Дело № 2- 47/2024
УИД- 05RS0019-01-2023-001476-83
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Кизляр, РД 6 февраля 2024 года
Кизлярский городской суд Республики Дагестан, в составе председательствующего судьи Францевой О.В., при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску ГКУ РД Управления социальной защиты населения в МО «<адрес>» к ФИО2 о возврате денежных средств выделенных в качестве государственной социальной помощи,
установил:
ГКУ РД УСЗН в МО «<адрес>» обратилось в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ РД УСЗН в МО «<адрес>» и ФИО2 заключен социальный контракт по оказанию государственной социальной помощи на осуществление деятельности в качестве налогоплательщика на профессиональный доход. Денежные средства в размере 350 000 рублей переведены на лицевой счет ФИО2 платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №. Контракт заключен с момента подписания сроком на один год.
В соответствии с условиями социального контракта и программой социальной адаптации, разработанной индивидуально для ФИО2, ответчик обязан был предоставить в ГКУ РД УСЗН в МО «<адрес>» платежные документы, подтверждающие расходование денежной субсидии в установленный адаптационной программой срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ и до истечения срока действия социального контракта должен был ежемесячно до 5-го числа информировать о выполнении мероприятий программы адаптации. Однако, ни один отчет ответчиком ФИО2 представлен не был. Специалист УСЗН неоднократно связывался с ФИО2 по телефону и направлял сообщения о необходимости предоставления отчета о целевом расходовании денежных средств в установленный срок, на что ответчик каждый раз давал обещания подойти с отчетами, но так обещание не выполнил. В связи с чем, Управлением принято решение о прекращении с ФИО2 социального контракта в одностороннем порядке, о чем ответчик извещен письмом от ДД.ММ.ГГГГ, лично под роспись. Требования, указанные в тексте уведомления о необходимости возвратить денежные средства, полученные на основании социального контракта, в течение 30 дней с момента извещения, до настоящего времени ответчиком не исполнены.
Правовые основы предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В целях реализации данного Федерального закона Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в <адрес> для соответствующих социально-демографических групп населения. Государственная социальная помощь предоставляется на основе социального контракта из средств федерального бюджета. Оказание государственной социальной помощи малоимущей семье и малоимущему одиноко проживающему гражданину на основе социального контракта осуществляется в виде материальной помощи: ежемесячной денежной выплаты на мероприятие по трудоустройству; ежемесячной денежной выплаты на иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации; единовременной денежной субсидии на осуществление предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого, а также на ведение личного подсобного хозяйства.
Согласно Положению, социальный контракт между получателем государственной социальной помощи на основе социального контракта и Управлением социальной защиты, заключается после принятия Межведомственной Комиссией по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденной Приказом ГКУ РД УСЗН в МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Комиссия) решения об оказании малоимущей семье (малоимущему одиноко проживающему гражданину) государственной социальной помощи на основе социального контракта. Обязательным приложением к социальному контракту является программа социальной адаптации, которая разрабатывается Управлением в целях повышения качества жизни малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина), преодоления трудной жизненной ситуации и выхода на самообеспечение, в каждом случае индивидуально.
Государственная социальная помощь, полученная малоимущей семьей (малоимущим одиноко проживающим гражданином), заключившей (заключившему) социальный контракт, может быть использована исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту. Государственная социальная помощь малоимущей семье (малоимущему одиноко проживающему гражданину), заключившей (заключившему) социальный контракт, предоставляется ГКУ РД УСЗН в МО «<адрес>» на лицевой счет в кредитном учреждении, указанном в заявлении об оказании материальной помощи.
Положением установлено, в случае нарушения обязанностей по социальному контракту, полученная сумма возмещается малоимущей семьей (малоимущим одиноко проживающим гражданином), заключившей (заключившим) социальный контракт, в добровольном порядке. Если вопрос о возмещении денежных средств не возможно решить в досудебном порядке, то Управление обязано обратиться с иском о взыскании в судебном порядке.
Учитывая, что Управление предприняло все возможные действия для решения вопроса по устранению нарушений условий социального контракта в досудебном порядке, однако, ответчик ФИО2 продолжает игнорировать, предъявленные требования, истец просит суд взыскать с ФИО2 в пользу Государственного казенного учреждения Республики Дагестан управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «<адрес>» денежные средства в размере 350 000 рублей в счет возврата государственной социальной помощи, полученной по социальному контракту.
В судебном заседании представитель истца ГКУ РД УСЗН в МО «<адрес>» ФИО5 исковые требования поддержала, дав аналогичные поданному иску пояснения.
Ответчик просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку им был заключен договор купли-продажи на приобретение бизнеса, который он не представил в ГКУ РД УСЗН в МО «<адрес>», никакие другие документы им также представлены не были.
Представитель третьего лица – Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, надлежаще извещенный о месте и времени слушания дела в суд не явился. Судебное разбирательство, в силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ, проведено без его участия.
Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему:
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены основы предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение «Об оказании социальной помощи на основании социального контракта на территории Республики Дагестан», предусматривающим социальную помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в <адрес> для соответствующих социально-демографических групп населения.
Государственная социальная помощь, в силу указанного постановления Правительства РД, предоставляется на основе социального контракта из средств федерального бюджета.
Оказание государственной социальной помощи малоимущей семье и малоимущему одиноко проживающему гражданину на основе социального контракта осуществляется в виде материальной помощи: ежемесячной денежной выплаты на мероприятие по трудоустройству; ежемесячной денежной выплаты на иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации; единовременной денежной субсидии на осуществление предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого, а также на ведение личного подсобного хозяйства.
Согласно п.29 указанного Положения, социальный контракт между получателем государственной социальной помощи на основе социального контракта и Управлением социальной защиты, заключается после принятия Межведомственной Комиссией по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденной Приказом ГКУ РД УСЗН в МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № решения об оказании малоимущей семье (малоимущему одиноко проживающему гражданину) государственной социальной помощи на основе социального контракта.
Обязательным приложением к социальному контракту является программа социальной адаптации, которая разрабатывается Управлением в целях повышения качества жизни малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина), преодоления трудной жизненной ситуации и выхода на самообеспечение, в каждом случае индивидуально.
Государственная социальная помощь, полученная малоимущей семьей (малоимущим одиноко проживающим гражданином), заключившей (заключившему) социальный контракт, может быть использована исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту. Государственная социальная помощь малоимущей семье (малоимущему одиноко проживающему гражданину), заключившей (заключившему) социальный контракт, предоставляется ГКУ РД УСЗН в МО «<адрес>» на лицевой счет в кредитном учреждении, указанном в заявлении об оказании материальной помощи.
В силу п.50 Положения, в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт, обязан: а) ежемесячно, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представлять в орган социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) отчет о выполнении программы социальной адаптации по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению с приложением документов, подтверждающих исполнение мероприятий, а также документов, подтверждающих целевое расходование средств, выделенных на оказание государственной социальной помощи (оплаченные счета, кассовые чеки, товарные чеки, договоры купли-продажи, оформленные в установленном законодательством порядке, иные подтверждающие документы); б) уведомить орган социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства в период социального контракта; в) представлять по запросу органа социальной защиты населения информацию об условиях жизни гражданина (семьи гражданина) по мероприятиям, указанным в пункте 24 настоящего Положения, в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.
Согласно Приложению № к Положению об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Республики Дагестан, социальный контракт с получателем государственной социальной помощи расторгается досрочно в следующих случаях: а) выезд получателя государственной социальной помощи за пределы муниципального образования в связи с переменой места жительства (места пребывания); б) смерть получателя государственной социальной помощи; в) потеря трудоспособности получателя государственной социальной помощи; г) потеря дееспособности получателя государственной социальной помощи; д) чрезвычайные, непредотвратимые, непреодолимые обстоятельства (паводок, наводнение, пожар, землетрясение, ураган, техногенная катастрофа, авария и др.); е) отказ получателя от подписания дополнительного соглашения к социальному контракту, либо несогласие совершеннолетних дееспособных членов семьи получателя с условиями дополнительного соглашения к социальному контракту; ж) невыполнение получателем (членами семьи получателя) государственной социальной помощи мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин в соответствии с установленным Перечнем; з) использование полученной государственной социальной помощи на мероприятия, не предусмотренные программой социальной адаптации; и) невыполнение получателем государственной социальной помощи обязательств, предусмотренных заключенным социальным контрактом, без уважительных причин в соответствии с установленным Перечнем; к) по заявлению получателя.
Социальный контракт в случаях, предусмотренных настоящим перечнем, расторгается органом социальной защиты в одностороннем порядке. При этом новый социальный контракт может быть заключен не ранее чем через 12 месяцев со дня расторжения ранее заключенного социального контракта с таким гражданином.
Согласно подпункту д) п. 45 Положения, в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт по мероприятию, указанному в подпункте "б" пункта 24 настоящего Положения, обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 рабочих дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
Если вопрос о возмещении денежных средств не возможно решить в досудебном порядке, то Управление обязано обратиться с иском о взыскании в судебном порядке (п.66 Положения).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в ГКУ УСЗН в МО «<адрес>» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, а именно единовременной денежной субсидии.
На основании решения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (протокол заседания № от ДД.ММ.ГГГГ, между ГКУ РД УСЗН в МО «<адрес>» и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ заключен социальный контракт по оказанию государственной социальной помощи, согласно которому заявитель – ФИО2 обязался реализовать мероприятия предусмотренные программой социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью соц. контракта.
Денежные средства в размере 350 000 рублей переведены на лицевой счет ФИО2 платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №. Контракт заключен с момента подписания сроком на один год.
Программой социальной адаптации предусмотрено приобретение ФИО2 необходимого оборудования и материалов для осуществления предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, как указано в заключении комиссии об эффективности проведенных мероприятий, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 вручено уведомление о досрочном расторжении соц.контракта в одностороннем порядке ввиду невыполнения условий программы социальной адаптации нарушения условия соц. контракта, а именно не предоставления отчетов о целевом расходовании средств и не информировании УСЗН о выполнении условий социальной адаптации.
Факт заключения ответчиком договора от ДД.ММ.ГГГГ о покупке бизнеса в сфере автомобильного тюнинга, включающего в себя пылесосы, парогенераторы, набор инструментов, полировочные и роторные машины, набор кремов для полировки, сам по себе не свидетельствует о выполнении ответчиком условий программы социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью социального контракта по оказанию государственной социальной помощи.
Учитывая изложенное, а также не предоставление ответчиком каких-либо доказательств выполнения им условий заключенного им социального контракта, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ГКУ УСЗН в МО «<адрес>» исковых требований.
В соответствии со ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, подлежавшую уплате государственную пошлину при подаче иска в суд, в сумме 6 700 рублей, следует взыскать с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ГКУ РД Управления социальной защиты населения в МО «<адрес>» к ФИО2 о возврате денежных средств выделенных в качестве государственной социальной помощи, удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца с.ФИО3 <адрес> ДАССР (паспорт серии 8206№ выдан ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по РД в <адрес>) в пользу ГКУ РД Управления социальной защиты населения в МО «<адрес>» 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.
Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца с.ФИО3 <адрес> ДАССР (паспорт серии 8206№ выдан ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по РД в <адрес>) в доход местного бюджета, в порядке ст.333.19 НК РФ, ст.61.1 БК РФ, государственную пошлину в сумме 6 700 (шесть тысяч семьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, через Кизлярский городской суд РД.
Судья Францева О.В.