Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-303/2024 ~ М-253/2024 от 05.03.2024

Дело

УИД 04RS0-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 апреля 2024 года                                                                                          <адрес>

Джидинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Калашниковой Е.И., при секретаре ФИО1, с участием:

помощника прокурора <адрес> Республики Бурятия ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Нижнеичетуйское» об обязании обустроить территорию кладбища контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов, установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора <адрес> Республики Бурятия ФИО2 обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Нижнеичетуйское» об обязании обустроить территорию кладбища контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов, установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об отходах производства и потребления в деятельности МО СП «Нижнеичетуйское». В ходе проверки установлено, что на территории МО СП «Нижнеичетуйское» имеются места захоронения (общественные кладбища), однако, в нарушении Федерального законодательства на указанных территориях отсутствуют контейнерные площадки с подъездными путями, твердое (асфальтовое, бетонное покрытие) с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права, свободы и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Просит обязать ответчика обустроить территорию кладбища, расположенного на территории сельского поселения контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов, оборудовать указанные площадки твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора ФИО3 иск поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика МО СП «Нижнеичетуйское» ФИО4, уведомлена о времени и месте судебного заседания, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав представителя истца, исследовав заявление представителя ответчика материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Положениями ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации.

Требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды - одни из основных принципов и приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 указанной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон о погребении и похоронном деле) законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом о погребении и похоронном деле деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (ст. 17); общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (п. 1 ст. 18); порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления (п. 2 ст. 18); похоронное дело в Российской Федерации является самостоятельным видом деятельности, организация которого осуществляется органами местного самоуправления (абз. 1 п. 2 ст. 25); законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим федеральным законом, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения (абз. 2 п. 2 ст. 25).

Согласно п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 указанного Федерального закона.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой <адрес> РБ проведена проверка соблюдения администрацией МО СП «Нижнеичетуйское» требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения имеется два кладбища, контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов не оборудованы, ограждения и твердое покрытие на площадках отсутствуют, контейнерных площадок, имеющих подъездные пути, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки и контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов не имеется.

Согласно справки прокуратуры <адрес> Республики Бурятия общественные кладбища располагаются в кадастровом квартале 03:04:510101, который находится на территории МО СП «Нижнеичетуйское».

Администрация МО СП «Нижнеичетуйское», как орган местного самоуправления, в силу приведенных требований закона обязана предпринять меры к оборудованию контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов, оборудованию указанных площадок твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, установлению контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов на территории общественного кладбища, в связи с чем, исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходит из того, что действия по приведению территории мест захоронения (кладбища) в надлежащее состояние направлено на реализацию возложенных на ответчика полномочий, в свою очередь способ осуществления данных полномочий ответчик определяет в соответствии с действующим законодательством.

Обсуждая вопрос о сроках исполнения требований прокурора, исходя из положений ст.206 ГПК РФ, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, суд находит обоснованным указываемый прокурором срок в течение 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судебных расходов подлежащих взысканию не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45 ГПК РФ, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Нижнеичетуйское» об обязании обустроить территорию кладбища контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов, установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов удовлетворить.

Обязать Администрацию МО СП «Нижнеичетуйское» обустроить территорию кладбищ, расположенных на территории сельского поселения, контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов, оборудовать указанные площадки твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов в срок в течение 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Джидинский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                        подпись                                                                 Е.И.Калашникова

    Копия верна:                                                                                                         Е.И.Калашникова

2-303/2024 ~ М-253/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Джидинского района Республики Бурятия
Ответчики
МО СП "Нижнеичетуйское"
Другие
Алагуева Елена Борисовна
Суд
Джидинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Калашникова Екатерина Ивановна
Дело на странице суда
dzhidinsky--bur.sudrf.ru
05.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.03.2024Передача материалов судье
06.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2024Подготовка дела (собеседование)
26.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2024Судебное заседание
10.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее