Судебный акт #1 (Заочное решение) по делу № 2-178/2024 (2-1368/2023;) ~ М-1227/2023 от 15.12.2023

УИД № 44RS0026-01-2023-001612-75

Дело № 2-178/2024

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июня 2024 года

Димитровский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьиКриулиной О.А.

при секретаре Прохоровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к ООО «Кредитный и финансовый консультант» и ООО «Аренда» о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,

у с т а н о в и л:

Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что на земельном участке с кадастровым номером расположен объект культурного наследия регионального значения «Усадьба городская, 2-я пол. XIX в.: Парк, 2-я пол. XIX в.» по адресу: <адрес> Указанный объект поставлен под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры». Приказом Минкультуры России от 13.11.2015 № 16301-р объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и ему присвоен регистрационный . Приказом департамента культуры Костромской области от 31.12.2013 установлена граница и правовой режим использования территории объекта. Приказом инспекции от 13.06.2023 утвержден предмет охраны объекта. Приказом инспекции от 11.08.2023 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта. Согласно данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> находится в общей долевой собственности ООО «ООО «Кредитный и финансовый консультант» и ООО «Аренда» (по 1/2 доли в праве каждого). В результате мероприятий по контролю за состоянием объекта на основании акта от 08.12.2020 выданы предписания об устранении выявленных нарушений от 08.12.2020 , о необходимости организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская, 2-я пол. XIX в.: Парк, 2-я пол. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с проектной документацией, разработанной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (участие соразмерно занимаемой доле) в срок до 31.08.2021. Уведомлениями о продлении срока исполнения предписания от 31.08.2021 , срок исполнения предписаний продлен до 30.11.2022. Решениями об отсрочке исполнения предписаний от 28.11.2022 срок исполнения предписаний продлен до 30.11.2023. Решением от 20.11.2023 отказано в дальнейшем продлении срока исполнения предписания. Собственником объекта получено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 28.07.2021 . 16.10.2023 в инспекцию поступила проектная документация на проведение работ по сохранению объекта, разработанная ООО «БЭСТ». Письмом ООО «БЭСТ» от 16.10.2023 заявление о согласовании проектной документации отозвано. До настоящего времени повторно проектная документация на проведение работ по сохранению объекта в инспекцию не поступала, разрешение на производственные работы по сохранению объекта культурного наследия не выдавалось. Требования предписаний в установленный срок (до 30.11.2023) не исполнены, что подтверждено актом контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 07.12.2023 . В силу положений ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 210 ГК РФ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект. Уклонение о проведения работ по сохранению объекта культурного наследия может привести к его утрате. Поэтому истец в силу своих полномочий просит суд обязать ответчиков, как собственников земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, при участии соразмерно занимаемой доле исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская, 2-я пол. XIXв.: Парк, 2-я пол. XIX в.» в натуре, а именно: 1) организовать разработку и согласование в установленном законом порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения в срок до 01.06.2024; 2) организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения в соответствии с разработанной и согласованной уполномоченным органом проектной документацией в установленном законом порядке, сдать работы по акту приемки выполненных работ в срок до 01.11.2024; 3) установить информационную надпись на объекте культурного наследия регионального значения в соответствии с согласованным Охранкультуры Костромской области проектом (макетом) в срок до 01.11.2024.

Участники процесса извещены о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со ст. 113 ГПК РФ путем извещения представителей под роспись, направления судебных извещений, а также, в том числе, путем размещения соответствующей информации на сайте суда.

Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, одновременно выразив согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства в случае неявки в суд представителей ответчиков.

Ответчик ООО «Аренда» в суд своего представителя не направил, отношения к иску не выразил, ходатайств не заявил.

Ответчик ООО «Кредитный и финансовый консультант» также в суд не направил своего представителя, не заявив ходатайств. Ранее в суде представитель по доверенности Виноградов Д.Ю. иск не признал, указав, что ООО «Кредитный и финансовый консультант» приступило к организации выполнения предписаний Охранкультуры Костромской области, заключив договор на выполнение проектных работ по сохранению объекта культурного наследия с ООО «БЭСТ», которым была отозвана проектная документация ввиду несоответствия утвержденному в 2023 году объекту охраны. Также считает, что нести обязанности по сохранению объекта культурного наследия должны не только ООО «Аренда» и ООО «Кредитный и финансовый консультант», а также собственники объекта недвижимости и земельного участка, примыкающего к участку ответчиков, по адресу: <адрес>, так как в качестве объекта культурного наследия «Усадьба городская, 2-я пол. XIX в.: Парк, 2-я пол. XIX в.» значится в составе ансамбля, в том числе, и объект федерального значения «Дом Карцева». Не оспаривал факт благоустройства территории на принадлежащем ответчикам земельном участке, в том числе, путем спила деревьев, возведения новых строений, но полагал, что проведение указанных действий было одобрено путем выдачи разрешения на строительство на земельном участке «Центра досуга» и «Здания боулинга».

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц ООО «БЭСТ», ОГБУК «Областной Дом народного творчества им. Иосифа Кобзона», Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамент культуры Костромской области, в суд своих представителей не направили.

В соответствии со 165.1 ГК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", на основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц и с согласия истца в силу ст. 233 ГПК РФ в отсутствие представителей ответчиков в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.44 КонституцииРоссийской Федерации, каждый обязан заботитьсяосохраненииисторического икультурногонаследия, беречь памятники истории икультуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее также - Закон N 73-ФЗ).

В соответствии со ст.7Закона № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется сохранностьобъектовкультурногонаследияв интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 3 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона объекты культурного наследия являются особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных указанным законом.

В соответствии со ст.33Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьеробъектакультурногонаследияотносится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вредобъектамкультурногонаследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно ч. 1 ст. 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В соответствии со ст. 47.2 Закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

Согласно статье 47.3 Закона N 73-ФЗ собственник, иной законный владелец объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, обязан в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Согласно п. 1 ст. 47.6 Закона N 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее охранное обязательство), указывают требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности.

При этом собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

В соответствии с положениями п. 3 ст.27Закона N 73-ФЗ на собственниках (пользователях)объектакультурногонаследиялежит обязанность по установке на объект информационных надписей и обозначений.

Согласно статье210ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании ч. 1 ст. 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

В силу требований пункта 2 части 2 статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ в отношении объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Судом установлено, что постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» под государственную охрану поставлен объект культурного наследия регионального значения «Усадьба городская XIX в.: ворота ограды, кон. XIX в., парк, 2-я пол. XIX в.» по адресу: <адрес>.

Приказом Минкультуры России от 13.11.2015 № 16301-р объект культурного наследия регионального значения «Парк», 2-я пол. XIX в., входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская», XIX в., расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и ему присвоен регистрационный .

Приказом Департамента культуры Костромской области от 31.12.2013 установлена граница территории объекта культурного наследия федерального значения «Дом Карцева, 1817-1819г.г.», объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская, 2-ая пол. XIX в.: Ворота ограды, кон. XIX в., Парк, 2-ая пол. XIX в.» по адресу: <адрес>, а также правовой режим использования территории данных объектов, согласно которому на территории памятника запрещается: новое строительство, изменение традиционных характеристик эволюционно сложившейся застройки, природного ландшафта, композиционно связанного с памятником, проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ.

Земельные участки с кадастровыми номерами (собственники ООО «Кредитный и финансовый консультант» и ООО «Аренда»), (собственник ООО «Кредитный и финансовый консультант»), (собственник- Костромская область, титульный владелец- ОГБУК «Областной Дом народного творчества им. Иосифа Кобзона» на праве постоянного бессрочного пользования) входят в указанные границы.

Приказом Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее- Охранкультуры КО) от 13.06.2023 -НПА утверждены: 1. Предмет охраны объекта и градостроительные характеристики объекта культурного наследия: 1) парк в составе ансамбля-объекта культурного наследия «Усадьба городская XIX в.: Ворота ограды, кон. XIX в., парк, 2-я пол. XIX в.»; 2) территориально и исторически связан с объектом культурного наследия федерального значения «Дом Карцева», 1817-1819 г.г., формирует городской ландшафт исторической части города Костромы; 3) местоположение парка в границах территории ансамбля. 2. Визуальные связи элементов парка (ценные видовые раскрытия, сложившиеся ко 2-й пол. XIX в.: наличие ограды по южной границе парка, состоящей из пилонов с ажурным металлическим заполнением. 3. Ландшафтно-планировочная структура парка: 1) наличие регулярных элементов в структуре парка; 2) наличие озелененных территорий, боскетов; 3) породный состав зеленых насаждений: липа мелколистная, клен остролистный, береза бородавчатая.

Приказом Охранкультуры Костромской области от 11.08.2023 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, «Усадьба городская XIX в.: Парк, 2-я пол. XIX в.» (адрес объекта в соответствии с актом органа государственной власти о его постановке на государственную охрану: <адрес>; адрес объекта в соответствии с данными из Единого государственного реестра недвижимости и Федеральной информационной адресной системы: <адрес>, кадастровый номер земельного участка , учетный номер части земельного участка ), согласно приложению.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , площадью 6831 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности ООО «ООО «Кредитный и финансовый консультант» и ООО «Аренда» (по 1/2 доли в праве каждого), записи регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ ).

Согласно пунктам 11,61 Положения об Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 16.11.2015 «Об инспекциипоохранеобъектовкультурногонаследияКостромской области», к полномочиям Инспекции относится: осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с положениями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Истец также представляет в судах всех уровней государственные интересы в сфересохранения, использования, популяризации и государственной охраныобъектовкультурногонаследия.

Как видно из содержания акта инспекционного контроля от 03.03.2020 , составленного должностными лицами Охранкультуры КО, в настоящее время историческая планировка парка частично утрачена. В восточной и северной частях возведены различные постройки, занимающие часть территории и не увязанные с планировкой. В центральной части в связи с расположением здесь многочисленных малых форм (флагштоки, агитационные щиты и т.п.), также произошло изменение планировки и трассировки дорожно-тропиночной сети. Изменения в планировке и растительности, введение в ассортимент лиственницы сибирской, ели колючей, клена ясенелистного в основной своей массе произведены, судя по возрасту насаждений, в первые послевоенные годы. Изменение расположения главного входа в парк вызвало смещение главной оси и соответственно визуального восприятия композиции в целом. Территория парка огорожена забором из профильного листа на кирпичных пилонах. Визуальным осмотром установлен факт проведения работ, изменяющих облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры объекта культурного наследия, а именно: организована произвольная вырубка деревьев, проведение земляных работ путем корчевания корней деревьев с помощью специализированной техники. На момент осмотра на территории парка работает строительная техника, установлены строительные вагончики-бытовки. Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия инспекцией не выдавалось, проектная документация не согласовывалась. Требуется проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, необходимо установление собственника объекта культурного наследия и принятие мер административного реагирования.

Постановлением Свердловского районного суда г. Костромы от 17.06.2020 должностное лицо (производитель работ) ООО «Кредитный и финансовый консультант» А.П. был привлечен к административной ответственности с назначением административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, за организацию и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, расположенном в границах объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская XIX в.: Парк, 2-я пол. XIX в.». Судом также было установлено, что земельный участок с кадастровым номером находился в собственности ООО «Кредитный и финансовый консультант» с 20.04.2016.

Постановлением Димитровского районного суда г. Костромы от 23.12.2020 должностное лицо (производитель работ) ООО «Кредитный и финансовый консультант» А.П. был привлечен к административной ответственности с назначением административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, за неисполнение предписания Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 16.03.2020 , вынесенного в адрес ООО «Кредитный и финансовый консультант», которому в срок до 30.11.2020 было предписано провести мероприятия по сохранению вышеуказанного объекта культурного наследия регионального значения в соответствии с проектной документацией, разработанной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Актом осмотра от 08.12.2020 было установлено, что требования предписания в установленный срок не выполнены.

Указанные судебные постановления имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего гражданского дела.

В результате мероприятий по контролю за состоянием объекта на основании акта от 08.12.2020 выданы предписания генеральному директору ООО «Кредитный и финансовый консультант» и генеральному директору ООО «Аренда» об устранении выявленных нарушений от 08.12.2020 , о необходимости организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская, 2-я пол. XIX в.: Парк, 2-я пол. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с проектной документацией, разработанной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (участие соразмерно занимаемой доле) в срок до 31.08.2021.

Начальником Охранкультуры КО 28.07.2021 утверждено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения.

18.08.2021 ООО «Кредитный и финансовый консультант» с ООО «БЭСТ» был заключен договор подряда на выполнение проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская, 2-я пол. XIX в.: Парк, 2-я пол. XIX в.» по адресу: <адрес>.

Уведомлениями Охранкультуры КО от 31.08.2021 , срок исполнения предписаний продлен до 30.11.2022.

16.10.2023 в Инспекцию по охране объектов культурного наследия Костромской области поступила научно-проектная документация на этапе эскизного проекта на проведение работ по реставрации и приспособлению для современного использования вышеуказанного объекта культурного наследия регионального значения, разработанная ООО «БЭСТ». Письмом ООО «БЭСТ» от 16.10.2023 заявление о согласовании проектной документации отозвано.

Решениями об отсрочке исполнения предписаний от 28.11.2022 срок исполнения предписаний продлен до 30.11.2023.

Решением от 20.11.2023 отказано в дальнейшем продлении срока исполнения предписания.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о доказанности факта неисполнения ответчиками обязательных требований Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» по содержанию и сохранению находящегося в собственности объекта культурного наследия регионального значения, а также неисполнения предписаний органа, осуществляющего государственный надзор, что подтверждается перечисленными выше доказательствами и судебными постановлениями.

Суд не соглашается с доводом представителя ответчика ООО «Кредитный и финансовый консультант» о том, что указанные в иске работы должны производить все собственники входящего в состав ансамбля объектов культурного наследия регионального значения «Усадьба городская, 2-я пол. XIX в.: Парк, 2-я пол. XIX в.», и федерального значения «Дом Карцева», 1817-1819 г.г., расположенных по адресу: <адрес>, поскольку работы по возведению новых зданий, изменению исторического облика земельного участка с вырубкой деревьев производились именно на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем в настоящее время на праве общей долевой собственности ООО «Кредитный и финансовый консультант» и ООО «Аренда», которые, по мнению суда, и должны организовать проведение указанных в иске мероприятий, несмотря на то, что предписания по сохранению объекта культурного наследия регионального значения выносились в адрес ООО «Кредитный и финансовый консультант», которое ранее единолично владело земельным участком с кадастровым номером .

В соответствии с п. 9 ст. 48 Закона № 73-ФЗ в случае, если не оформлены охранные документы, лицо, у которого возникают права владения и (или пользования) объектом культурного наследия, в любом случае обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, предусмотренные пунктами 1 - 3 ст. 47.3 указанного Закона.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способом защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, поскольку ответчиками нарушены обязательства по выполнению запретов и требований по содержанию и сохранению принадлежащего им на праве собственности объекта культурного наследия, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования истца о понуждении их провести мероприятия, установленные ст. 45 Закона N 73-ФЗ, по организации и проведению работ, направленных на сохранение объекта культурного наследия регионального значения, к которым отнесены работы по подготовке, разработке и согласованию соответствующей проектной документации компетентным органом, в ходе чего будет осуществлено его обследование проектировщиком, получение разрешения, организация выполнения предусмотренных проектной документации работ под контролем компетентного лица.

Поскольку в силу положений ст. 27 Федерального закона N 73-ФЗ на собственниках объекта культурного наследия также лежит обязанность по установке на объект информационных надписей и обозначений, суд находит исковые требования истца и в этой части о понуждении ответчиков установить соответствующую информационную надпись подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из обстоятельств дела, доводов сторон, исходя из характера и объема действий, которые следует совершить ответчикам в рамках возложенных обязанностей, суд полагает, что предложенный истцом срок для исполнения ответчиками обязательств является неразумным, недостаточным для выполнения вышеуказанных мероприятий, не обеспечивает принцип соблюдения баланса интересов сторон.

Поэтому суд полагает установить ответчикам срок для организации разработки и согласования в установленном законом порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения- в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; в части организации выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения в соответствии с разработанной и согласованной уполномоченным органом проектной документацией в установленном законом порядке, сдаче работы по акту приемки выполненных работ, а также по установлению информационной надписи на объекте культурного наследия регионального значения в соответствии с согласованным Охранкультуры Костромской области проектом (макетом) - в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку истец на основании п.19. ч.1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска, в соответствии с положениями ст. ст. 98, 103 ГПК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ для требований имущественного характера, не подлежащего оценке, с ответчиков, с учетом разъяснений, указанных в п.5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета муниципального образования городской округ г. Кострома в размере по 3000 рублей с каждого.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать ООО «Кредитный и финансовый консультант» (ИНН 4401074423 ОГРН 1074401003456) и ООО «Аренда» (ИНН 4415008607 ОГРН 1184401006107) - собственников земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с участием в расходах соразмерно своей доле исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская, 2-я пол. XIXв.: Парк, 2-я пол. XIX в.» в натуре, а именно:

1)                       организовать разработку и согласование в установленном законом порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

2)                       организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения в соответствии с разработанной и согласованной уполномоченным органом проектной документацией в установленном законом порядке, сдать работы по акту приемки выполненных работ в течение 24 (двадцати четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

3)                       установить информационную надпись на объекте культурного наследия регионального значения в соответствии с согласованным Охранкультуры Костромской области проектом (макетом) в течение 24 (двадцати четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ООО «Кредитный и финансовый консультант» (ИНН 4401074423 ОГРН 1074401003456) и ООО «Аренда» (ИНН 4415008607 ОГРН 1184401006107) госпошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома по 3000 (три тысячи) рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья – О.А. Криулина

Мотивированное заочное решение изготовлено 08 июня 2024 года

2-178/2024 (2-1368/2023;) ~ М-1227/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области
Ответчики
ООО "Кпедитный и финансовый консультант
ООО "Аренда"
Другие
Департамент культуры Костромской области
ОГБУК "Областной Дом народного творчества им. Иосифа Кбозона"
ООО "БЭСТ"
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области
Суд
Димитровский районный суд г. Костромы
Судья
Криулина Ольга Александровна
Дело на сайте суда
dimitrovsky--kst.sudrf.ru
15.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2023Передача материалов судье
22.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.02.2024Предварительное судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
10.04.2024Судебное заседание
13.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Судебное заседание
08.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
28.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
Судебный акт #1 (Заочное решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее