УИД 23RS0036-01-2022-009783-82
К делу № 12-19/2024
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
13 февраля 2024 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующего судьи Медоевой Е.Н.
при секретаре Бесчастном А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Демидовой П. В. на постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3 №21-041/ДЛ/2 от 01.12.2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский музыкальный колледж им Н.А. Римского-Корсакова» Демидовой П.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края № 02-041/ДЛ/2 от 01 декабря 2022 года директор ГБПОУ Краснодарского края «Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А. Римского-Корсакова» Демидова П.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 23 января 2023 года постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 01 декабря 2022 года оставлено без изменения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 05 апреля 2023 года решение судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 23 января 2023 года оставлено без изменения.
Постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30.11.2023г. решение судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 23 января 2023 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 05 апреля 2023 года отменены, дело направлено в Первомайский районный суд г. Краснодара на стадию принятия к производству жалобы Демидовой П.В.
09 января 2024 года дело поступило в Первомайский районный суд г. Краснодара.
В обоснование жалобы заявитель указал, что с вынесенным постановлением Демидова П.В. не согласна, считает, что правонарушение не носит умышленный характер так как, подписывая приказ к выплате она полностью полагалась на компетентность ведущего экономиста в связи с тем, что в должности директора она находилась менее двух месяцев. По мнению заявителя доказательств, подтверждающих наличие в ее действиях умысла на совершение противоправного деяния, ответственность за которое установлена ст. 15.14 КоАП РФ, департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в материалы дела об административном правонарушении не представлено.
На основании изложенного, Демидова П.В. просит суд оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание заявитель Демидова П.В. не явилась, уведомлена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила. Представители заявителя ФИО5 и ФИО6, действующие на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержали, просили оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
Представитель департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО7, действующая на основании доверенности, против удовлетворения жалобы возражала, считает постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения временно исполняющего обязанности директора ГКУ Краснодарского края «Безопасный регион» ФИО8 к административной ответственности) установлена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Как следует из материалов дела, Министерством культуры Краснодарского края (далее - Министерство) и государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Краснодарского края «Краснодарский музыкальный колледж им Н.А. Римского-Корсакова» (далее – Учреждение) заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 18 января 2021 г. № 16.
Предметом Соглашения № 16 является определение порядка и условий предоставления субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Статьями 129 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии со статьей 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты груда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статьями 4, 6 Закона Краснодарского края от 11 ноября 2008 г. № 1572-КЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края» установлено, что базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников, перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Положение об оплате труда, согласно пункту 1.1, разработано в целях дифференциации оплаты труда в зависимости от качества, результативности выполняемых работ, уровня образования и стажа работы по профессии, а также в соответствии с: Трудовым кодексом Российской Федерации; Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Законом Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае»; Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 ноября 2008 г. № 1218 «О введении отраслевой системы оплаты труда работников государственных образовательных организаций и государственных учреждений образования Краснодарского края»; Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 7 ноября 2008 г. № 1152 «О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края; Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 ноября 2008 г. № 1180 «О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений культуры, искусства и кинематографии Краснодарского края; Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 августа 2017 г. № 642 «О введении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Краснодарского края».
В ходе выборочной проверки средств Субсидии использованных на оплату труда работникам Учреждения в 2021 году установлено следующее.
Согласно пункту 8.12 Коллективного договора Учреждения зарегистрированного в Центре занятости населения г. Краснодара от 28 декабря 2020 г. № 724-3 материальная помощь работникам оказывается в случае смерти прямых родственников (мать, отец, муж, жена, дети - при наличии средств).
В соответствии с разделом XII Положения об оплате труда материальная помощь оказывается по просьбе сотрудника, с изложением причин и обстоятельств в письменном виде, а также по представлению начальника структурного подразделения, в форме заявления по согласованию с руководителем Учреждения.
Пунктом 12.1 Положения об оплате труда установлено, что материальная помощь, выплачивается в следующих случаях: к юбилейным датам (у женщин - 50, 55, 60 лет, у мужчин - 50, 60, 65 лет) - не более 1 должностного оклада (ставки заработной платы) (пункт 12.1.1 Положения об оплате труда); в случае смерти близкого родственника (супруг, дети, родители) не более двух должностных окладов (2 ставок заработной платы) (пункт 12.1.2 Положения об оплате труда).
Из части 1 статьи 129 ТК РФ следует, что материальная помощь не входит в состав заработной платы, являясь выплатой социального характера.
Вместе с тем, по смыслу статьи 8 и в соответствии с пунктом 3 статьи 41 ТК РФ с учетом финансово-экономического положения работодателя локальные нормативные акты или коллективный договор могут содержать нормы, улучшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством. В связи с чем, локальными нормативными дополнительные гарантии и меры социальной поддержки работников организации.
Как усматривается из материалов дела, согласно заявлению от 20 октября 2021 г. сторож-вахтер ФИО9 обратилась в Учреждение за оказанием материальной помощи в связи с тяжелым материальным положением.
Приказом директора Учреждения Демидовой П.В. от 19 октября 2021 г. № 727-11 ФИО9 назначена выплата материальной помощи в связи с тяжелым материальным положением в сумме 9 396,00 рублей на основании раздела XII Положения об оплате груда.
Пунктом 4 приказа Учреждения от 19 октября 2021 г. № 727-П контроль за исполнением настоящего приказа оставлен за директором Учреждения.
Согласно представленным документам (расчетная ведомость за октябрь 2021 г., расчетный листок за октябрь 2021 г., карточка-справка за 2021 г.) работнику ФИО10 в октябре 2021 года начислена и выплачена материальная помощь в связи с тяжелым материальным положением в сумме 9 396,00 рублей.
Однако действующими в Учреждении Коллективным договором и Положением об оплате груда не предусмотрена выплата в виде материальной помощи в связи с тяжелым материальным положением, следовательно, указанная выплата является необоснованной.
Пояснениями от 23 августа 2022 г. № 664 директор Учреждения Демидова П.В. подтверждает отсутствие в Положении об оплате труда, в коллективном договоре данного основания - «тяжелое материальное положение» для выплаты материальной помощи, тем самым подтверждает факт совершения нарушения. Договором от 21 марта 2016 г. № 14 о передаче функций по организации и ведению бухгалтерского учета заключенным между государственным казенным учреждением культуры «Централизованная бухгалтерия министерства культуры Краснодарского края» и Учреждением установлено, что бухгалтерия принимает на себя обязательства по организации и ведению бухгалтерского учета Учреждения в соответствии с действующим законодательством о бюджетном учете, учредительными документами Учреждения, иными нормативно-правовыми актами и инструктивными документами (пункт 1.1.).
Согласно пояснениям руководителя бухгалтерии ФИО11 от 23 августа 2022 № 588/08 указанная материальная помощь начислена в сумме 9 396,00 рублей.
Сумма необоснованно выплаченной материальной помощи работнику ФИО10 и перечисленных страховых взносов в 2021 году составила 11 025,61 рублей (9 396,00 рублей (в т.ч. НДФЛ 702,00 рубля) + 1 629,61 рублей (страховые взносы)).
Условия предоставления бюджетному учреждению субсидий в соответствии с положением статьи 78.1 БК РФ за счет бюджетных средств бюджетов субъектов Российской Федерации (включая определение условий правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с которыми условия, включая цели представления субсидии, а также порядок ее предоставления, могут устанавливаться соглашением о предоставлении указанной субсидии.
Использование бюджетным учреждением средств субсидии не в соответствии с условиями и целями ее предоставления, установленными Соглашением, может повлечь наступление ответственности для учреждения.
Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пунктов 6.3, 12.1 Положения об оплате груда, пункта 2.3.1 Соглашения от 18 января 2021 г. № 16 в Учреждении в 2021 году допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 11 025,61 рублей, выразившееся в необоснованной выплате материальной помощи в связи с тяжелым материальным положением, поскольку такой вид выплаты не установлен и не предусмотрен нормативными актами.
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Согласно ст. 15.14 КоАП РФ ответственность наступает за нецелевое использование бюджетных средств.
Объектом правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ являются бюджетные отношения.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, образует факт направления средств, полученных из бюджета Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением), являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Факт совершения должностным лицом - директором ГБПОУ КК «Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А. Римского-Корсакова» Демидовой П.В. административного правонарушения подтверждается материалами дела, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Таким образом, учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии в директора государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский музыкальный колледж им Н.А. Римского-Корсакова» Демидовой П.В. состава вменяемого ей административного правонарушения.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ, составляет два года со дня его совершения.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Демидовой П.В. дела об административном правонарушении, имели место 19.10.2021г.
Таким образом, на момент рассмотрения Первомайским районным судом г. Краснодар настоящей жалобы срок давности привлечения Демидовой П.В. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел истек.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ).
Как следует из Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Установив при рассмотрении жалобы такого лица обоснованность выводов юрисдикционного органа, а также правильность исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в зависимости от категории дела, судья отказывает в ее удовлетворении и оставляет постановление без изменения. При этом необходимо учитывать, что в названном постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
Таким образом, суд пришел к выводу что, производство по делу об административном правонарушении в отношении Демидовой П.В. подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления (решения) без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления (решения), если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления (решения) и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления (решения) и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления (решения) и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3 №21-041/ДЛ/2 от 01.12.2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский музыкальный колледж им Н.А. Римского-Корсакова» Демидовой П.В. отменить.
Производство по делу в отношении Демидовой П. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, паспорт серия 03 16, №, выдан ОУФМС России по <адрес> в <адрес> 05.10.2016г., прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Жалоба на решение может быть подана в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья
Первомайского районного суда города Краснодар п Е.Н. Медоева