Дело №
(УИД 26RS0№-65)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Пятигорский городской суд <адрес>
в составе судьи Бондаренко М.Г.,
при помощнике ФИО5,
с участием:
истца ФИО1,
представителя истца ФИО1 – адвоката ФИО6 (удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ), действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на три года,
ответчика ФИО3,
представителя ответчика Администрации <адрес> – ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО3, Администрации <адрес>, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: СНТ СН «Машук» (массив №),
об установлении факта принятия наследства, включении имущества в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратились в суд, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать ФИО2, после смерти которой открылось наследство, состоящее из 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером 26:33:110405:1141, площадью 68,8 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером 26:33:050102:12, площадью 314 кв. м, из земель населенных пунктов, предназначенного для ведения садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, С/Т «Машук» (массив №), садовый участок 12.
Истец указывает, что после смерти ФИО2 наследственное дело не открывалось, однако фактически принадлежавшее наследодателю имущество принято ею, в том числе, проживавшей совместно с наследодателем на день открытия наследства, в результате совершения действий, направленных на сохранение наследственного имущества и несение бремени его содержания, в том числе путем уплаты членских взносов в СНТ.
На основании изложенного, истец просит суд признать ее фактически принявшей наследство после смерти ее матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, включить в наследственную массу ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером 26:33:110405:1141, площадью 68,8 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером 26:33:050102:12, площадью 314 кв. м, из земель населенных пунктов, предназначенного для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, С/Т «Машук» (массив №), садовый участок 12, признать за ней право собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером 26:33:110405:1141, площадью 68,8 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования по завещанию, признать за ней право собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:33:050102:12, площадью 314 кв. м, из земель населенных пунктов, предназначенного для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, С/Т «Машук» (массив №), в порядке наследования по закону.
Третье лицо СНТ СН «Машук» (массив №), извещенное о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, о причинах неявки суду не сообщило.
Дело рассматривается в отсутствие третьего лица по правилам ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании истец ФИО1, ее представитель ФИО6 исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации <адрес> – ФИО7 против удовлетворения исковых требований возражала, просила отказать в их удовлетворении, полагая, что в материалах дела отсутствуют доказательства фактического принятия истцом наследства, открывшегося после смерти матери.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных названным Кодексом.
В силу ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст.ст. 1142 – 1145 и 1148 названного Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (ст. 1117), либо лишены наследства (п. 1 ст. 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Так ст. 1142 ГК РФ закреплено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Кроме того, на основании п. 1 ст. 1118 Гражданского кодекса Российской Федерации распорядиться имуществом на случай смерти можно путем совершения завещания или заключения наследственного договора. К наследственному договору применяются правила названного Кодекса о завещании, если иное не вытекает из существа наследственного договора.
В том числе, из п. 1 ст. 1119 ГК РФ следует, что завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, включить в завещание иные распоряжения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами ст. 1130 Кодекса.
Как предусмотрено ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из ст. 1152 ГК РФ следует, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1).
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (п. 2).
В отношении приведенных нормативных положений в п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
Как установлено судом, истец является дочерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Показаниями свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, допрошенных судом в порядке ст. 177 ГПК РФ, а также пояснениями ответчика ФИО3, не опровергнутыми в установленном законом порядке, подтверждается, что истец, зарегистрированная с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, пер. Проходной, <адрес> «А», тем не менее, на момент смерти наследодателя, нуждавшейся в уходе, проживала в квартире по адресу: <адрес>, принадлежавшей ФИО2 на праве общей долевой собственности (1/2 доли в праве).
Кроме того, по материалам дела истцом после смерти ФИО2, а именно с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется уплата членских взносов в СНТ СН «Машук» (массив №), на территории которого находится принадлежавший ФИО2 земельный участок с кадастровым номером 26:33:050102:12, площадью 314 кв. м, из земель населенных пунктов, предназначенный для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, С/Т «Машук» (массив №), садовый участок 12.
В то же время, в соответствии с завещанием, составленным ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 завещана 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, тогда как завещанием, составленным ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 завещан земельный участок по адресу: <адрес>, С/Т «Машук» (массив №), садовый участок 13, при том, что обозначенный земельный участок (№) на момент составления завещания принадлежал не матери, а отцу истца.
Между тем изложенные обстоятельства, во всяком случае, свидетельствуют о том, что после смерти матери ФИО2 истец, как единственный наследник первой очереди, вступила во владение именно земельным участком № в С/Т «Машук» (массив №), принадлежность которого наследодателю, во всяком случае, не подвергается сомнению.
В силу п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, положения о том, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства, а получение правоподтверждающего документа (выписки из ЕГРН) является правом, а не обязанностью наследника, действуют и в отношении недвижимого имущества и являются исключением из общего правила, определяющего возникновение права на недвижимое имущество с момента государственной регистрации.
Отсутствие предусмотренной ст. 131 ГК РФ обязательной регистрации прав на недвижимое имущество, перешедшее по наследству, ограничивает возможности распоряжаться этим имуществом (продавать, дарить и прочее), но никак не влияет, согласно названным выше требованиям закона, на факт принадлежности этого имущества на праве собственности лицу, получившему его в порядке наследования.
Кроме того, признание права как способ защиты гражданских прав прямо предусмотрен абз. 2 ст. 12 ГК РФ, тогда как право выбора способа защиты права принадлежит истцу, а суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).
Применительно к настоящему делу это означает, что ФИО1, совершив действия, предусмотренные п. 2 ст. 1153 ГК РФ, а именно вступив в течение шести месяцев после открытия наследства в непосредственное владение, по меньшей мере, частью причитающегося ей имущества, по правилам п. 2 ст. 1152 ГК РФ фактически приняла все наследство после смерти матери ФИО2, то есть и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером 26:33:110405:1141, площадью 68,8 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером 26:33:050102:12, площадью 314 кв. м, из земель населенных пунктов, предназначенный для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, С/Т «Машук» (массив №), садовый участок 12.
В данной связи, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 в части установления факта принятия ею, наследства, открывшегося после смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, признании за ней в порядке наследования по завещанию права общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером 26:33:110405:1141, площадью 68,8 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, в размере 1/2 доли, признании за ней в порядке наследования по закону права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:33:050102:12, площадью 314 кв. м, из земель населенных пунктов, предназначенный для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, С/Т «Машук» (массив №), садовый участок 12.
Поскольку в отношении указанных квартиры и земельного участка наследодатель ФИО2 располагала надлежаще оформленными документами, подтверждающими ее право собственности на имущество, требование истца о включении квартиры и земельного участка в состав наследства является излишним, оснований для его удовлетворения, с учетом разъяснений, приведенных в п. 8 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», не имеется.
В п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
Следовательно, по результатам рассмотрения настоящего дела судебные расходы между лицами, участвующими в деле, не распределяются.
Так же, в соответствии с п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ (редакция от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП (с ДД.ММ.ГГГГ – в Единый государственный реестр недвижимости согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ФИО3, Администрации <адрес> об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования удовлетворить частично.
Установить факт принятия ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС 113-176-308 19), наследства, открывшегося после смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС 113-176-308 19), в порядке наследования по завещанию после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, право общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером 26:33:110405:1141, площадью 68,8 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, в размере 1/2 доли.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС 113-176-308 19), в порядке наследования по закону после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:33:050102:12, площадью 314 кв. м, из земель населенных пунктов, предназначенный для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, С/Т «Машук» (массив №), садовый участок 12.
Исковое требование ФИО1 к ФИО3, Администрации <адрес> о включении имущества в наследственную массу оставить без удовлетворения.
Решение суда является основанием для регистрации права собственности ФИО1 в Едином государственном реестре недвижимости.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Пятигорский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.<адрес>
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.