Дело № 2-1148/2024 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2024 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Штенцовой О.А.,
при секретаре судебного заседания Шиховой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
установил:
Управления жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края (далее – Управление) обратилось в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество – жилой дом, этаж 21, площадью 128,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> кадастровым номером №.
В обоснование заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ недвижимое имущество (далее - Объект) - жилой дом, этаж 21, площадью 128,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> кадастровым номером № принято на учет как бесхозяйное. В этой связи и в соответствии со ст. ст. 218, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имеются основания для признания права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.
Заявитель Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края, извещённый о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, представителем заявителя направлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Пермскому краю, извещённое о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, представителем заинтересованного лица направлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, письменный отзыв по существу заявленных требований.
Согласно ч. 1, ч. 3, ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
При изложенных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, заинтересованного лица.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Из содержания ст. 12 ГК РФ следует, что защита гражданских прав осуществляется путём, в том числе признания права.
Согласно п. 1, п. 3, п. 5 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт, а в случае постановки на учёт линейного объекта по истечении трёх месяцев со дня постановки на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим её собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
С заявлением о принятии на учёт бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в п. 3 и 4 ст. 225 ГК РФ, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трёх месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учёт лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Согласно ч. 2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подаётся в суд по месту её нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
В случае, если орган, уполномоченный управлять соответствующим имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия недвижимой вещи на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления и суд прекращает производство по делу.
В соответствии с ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учёт в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
Из содержания ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что структуру органов местного самоуправления составляют, в том числе глава муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Положением ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Законом Пермского края от 29.04.2022 № 75-ПК «Об образовании нового муниципального образования Пермский муниципальный округ Пермского края» 01.01.2023 сформированы органы местного самоуправления Пермского муниципального округа и их функциональные органы.
Решением Думы Пермского муниципального округа Пермского края от 29.11.2022 № 58 «О вопросах правопреемства» установлено, что с 01.01.2023 администрация Пермского муниципального округа Пермского края является правопреемником, в том числе администрации Усть-Качкинского сельского поселения.
Решением Думы Пермского муниципального округа Пермского края от 28.12.2022 № 93 «О ликвидации администраций сельских поселений и Пермского муниципального района как юридических лиц» администрация Усть-Качкинского сельского поселения ликвидирована.
Решением Думы Пермского муниципального округа Пермского края от 29.12.2022 № 50 учреждено Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края, которое согласно Положению об Управлении осуществляет деятельность в сфере жилищных отношений на территории Пермского муниципального округа Пермского края, основной целью Управления является реализация жилищной политики на территории муниципального округа в рамках задач и функций, возложенных на Управление правовыми актами Пермского края, муниципального округа и вышеуказанным Положением.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ недвижимое имущество – жилой дом, этаж 21, площадью 128,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> кадастровым номером № принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) (л.д. 6-7, 21-23).
Сведения о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости в ЕГРН отсутствуют.
Информация об объекте недвижимого имущества в реестрах федерального имущества, государственной собственности, муниципальной собственности отсутствует (л.д. 20, 25, 27).
Принимая во внимание приведённые обстоятельства, учитывая, что с момента постановки на учёт указанного объекта в качестве бесхозяйного имущества до подачи заявления о признании на такой объект права муниципальной собственности в суд прошло более трёх месяцев, собственник (владелец) указанного имущества неизвестен, недвижимое имущество принято на учёт в качестве бесхозяйного в установленном порядке, сведения о наличии спора о праве в отношении объекта отсутствуют, заинтересованных лиц в качестве правообладателей спорного объекта не установлено, суд приходит к выводу о том, что данный объект недвижимого имущества является бесхозяйным.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование о признании права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 293 ГПК РФ суд
решил:
Заявление Управления жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество - удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием Пермский муниципальный округ Пермского края право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество – жилой дом, этаж 21, площадью 128,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № (принят на учет как бесхозяйный объект 21.10.2015).
Решение является основанием для государственной регистрации права.
Решение в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в апелляционном порядке.
Судья /подпись/ О.А.Штенцова
Копия верна.
Судья – О.А.Штенцова
Подлинник подшит в гражданском деле №2-1148/2024
Пермского районного суда Пермского края
УИД 59RS0008-01-2024-00768-98