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей.
В соответствии с примечанием 2, не может признаваться добровольной сдачей оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию их изъятие при задержании лица, а также при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении по их обнаружению и изъятию.
Под незаконными изготовлением, приобретением, продажей, передачей, хранением, транспортированием, перевозкой, ношением или использованием оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию в соответствии с настоящей статьей понимаются действия, совершение которых законодательством Российской Федерации не предусмотрено либо запрещено, а также для совершения которых требуется специальное разрешение (лицензия), если такое разрешение (лицензия) в установленном законодательством Российской Федерации порядке виновному лицу предоставлено не было, а также если действие предоставленного разрешения (лицензии) прекращено и лицо было об этом уведомлено любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления. (примечание 3)
Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии) регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
В силу ст. 22 Закона об оружии хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814.
В силу приведенных выше положений Закона об оружии хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Статьей 13 Закона об оружии предусмотрено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия.
Гражданину РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные названным Федеральным законом документы.
При этом в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об оружии граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; не реже одного раза в пять лет обязаны представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
В силу пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814», не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Следовательно, по истечении срока действия разрешения хранение гражданского огнестрельного оружия является незаконным, поскольку отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 50 минут Дубраков С.В. по адресу места жительства: <адрес>, в нарушение требования статьи 13, 22 Закона об оружии, пункта 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814, пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814», незаконно хранил охотничье гладкоствольное оружие: ружья МР-153, калибр 12, №, 2003 г.в.; ИЖ-18М-М, калибр 12, №, 1994 г.в.; ТОЗ калибр 16, №, 1961 г.в. (РОХа №, 16642900, 16642901) срок разрешения на которые истек ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением для продления срока действия разрешения на право хранения и ношения оружия Дубраков С.В. в Управление Росгвардии по Омской области не обращался.
Вина Дубракова С.В. в совершении указанного административного правонарушения, подтверждается: протоколом об административном правонарушении № 5ЛРР20121071400786 от ДД.ММ.ГГГГ; письменными объяснениями Дубракова С.В.; протоколом изъятия огнестрельного оружия и патронов от ДД.ММ.ГГГГ; копией разрешений РОХа №, №, № на хранение и ношение оружия, срок действия которых истек ДД.ММ.ГГГГ, и иными материалами дела.
Таким образом, вина Дубракова С.В. в совершении административного правонарушения полностью нашла своё подтверждение при рассмотрении дела мировым судьёй, и доказана имеющимися материалами дела, в его действиях верно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.10 КоАП РФ.
Как указано выше, в соответствии с примечанием 1 к ст. 20.10 КоАП РФ, лицо, добровольно сдавшее оружие, основные части огнестрельного оружия и патроны к оружию, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей.
При этом, не может признаваться добровольной сдачей оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию их изъятие при задержании лица, а также при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении по их обнаружению и изъятию. (примечание 2)
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ изъятие вещей и документов является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Как следует из представленных материалов, Дубраковым С.В. осуществлялось незаконное хранение гражданского огнестрельного оружия, в отношении которого которое после выявления административного правонарушения, инспектором ОЛРР по г. Омску Управления Росгвардии по Омской области Беловым Н.А. применена мер обеспечения производства по делу в виде его изъятия, что подтверждается протоколом изъятия оружия и патронов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5)
В указанной связи, освобождение Дубракова С.В. от административной ответственности в соответствии с примечанием 1 к ст. 20.10 КоАП РФ не может быть признано законным и обоснованным.
Кроме того, как следует из обжалуемого постановления, производство по делу прекращено на основании п. 4 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, вместе с тем данная норма не содержит указания на примечания к ст. 20.10 КоАП РФ в соответствие с которыми возможно прекращение производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.10 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
С учетом того, что на момент рассмотрения дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении срок давности привлечения Дубракова С.В., к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.10 КоАП РФ, в отношении Дубракова С.В. подлежит возвращению на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья, -
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 74 в Первомайском судебном районе в городе Омске от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.10 КоАП РФ, в отношении Дубракова С.В., отменить, дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье.
Постановление не вступило в законную силу