Судья Степанов И.А. дело № 12-327/2022 (дело № 5-328/2022)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Попов В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 10 августа 2022 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу врио старшего инспектора НИАЗ ОМВД России по Княжпогостскому району Малыгиной Н.Е. на постановление судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 05 июля 2022 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО "Бизнес Форест" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
установил:
врио старшего инспектора НИАЗ ОМВД России по Княжпогостскому району Малыгиной Н.Е. в отношении юридического лица ООО "Бизнес Форест" был составлен протокол серии КН № 025732 об административном правонарушении, согласно которому ООО "Бизнес Форест", 14 октября 2021 года в 13 часов 00 минут по адресу: <Адрес обезличен> допустило транспортировку отходов производства потребления на автомашине марки "МАЗ 5516", государственный регистрационный знак "..." под управлением водителя Суханова Е.А., без наличия паспорта отходов IV класса, тем самым нарушил требования пункта 1 статьи 34 и пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 2 статьи 11 и пунктов 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
По итогам рассмотрения указанного протокола об административном правонарушении, постановлением судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 05 июля 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО "Бизнес Форест" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Считая постановление судьи районного суда незаконным, врио старшего инспектора НИАЗ ОМВД России по Княжпогостскому району Малыгина Н.Е., составившая протокол об административном правонарушении, обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой указала, что производство по делу было прекращено в связи с тем, что не установлен факт транспортировки отходов 1-4 класса, тогда как вину юридического лица в совершении указанного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 часть 1 КоАП РФ за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при транспортировании отходов производства и потребления, считают доказанной.
Юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу, и должностное лицо административного органа, составившее протокол об административном правонарушении, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Руководствуясь положениями статей 25.1 и 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие участвующих в деле лиц, явку которых не признаю обязательной.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления), которым предусмотрено подразделение отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Статьей 1 Федерального закона об отходах производства и потребления, под отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно статье 11 Федерального закона об отходах производства и потребления, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, помимо прочего, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Как следует из материалов дела, в том числе, протокола об административном правонарушении, юридическому лицу ООО "Бизнес Форест" вменено в вину то, что 14 октября 2021 года в 13 часов 00 минут по адресу: <Адрес обезличен>, допустило транспортировку отходов производства потребления на автомашине марки "МАЗ 5516", государственный регистрационный знак "..." под управлением водителя ФИО9., без наличия паспорта отходов IV класса, тем самым нарушил требования пункта 1 статьи 34 и пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 2 статьи 11 и пунктов 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая дело об административном правонарушении, судья районного суда пришёл к выводу о том, что в действиях юридического лица ООО "Бизнес Форест" отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, поскольку материалы дела не содержат сведений о нахождении отходов, подлежащих паспортизации, в транспортном средстве марки "МАЗ 5516", государственный регистрационный знак "... в момент выявления административного правонарушения.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 1 статьи 14 Федерального закона №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
При этом, в соответствии со статьей 16 Федерального закона об отходах производства и потребления, транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте.
В части 2 указанной статьи 16 Федерального закона об отходах производства и потребления (в редакции Федерального закона от 02.07.2021, действовавшей на момент выявления правонарушения) предусмотрено, что организация транспортирования отходов осуществляется при условии наличия паспорта отходов при транспортировании отходов I-IV класса опасности.
Между тем, к какому классу опасности относились отходы, перевозимые при названных обстоятельствах юридическим лицом, должностным лицом административного органа не выяснялось.
Порядок паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности, утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 (далее - Порядок) и устанавливает требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности. Паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт отходов) представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.
Согласно пункту 3 Порядка паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица). При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 и паспорта отходов, не включенных в ФККО.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно материалам дела, между администрацией городского поселения "Емва" (Заказчик) и ООО "Бизнес Форест" в лице генерального директора Малетина К.В. (Подрядчик) 05 октября 2021 года был заключен муниципальный контракт <Номер обезличен> на выполнение работ по подготовке, расчистке и планировке территорий под парки в г. Емва в соответствии с техническим заданием, со сроком выполнения работ по 31 октября 2021 года. Подрядчик организует выполнение работ с использованием оборудования, техники и материалов, с правом привлечения третьих лиц. В соответствии с техническим заданием, местом выполнения работ является: г. Емва пересечение улиц Первомайская дом 23 и Пионерская (пункт 2). Строительный мусор, образующийся после выполнения работ, переходит в собственность Подрядчика (пункт 5). Подрядчик принимает на себя обязательство обеспечить, в том числе, уборку территории от строительного мусора и бытового мусора; захоронение строительного мусора произвести на полигон по адресу: Республика Коми, с. Айкино, Усть-Вымского района (пункт 6).
В рамках указанного контракта, 01 октября 2021 года ООО "Бизнес Форест" (Заказчик) и ИП Гаркавенко С.А. (Исполнитель) заключили договор на оказание услуг по транспортированию отходов V класса опасности. Исполнитель взял на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию отходов V класса опасности с площадок, указанных Заказчиком по адресам: <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен>, до объекта размещения отходов и передать их для размещения на полигоне, а Заказчик взял на себя обязательство принять и оплатить эти услуги. Объектом размещения отходов является полигон твердых бытовых отходов, расположенный в с. Айкино Усть-Вымского района (пункт 1.1). В предмет договора не входят и не подлежат транспортированию отходы с I по IV классов опасности, твердые коммунальные отходы (пункт 1.2).
14.10.2021 во исполнение договора на оказание услуг по транспортированию отходов ИП Гарковенко С.А. осуществлялась транспортировка отходов на автотранспортном средстве марки "МАЗ 5516", государственный регистрационный знак "...".
Должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Княжпогостскому району характер перевозимых при указанных обстоятельствах отходов не установлен, материалы дела не содержат сведений о нахождении отходов, подлежащих паспортизации, в транспортном средстве марки "МАЗ 5516", государственный регистрационный знак "..." в момент выявления административного правонарушения. Видеозапись, представленная должностными лицом, не позволяет сделать вывод о транспортировке отходов I-IV класса опасности. Фиксация отходов должностными лицами не произведена. В настоящее время этот недостаток восполнить не представляется возможным.
По информации ООО "Центр Экологического Партнерства" 01.11.2020 между ООО "Бизнес Форест" и ООО "Центр Экологического Партнерства" заключен договор на оказание услуг по размещению отходов на объекте размещения отходов в с. Айкино Усть-Вымского района, предметом которого является, оказание услуг по приему и размещению на объекте размещения отходов Заказчика IV-V классов опасности. Согласно справке "Центр Экологического Партнерства" № 361 от 18.11.2021, в октябре 2021 года на ОРО с.Айкино Усть-Вымского района транспортным средством "МАЗ", государственный регистрационный знак "..." 14.10.2021 и 26.10.2021 ООО "Бизнес Форест" завозились отходы V класса опасности: мусор от строительных и ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены к V классу опасности.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Приведенные нормативные положения в их системной взаимосвязи и нормативно-правовом единстве, а также установленные фактические обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства, позволили суду первой инстанции сделать правильный и обоснованный вывод об отсутствии в действиях ООО "Бизнес Форест" состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, судья районного суда пришел к верному выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Бизнес Форест" на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Вынесенное судьей постановление основано на всестороннем, полном и объективном исследовании материалов дела об административном правонарушении.
Вопреки доводам жалобы, существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей допущено не было.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу постановления судьи районного суда, жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, по делу не установлено.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 05 июля 2022 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО "Бизнес Форест" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения, жалобу врио старшего инспектора НИАЗ ОМВД России по Княжпогостскому району Малыгиной Н.Е. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья В.В. Попов
Копия верна, судья В.В. Попов