56RS0038-01-2023-001460-80
Дело № 2-259/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2024 года с. Сакмара
Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Долговой И.А., при ведении протокола помощником судьи Григорьевой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> к администрации МО Сакмарский район <адрес>, Черновой Ирине Владимировне, Родионовой Татьяне Владимировне о снятии с государственного кадастрового учета и исключении сведений из ЕГРН о правообладателе
УСТАНОВИЛ:
администрация МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> обратилась в суд с вышеназванным иском к администрации <адрес>, Тучковой М.А., указав, что на территории МО Татаро-Каргалинский сельсовет имеется земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «<адрес> №, площадью 500 кв.м., виды разрешенного использования: для коллективного садоводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Согласно выписке ЕГРН правообладателем данного земельного участка является Тучкова Мария Александровна, запись внесена на основании свидетельства о праве бессрочного пользования на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, имеет статус ранее учтенного земельного участка. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Поскольку правообладателем земельного участка право собственности на земельный участок не оформлено, то администрация сельсовета не может распоряжаться вышеуказанным земельным участком.
Просит суд снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «<адрес>», №, площадью 500 кв.м., виды разрешенного использования: для коллективного садоводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения;
исключить сведения из Единого государственного реестра недвижимости о правообладателе Тучковой Марии Александровне в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «<адрес> №, площадью 500 кв.м., виды разрешенного использования: для коллективного садоводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечено Управление Росреестра по <адрес>, СНТСН <адрес>»,
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Родионова Татьяна Владимировна, Чернова Ирина Владимировна.
В судебное заседание ответчик Родионова Т.В., Чернова И.В. не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения спора извещен судом надлежащим образом.
Представитель ответчика администрация Сакмарского района <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления Росреестра по <адрес>, СНТСН <адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Поскольку стороны в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с положениями ст. 12 ГК Российской Федерации лицо, полагающее свое право нарушенным, вправе защищать его способами, установленными законом, в том числе путем признания права и признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Статья 59 ЗК Российской Федерации в качестве способа защиты прав на землю предусматривает признание права на земельный участок. При этом судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием для государственной регистрации права на землю.
Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Статьей 15 ЗК Российской Федерации определено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно статье 25 ЗК Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенного в действие с 01.03.2015, до 31.12.2020 члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
При этом предоставление земельного участка в случае, предусмотренном пунктом 2.7, в собственность гражданина осуществляется решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления на основании заявления гражданина или его представителя (пункт 2.8 той же статьи).
Согласно положениям статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству на право собственности на землю Тучковой Марии Александровне, проживающей по адресу: <адрес>, предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 500 кв.м.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения об указанном земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ как о ранее учтенном, при этом в реестре прав ЕГРН сведения о зарегистрированных правах (правообладателях) на указанный объект недвижимости отсутствуют.Тучкова Мария Александровна, ДД.ММ.ГГГГ г.р. умерла 08.03.2000 года(актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно сведений из поквартирной карточки, лицом, фактически принявшим наследство является муж-Тучков Владимир Иванович.
Согласно свидетельству о смерти II-РА № от ДД.ММ.ГГГГ Тучков Владимир Иванович ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из копии наследственного дела № после смерти ФИО5 (муж ФИО2), умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследниками по закону являются дети- Чернова Ирина Владимировна и Родионова Татьяна Владимировна, что подтверждается сведениями наследственного дела№, заведенного нотариусом нотариального округа <адрес>- ФИО7
В соответствии со ст. 131 ГК Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество направлена на реализацию принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимого имущества и их правообладателях, она создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета являются, в том числе: вступившие в законную силу судебные акты.
Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
При этом в силу части 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Вместе с тем, часть 5 статьи 8 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" дополнена пунктом 25, в соответствии с которым в кадастр недвижимости Единого государственного реестра недвижимости вносятся дополнительные сведения об указанных в документе, на основании которого в ЕГРН внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, вещных правах на данный объект недвижимости, а также о выявленном в порядке, предусмотренном статьей 69.1 Закона N 218-ФЗ, правообладателе данного объекта недвижимости в объеме, определенном в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона N 218-ФЗ, в случае, если правоустанавливающие документы на данный объект недвижимости или документы, удостоверяющие права на данный объект недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и указанные права не были зарегистрированы в ЕГРН.
Согласно п. 25 ч. 5 ст. 8 Закона в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества сведения об указанных в документе, на основании которого в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, вещных правах на данный объект недвижимости, а также о выявленном в порядке, предусмотренном статьей 69.1 настоящего Федерального закона, правообладателе данного объекта недвижимости в объеме, определенном в соответствии с частью 7 статьи 7 настоящего Федерального закона, и указанные права не были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Статья 69.1 Закона N 218-ФЗ устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органы местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) наделяются полномочиями по:
проведению мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые в соответствии со статьей 69 Закона N 218-ФЗ считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
проведению мероприятий по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН;
подготовке проекта решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;
взаимодействию с лицом, выявленным в порядке, предусмотренном статьей 69.1 Закона N 218-ФЗ, в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;
принятию решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;
направлению в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ, о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости - в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением сведений о его правообладателе, содержатся в ЕГРН или заявления о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 25 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ - в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в ЕГРН отсутствуют, с приложением документов, предусмотренных частями 16, 17 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ.
В том числе, уполномоченные органы обеспечивают выполнение комплексных кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков, указанных в части 1 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ и в дальнейшем обращаются без доверенности от имени правообладателей таких земельных участков в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ таких земельных участков.
В случае, если проведенные в соответствии с настоящей статьей мероприятия не позволили выявить правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, не прекратившего свое существование, уполномоченный орган в четырнадцатидневный срок с даты получения ответа на запрос, указанный в части 4 настоящей статьи, а в случае неполучения ответа на запрос после истечения тридцатидневного срока со дня направления такого запроса в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядке представляет заявление о постановке такого объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости (п. 20 вышеуказанной статьи)
Случаи, при которых Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается снятие с государственного кадастрового учета земельных участков, установлены частями 3, 14, 15 статьи 41, частями 10, 11 статьи 60, статьей 60.2, частями 3, 3.1, 3.2 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, обеспечивающим реализации части 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ.
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункта 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
При таких обстоятельствах, муниципалитеты, органы исполнительной власти и местного самоуправления в рамках реализации закона N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проводят всю необходимую работу как по выявлению правообладателей, так и проверки оснований для снятия ранее учтенного участка с кадастрового учета, преобразованию спорных участков -самостоятельно анализируют сведения и направляют заявления в Росреестр о внесении в ЕГРН соответствующих сведений.
Кроме того, суд учитывает, что снятие с кадастрового учета земельного участка, приведет к поступлению соответствующей части земли в состав земель, государственная собственность на которые не разграничена, т.е. обращение с таким иском направлено на отказ правообладателя, право которого возникло на основании свидетельства о праве собственности на землю, на принадлежащее ему имущество, что не допустимо в силу ст. 19 Земельного кодекса РФ, ст. 236 ГК РФ и приведет к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в 1993 году, имеет статус "актуальные, ранее учтенные", сведения о правообладателях в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, таким образом, снятие данного земельного участка с кадастрового учета в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ без проведения административной процедуры по снятию участка в судебном порядке недопустимо.
В данном споре сведения о проведении процедуры снятия земельного участка в административном порядке, в рамках подготовительных действий предусмотренных ст. 69.1 Закона N 218-Ф, преобразования "учтенных" в ЕГРН земельных участков не осуществлялась, какие либо решения и действия органа регистрации прав по осуществлению кадастрового учета земельных участков заявителем не оспаривались, доказательства подтверждающие проведение комплексных работ по снятию земельного участка с кадастрового учета, предусмотренные ст. 69.1 Закона N 218-ФЗ не представлены, в связи с чем, суд считает, что основания для удовлетворения иска отсутствует.
Кроме того принятие судом решения об удовлетворении требований истца будет нарушать права ответчика, как собственника спорного земельного участка.
Вместе с тем, при наличии отрицательного ответа регистрирующих органов в проведении вышеуказанной процедуры, а также оспаривании в установленном порядке решений и действий органа регистрации прав по осуществлению кадастрового учета, при отсутствии спора о правах на недвижимость и исчерпании иных способов защиты права, иначе чем путем обращения в суд, орган исполнительной власти не лишен права разрешить спор в установленном гражданско-правовом порядке.
На основании изложенного, суд находит исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> к администрации МО Сакмарский район <адрес>, Черновой Ирине Владимировне, Родионовой Татьяне Владимировне
о снятии с государственного кадастрового земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ <адрес>», №, площадью 500 кв.м., виды разрешенного использования: для коллективного садоводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения;
исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости о правообладателе ФИО2 в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «<адрес>», №, площадью 500 кв.м., виды разрешенного использования: для коллективного садоводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения,
- отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в апелляционном порядке через Сакмарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Долгова
В окончательной форме решение принято 06 июня 2024 года