Дело №12-54/2023
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
08 февраля 2023 года г.Ростов-на-Дону
Судья Ленинского районного суда г. Ростов-на-Дону Саницкая М.А.,
с участием представителя Департамента архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону по доверенности Поляковой И.Ю.,
представителя ОСП по работе с юридическими лицами по г.Ростову-на-Дону УФССП России по РО и УФССП России по РО Липчанской Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону жалобу законного представителя Департамента архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону Мельникова Т.В. на постановление начальника Отделения судебных приставов по работе с юридическими лицами по г.Ростову-на-Дону Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Департамента архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону, ИНН 6152000398, находящегося по адресу: г.Ростов-на-Дону, <адрес>, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, -
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением начальника Отделения судебных приставов по работе с юридическими лицами по г.Ростову-на-Дону Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом определения начальника Отделения судебных приставов по работе с юридическими лицами по г.Ростову-на-Дону Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении описки, Департамент архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представителем Департамента архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону подана жалоба в порядке ст.30.1 КоАП РФ, в которой ставится вопрос об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в обоснование которой указано на то, что решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ №а-957/2021, с учетом апелляционного определения Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, признан незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: г.Ростов-на-Дону, <адрес>5, и на Департамент архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону возложена обязанность по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: г.Ростов-на-Дону, <адрес>5. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по работе с юридическими лицами по г.Ростову-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Департамента архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону возбуждено исполнительное производство №-ИП. Постановлением ОСП по работе с юридическими лицами по г.Ростову-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ Департамент архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону был привлечен к административной ответственности о ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, после чего вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. За неисполнение требований неимущественного характера в срок до ДД.ММ.ГГГГ, постановлением начальника отделения ОСП по работе с юридическими лицами по г.Ростову-на-Дону УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Департамент архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону был привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ. Вместе с тем, после вступления решения Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу и возбуждения исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ, Департаментом предпринимались все меры, направленные на добровольное исполнение требований исполнительного документа, однако его исполнение связано с проведением комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат. Подготовка и утверждение документации по планировке территории осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, постановлением администрации г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка подготовки, утверждения документации по планировке территории, внесения изменений в такую документацию, отмены такой документации» и включает в себя проведение мероприятий по образованию земельного участка, срок выполнения которых составляет не менее 1 года. Во исполнение исполнения решения суда ДД.ММ.ГГГГ Департаментом направлены запросы в коммерческие организации и ДД.ММ.ГГГГ получены предложения по выполнению муниципальных контрактов по подготовке документов по планировке территории; ДД.ММ.ГГГГ – получено согласие главы администрации г.Ростова-на-Дону и ДД.ММ.ГГГГ подготовлен и направлен на визирование проект постановления администрации г.Ростова-на-Дону; ДД.ММ.ГГГГ принято постановление администрации г.Ростова-на-Дону о подготовке документации по планировке территории, которое было опубликовано в газете «Ростов официальный» ДД.ММ.ГГГГ; в соответствии с п.2.11 Порядка задание на разработку документации по планировке было подготовлено Департаментом ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ утверждена дорожная карта подготовки документов, сроком исполнения октябрь 2022 года; ДД.ММ.ГГГГ – опубликовано извещение о проведении закупки и назначена дата проведения аукциона – ДД.ММ.ГГГГ. Подписание контракта в соответствии с ч.3 ст.51 Закона №44-ФЗ было установлено с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ между ДАиГ г.Ростова-на-Дону и ООО «ГЕО-ДОН» заключен муниципальный контракт № о подготовке проекта межевания территории, согласно которому срок подготовки документации определен ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ч.10 ст.45 ГрК РФ ООО «ГЕО-ДОН» ДД.ММ.ГГГГ были представлены отчетные материалы, которые проверены и направлены на доработку. ДД.ММ.ГГГГ подрядчиком повторно представлена документация на проверку, в ходе которой вновь были выявлены замечания, после устранения которых ДД.ММ.ГГГГ подрядчиком вновь представлена документация, и ДД.ММ.ГГГГ Департаментом составлено заключение. В соответствии с ГрК РФ в течение 14 календарных дней должно быть издано постановление о проведении общественных обсуждений, срок проведения которых не может быть менее одного месяца и более трех месяцев. По результатам общественных обсуждений утверждается документация по планировке территории, проводятся мероприятия по подготовке технического задания на проведение кадастровых работ, проведению торгов и заключению контракта, сроком исполнения 35 календарных дней. После выполнения указанных работ межевой план будет направлен в ДИЗО г.Ростова-на-Дону для выполнения мероприятий по постановке земельного участка на кадастровый учет. Таким образом, с момента привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, ДАиГ г.Ростова-на-Дону осуществляются все необходимые действия по исполнение требований исполнительного документа, в связи с чем в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ. Кроме того, в декабре 2022 года ДАиГ г.Ростова-на-Дону обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, которое до настоящего времени судом не рассмотрено.
В судебном заседании представитель ДАиГ г.Ростова-на-Дону Полякова И.Ю. доводы жалобы полностью поддержала, просила постановление начальника ОСП по работе с юридическими лицами по г.Ростову-на-Дону УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить, указав на невозможность исполнения вступившего в законную силу судебного решения в установленный законом 5-дневный срок ввиду необходимости соблюдения установленной ГрК РФ процедуры формирования земельного участка, которая требует значительных временных затрат.
Представитель ОСП по работе с юрлицами по г.Ростову-на-Дону УФССП России по <адрес> Липчанская Д.А. представила административный материал, просила оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу ДАиГ г.Ростова-на-Дону – без удовлетворения.
Заслушав позиции представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, и должностного лица, изучив доводы жалобы и представленный административный материал, а также представленные в судебном заседании документы, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч.1 ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 ст.105 указанного выше Федерального закона предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно положениям статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ №а-957/2021, оставленным без изменения апелляционным определением Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, признан незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону (ДАиГ г.Ростова-на-Дону) в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: г.Ростов-на-Дону, <адрес>5, и на ДАиГ г.Ростова-на-Дону возложена обязанность по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: г.Ростов-на-Дону, <адрес>5.
На основании исполнительного листа №ФС 029626226 от ДД.ММ.ГГГГ постановлением ОСП по работе с юрлицами по г.Ростову-на-Дону УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника ДАиГ г.Ростова-на-Дону возбуждено исполнительное производство №-ИП, копия которого получена ДАиГ г.Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с ДАиГ г.Ростова-на-Дону был взыскан исполнительский сбор 50 000 руб.
За неисполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, постановлением ОСП по работе с юрлицами по г.Ростову-на-Дону УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ДАиГ г.Ростова-на-Дону был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по работе с юрлицами по г.Ростову-на-Дону УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должнику по исполнительному документу – ДАиГ г.Ростова-на-Дону был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако должником содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, не были исполнены.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ДАиГ г.Ростова-на-Дону был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, и постановлением начальника Отделения ОСП по работе с юридическими лицами по г.Ростову-на-Дону УФССП России по РО от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо признано виновным в совершении данного административного правонарушения.
Частью 1 ст.17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КАП РФ.
Из содержания приведенных норм следует, что основанием для привлечения к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ является неисполнение должником требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, после наложения административного штрафа. Причем предполагается, что такой срок должен соответствовать характеру исполнительного производства и быть достаточным для реального исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
При рассмотрении дела надлежит установить, что привлекаемое к административной ответственности лицо имело возможность исполнить требования исполнительного документа в предоставленный для этого срок, однако не предприняло надлежащих мер к этому.
В судебном заседании установлено, что подготовка и утверждение документации по планировке территории осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, постановлением администрации г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка подготовки, утверждения документации по планировке территории, внесения изменений в такую документацию, отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению», и включает в себя: вынесение постановления администрации г.Ростова-на-Дону о подготовке документации по планировке территории; подготовку задания на подготовку документации по планировке территории; подготовку и заключение муниципального контракта в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ; подготовка организацией-подрядчиком документации по планировке территории; проверка документации; рассмотрение проектов планировки территории и проектов межевания территории; утверждение документации по планировке территории либо ее отклонение; проведение кадастровых работ по образованию земельного участка.
Выполнение указанных мероприятий требует соблюдение временных затрат, срок проведения которых установлен Федеральными законами и нормативно-правовыми актами, и сокращению не подлежит.
Из материалов дела следует, что после вынесения постановления ОСП по работе с юрлицами по г.Ростову-на-Дону УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ДАиГ г.Ростова-на-Дону к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа, юридическим лицом совершались действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа.
Так, после публикации ДД.ММ.ГГГГ в газете «Ростов официальный» решения о подготовке документации по планировке территории, в соответствии с п.2.11 Порядка ДАиГ г.Ростова-на-Дону подготовлено задание на разработку документации по планировке.
Во исполнение приказа от ДД.ММ.ГГГГ ДАиГ г.Ростова-на-Дону утверждена дорожная карта подготовки документов по проведению конкурсных процедур на 2022 год, установлен срок исполнения контракта – октябрь 2022 года.
В соответствии со ст.ст. 42,49,51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» срок для подготовки, проведения торгов и заключения контракта с победителем торгов составляет 30 календарных дней.
Во исполнение ст.42 Закона №44-ФЗ ДАиГ г.Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ опубликовано извещение об осуществлении закупки, в соответствии с п.2 ч.3 ст.42 Закона № 44-ФЗ, с учетом положений ст. 193 ГК РФ установлена дата окончания срока подачи заявок ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.3 ст.51 Закона №44-ФЗ определена дата размещения победителем протокола разногласий - в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также установлено подписание контракта заказчиком в соответствии с чч.1,4 ст. 51 Закона №44-ФЗ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.3 ст.103 Закона № 44-ФЗ внесение контракта в реестр контрактов в ЕИС определено в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола и не позднее чем через 2 рабочих дня от даты подписания контракта победителем).
ДД.ММ.ГГГГ между ДАиГ г.Ростова-на-Дону и ООО «ГЕО-ДОН» заключен муниципальный контракт № о подготовке проекта межевания территории, согласно которому срок подготовки документации определен ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.10 ст.45 ГрК РФ ООО «ГЕО-ДОН» ДД.ММ.ГГГГ были представлены отчетные материалы, которые проверены и направлены на доработку. ДД.ММ.ГГГГ подрядчиком повторно представлена документация на проверку, в ходе которой вновь были выявлены замечания, после устранения которых ДД.ММ.ГГГГ подрядчиком вновь представлена документация, и ДД.ММ.ГГГГ Департаментом составлено заключение.
В соответствии с ГрК РФ в течение 14 календарных дней должно быть издано постановление о проведении общественных обсуждений, срок проведения которых не может быть менее одного месяца и более трех месяцев. По результатам общественных обсуждений утверждается документация по планировке территории, проводятся мероприятия по подготовке технического задания на проведение кадастровых работ, проведению торгов и заключению контракта, сроком исполнения 35 календарных дней. После выполнения указанных работ межевой план будет направлен в ДИЗО г.Ростова-на-Дону для выполнения мероприятий по постановке земельного участка на кадастровый учет.
Копии заключения ДАиГ г.Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ по документации о планировке территории, дорожной карты по проведению конкурсных процедур на 2022 год, задания на разработку документации по планировке территории, муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «ГЕО-ДОН», отказов ДАиГ г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче заключения о соответствии, представленные лицом, привлекаемым к административной ответственности, в обоснование заявленных доводов, - свидетельствуют о том, что ДАиГ г.Ростова-на-Дону предпринимались все предусмотренные законом действия по исполнению требований исполнительного документа и образованию земельного участка, однако исполнить вступившее в законную силу решение суда в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа не представилось возможным в силу объективных причин, в частности, необходимости соблюдения установленной законом процедуры образования земельного участка, которая требует совершение комплекса действий и установленных Федеральным законом значительных временных затрат.
Данные документы предоставлялись ДАиГ г.Ростова-на-Дону в ОСП по работе с юрлицами по г.Ростову-на-Дону УФССП России по <адрес>, однако фактически не были учтены должностным лицом и им не дана оценка при принятии решения по существу дела.
Оснований полагать, что привлекаемое к административной ответственности лицо имело возможность исполнить требования исполнительного документа в предоставленный для этого срок, однако не предприняло надлежащих мер к этому, не имеется, поскольку представленные письменные доказательства, подробный анализ которых приведен выше, свидетельствуют об обратном.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в действиях ДАиГ г.Ростова-на-Дону отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
постановление начальника Отделения судебных приставов ОСП по работе с юридическими лицами по г.Ростову-на-Дону УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Департамента архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, – отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.А. Саницкая