Дело <...>
Именем Российской Федерации
28 мая 2019 года гор. Лангепас
Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Пашинцева А.В., при секретаре Домнышевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <...> по исковому заявлению акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» к Морозовой Ю. С., Морозову С. В., 3 лицо публичное акционерное общество «Сбербанк России», о расторжении трехстороннего соглашения о компенсации части процентной ставки по кредитному договору, взыскании судебных расходов,
установил:
АО «Ипотечное агентство Югры» (далее по тексту - Агентство) обратилось в суд с исковым заявлением к Морозовой Ю.С., Морозову С.В. о расторжении трехстороннего соглашения о компенсации части процентной ставки по кредитному договору, взыскании судебных расходов, ссылаясь на те обстоятельства, что <дата>. Морозова Ю.С., Морозов С.В. обратились в Агентство с заявлением о постановке на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с Подпрограммами 2 «Доступное жилье молодым» и 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», порядок реализации которых утвержден постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011г. № 108-п «О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года» (далее - Порядок). На основании предоставленных документов ответчики признаны участниками подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы как участники подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым». <дата>. ответчики по договору купли-продажи приобрели квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с использованием кредитных средств, предоставленных банком по кредитному договору <...> от <дата>. <дата>. между Агентством, ответчиками и ПАО «Сбербанк России" было заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по кредитному договору <...> от <дата>. В соответствии с данным соглашением, Агентство взяло на себя обязательство по предоставлению государственной поддержки ответчикам в форме компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору, предоставленному за счет средств банка на приобретение жилого помещения, в течение 240 месяцев. В настоящее время выявлен факт незаконной постановки ответчиков на учет по подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» как участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» ввиду следующего. При постановке на учет для получения субсидии (заявление от <дата>.) ответчики составом семьи 4 человека (заявитель, заявительница, дочь, дочь) проживали по следующему адресу: <адрес>, общей площадью 81,10 кв.м. Собственником 1/4 доли в праве на указанную квартиру является Морозов С.В. Расчет обеспеченности на момент постановки: 81,10 кв. м./4 = 20,28/4 члена семьи = 5,07 кв.м.- обеспеченность каждого члена семьи заявителей. Таким образом, у ответчиков была установлена нуждаемость в улучшении жилищных условий. На основании вышеизложенного, ответчики были поставлены на учет по подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым» с целью получения субсидии. В бланке заявления о постановке на учет по подпрограмме 2 от <дата>. ответчиками указано: «В период за 5 лет предшествующих подачи настоящего заявления я и члены моей семьи свои жилищные условия путем отчуждения жилого помещения не ухудшали». Кроме того, в бланках заявлений от <дата>. ответчиками также указано следующее: «Мне (нам) известно, что за предоставление недостоверной информации, заведомо ложных сведений, указанных в заявлении, повлечет отказ в предоставлении государственной поддержки за счет средств бюджета автономного округа и (или) ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Однако, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата>. следует, что в собственности ответчика Морозовой (ФИО10) Ю.С. в период с <дата>. по <дата>. находилась в собственности 1/3 доли в праве на жилое помещение, общей площадью 90,34 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. На момент отчуждения жилого помещения Морозова Ю.С. в браке с Морозовым С.В. не состояла. Состав семьи на тот момент был 2 человека (заявительница и ребенок). Следовательно, в указанный период в собственности Морозовой Ю.С. находилось 30,13 кв.м. Расчет обеспеченности на момент отчуждения доли: 30,13 кв.м/2= 15,07 кв.м. На момент отчуждения указанной доли у ответчика отсутствовала нуждаемость в улучшении жилищных условий. После продажи вышеназванной квартиры, у ответчика появилась нуждаемость в улучшении жилищных условий. Таким образом, в соответствии со ст. 7 Порядка ответчики не могли быть признаны участниками подпрограммы 2, т.к. ранее (до продажи квартиры <дата>.) не нуждались в улучшении жилищных условий, ухудшили свои жилищные условия в течение пяти лет, предшествующих обращению с целью получения субсидии (<дата>.). Кроме того, ответчиками были предоставлены недостоверные сведения, скрыта информация об ухудшении жилищных условий в течение 5 лет, предшествующих подаче заявления. Таким образом, Агентством незаконно вынесено решение от <дата>. о признании ответчиков участниками подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы как участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым». <дата>. Агентством направлено решение о снятии с учета и исключении из Единого списка, в котором сообщено о том, что уведомления о постановке на учет по подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым», подпрограмме 4 «Ипотечное жилищное кредитование» признаны недействительными. Учитывая выявление факта незаконной постановки ответчиков на учет по подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым», ответчики могли воспользоваться государственной поддержкой по подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» только в категории «Иные заявители». В соответствии с п. 17.2.1. ст. 10 Порядка компенсация части процентной ставки иному гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий и желающему приобрести жилое помещение в собственность, осуществляется на срок не более 5 лет по сумме (части суммы) кредита не более 2 млн. рублей. Таким образом, правовые основания для заключения трехстороннего соглашения с ответчиками на срок более 60 месяцев отсутствовали. В настоящее время 60 месяцев с даты заключения трехстороннего соглашения истекли. Дополнительное соглашение об изменении данного срока между сторонами не заключено. Следовательно, ответчики незаконно получают государственную поддержку свыше 60 месяцев в рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование». Согласно п. 5.2 трехстороннего соглашения от <дата>. соглашение может быть расторгнуто досрочно в случае выявления Агентством факта незаконного участия участников в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование». Агентством в адрес ответчиков направлена претензия с требованием расторгнуть трехстороннее соглашение в добровольном порядке. <дата>. претензия Морозовой Ю.С. получена, с ней она не согласна. Истец просит суд расторгнуть трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки от <дата>. по кредитному договору <...> от <дата>., взыскать солидарно с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителя истца, представителя третьего лица и ответчиков, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Суд, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований на основании следующего.
<дата>. Морозова Ю.С., Морозов С.В. обратились в адрес Агентства с заявлениями на признание участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым» (подпрограмма 2) и подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» (подпрограмма 4) целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», где в обоих заявлениях указали, что в настоящее время заявители и члены их семьи жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и других субъектов Российской Федерации не имеют. Кроме того, указали, что в период за 5 лет, предшествующих подаче заявления заявители и члены их семьи свои жилищные условия путем отчуждения жилого помещения не ухудшали (л.д.10-15).
<дата>. Морозова Ю.С., Морозов С.В. уведомлены о признании участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым» и подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» с составом семьи 4 человека, в том числе: дочь - Морозова А. С., Морозова Е. С. (л.д.16-17).
Согласно п.5 ст.10 Порядка реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года», утвержденного постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2011г. №108-п (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) (далее - Порядок), для участников подпрограммы 2 государственная поддержка оказывается в виде субсидии, размер которой соответствует: стоимости 12 квадратных метров общей площади жилого помещения для молодой семьи участника подпрограммы 2, не имеющей детей; стоимости 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, умноженной на количество детей молодой семьи участника подпрограммы 2, имеющей детей.
Согласно п.13 ст.10 Порядка, для участников подпрограммы 4 государственная поддержка оказывается в виде компенсации части процентной ставки по кредитам и займам в размере, не превышающем 7,5 процента годовых, при привлечении кредитов и целевых займов, в частности, на погашение льготных жилищных займов.
<дата>. между ОАО «Сбербанк России» и Морозовым С.В., Морозовой Ю.С. заключен кредитный договор <...>, согласно которому заемщикам предоставлен кредит по программе «Приобретение готового жилья для молодой семьи» в размере <данные изъяты> <персональные данные> рублей под <данные изъяты> <персональные данные>% годовых сроком на 240 месяцев для приобретения трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес> (л.д. 41-44).
В этот же день между Агентством, ОАО «Сбербанк России» и Морозовой Ю.С., Морозовым С.В. заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору <...> от <дата>. (л.д. 45-46).
Предметом указанного соглашения является предоставление Агентством Морозовой Ю.С., Морозову С.В. государственной поддержки в форме компенсации части процентной ставки, уплачиваемой участником за пользование суммой кредита, предоставленному за счет средств Банка на приобретение жилого помещения в течение 240 месяцев (п. 1.2).
Согласно представленной истцом выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата>., ответчик Морозова Ю.С. с <дата>. по <дата>. являлась собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, общей площадью 90,4 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.52-53).
В соответствии с п.1 ст.3 Порядка, в целях настоящего Порядка нуждающимся в улучшении жилищных условий признается заявитель: состоящий на учете по месту его постоянного жительства в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, до 1 марта 2005 года; признанный органом местного самоуправления по месту его постоянного жительства в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, после 1 марта 2005 года.
Согласно п.2 ст.3 Порядка, в иных случаях нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях получения государственной поддержки признаются граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности; состоявшие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.5. ст.3 Порядка, для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), а также их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи.
Согласно п.3 ст.4 Порядка, государственная поддержка участника целевой программы (подпрограммы) оказывается один раз. Государственная поддержка гражданам по подпрограммам 2, 2.1, 3 или 5 может осуществляться путем предоставления права одновременного участия в подпрограмме 4 "Ипотечное жилищное кредитование".
В соответствии со ст.7 Порядка, уполномоченный орган, уполномоченная организация принимает решение об отказе в признании заявителя участником целевой программы (подпрограммы) в случае если члены молодой семьи в течение 5 лет, предшествующих обращению с целью получения субсидии, ухудшили свои жилищные условия путем продажи, дарения или отчуждения иным способом жилого помещения, принадлежащего ему (им) на праве собственности, за исключением случаев, когда до ухудшения жилищных условий члены молодой семьи нуждались в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 3 настоящего Порядка.
Как следует из материалов дела, до постановки на учет по подпрограмме «Доступное жилье молодым» и подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» ответчиком Морозовой Ю.С. была отчуждена 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 90,4 кв.м.
Таким образом, заявителем Морозовой Ю.С. в течение 5 лет, предшествующих обращению с целью получения субсидии, были ухудшены жилищные условия путем отчуждения жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности. При этом, поскольку на <дата>. ответчики в браке не состояли (брак зарегистрирован <дата>. - л.д.33) до отчуждения доли в жилом помещении Морозова Ю.С. с составом семьи 2 человека (заявитель и дочь ФИО2, <дата> г.р.) были обеспечены жилым помещением в размере 15,07 кв.м и в улучшении жилищных условий не нуждались (90,4 кв.м/3)/2=15,07 кв.м).
При таких обстоятельствах, отчуждение Морозовой Ю.С. принадлежащей ей доли в праве собственности на жилое помещение в течение 5 лет, предшествующих обращению в Агентство, исключало нуждаемость ответчика в улучшении жилищных условий.
О данных обстоятельствах истцу не было известно, поскольку подавая заявления о постановке на учет для предоставления государственной поддержки и получения субсидии, ответчик Морозова Ю.С. скрыла информацию об отчуждении в течение 5 лет, предшествующих обращению с целью получения субсидии, об ухудшении жилищных условий путем отчуждения жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности.
Учитывая выявление факта незаконной постановки на учет по подпрограмме «Доступное жилье молодым», ответчики могли воспользоваться государственной поддержкой по подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» только в категории «Иные заявители».
В соответствии с п.17.2.1 ст.10 Порядка, при расчете размера государственной поддержки учитываются следующие условия: для участников подпрограммы 4: осуществляется на срок не более 20 лет по сумме (части суммы) кредита не более 2 млн. рублей. Компенсация части процентной ставки гражданину, пострадавшему от действий (бездействия) застройщиков на территории автономного округа, осуществляется на срок не более 20 лет по сумме (части суммы) кредита (займа) не более 500 тыс. рублей. Компенсация части процентной ставки иному гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий и желающему приобрести жилое помещение в собственность, осуществляется на срок не более 5 лет по сумме (части суммы) кредита не более 2 млн. рублей.
В соответствии с п.1 ст.450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно п.2 ст.450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п.2 ст.452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
<дата>. за исх. <...> Агентством в адрес ответчиков направлено решение о снятии их с учета и исключении из Единого списка участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» целевой программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», а также уведомление об отказе в предоставлении субсидии.
<дата>. за исх. <...> Агентством в адрес ответчиков направлена претензия с требованием о расторжении трехстороннего соглашения от <дата>. о компенсации части процентной ставки по кредитному договору <...> от <дата>. (л.д. 56-57). Претензия получена Морозовой Ю.С. <дата>. (л.д. 58-59). До настоящего времени действий по расторжению трехстороннего соглашения со стороны ответчиков не последовало.
Также Агентством в адрес ПАО «Сбербанк России» сообщено о намерении расторгнуть трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору <...> от <дата>. (л.д. 60). ПАО «Сбербанк России», в свою очередь, против расторжения трехстороннего соглашения не возражало (л.д. 61-62).
Условиями заключенного между сторонами трехстороннего соглашения предусмотрено, что оно может быть расторгнуто в случае выявления Агентством или Банком факта незаконного участия участника в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование», в том числе предоставление участником несоответствующих действительности документов (п.5.2).
Поскольку факт незаконного участия участников в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» нашел свое подтверждение в соответствии с материалами дела, возможность досрочного расторжения трехстороннего соглашения предусмотрена договором, досудебный порядок расторжения договора истцом соблюден, суд приходит к выводу о наличии оснований для расторжения трехстороннего соглашения от <дата>. о компенсации процентной ставки по ипотечному кредитному договору <...> от <дата>., заключенного между ОАО «Ипотечное агентство Югры», ОАО «Сбербанк России» и Морозовым С.В., Морозовой Ю.С.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, исходя из того, что ни НК РФ, ни ГПК РФ, являющимися специальными нормативно-правовыми актами, относящимися к источникам процессуального права и определяющими порядок распределения судебных расходов, не предусмотрена возможность солидарного взыскания расходов по оплате государственной пошлины, с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере по 3 000 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Расторгнуть трехстороннее соглашение от <дата>. о компенсации процентной ставки по ипотечному кредитному договору <...> от <дата>., заключенное между ОАО «Ипотечное агентство Югры», ОАО «Сбербанк России» и Морозовым С. В., Морозовой Ю. С..
Взыскать с Морозова С. В., Морозовой Ю. С. в пользу акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» расходы по оплате госпошлины в размере по 3 000 (три тысячи) рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лангепасский городской суд.
Председательствующий Пашинцев А.В.