РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Парабель
30 августа 2023 года
Парабельский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Ряпусова А.В.,
при секретаре Кудрявцевой Н.А.,
с участием помощника прокурора Парабельского района Деревнина Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Парабельского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Новосельцевская средняя школа», Администрации Парабельского района, Комитету по управлению муниципальным имуществом Парабельского района, Отделу образования администрации Парабельского района о возложении обязанности по оборудованию здания молниезащитой и финансированию соответствующих работ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Парабельского района обратился в Парабельский районный суд Томской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Новосельцевская средняя школа» с исковым заявлением о возложении обязанности в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: "адрес скрыт" устройством молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280. Также просил возложить на Администрацию Парабельского района, Комитет по управлению муниципальным имуществом Парабельского района, Отдел образования администрации Парабельского района обязанность по обеспечению финансирования МБОУ «Новосельцевская средняя школа» на выполнение работ по устройству молниезащиты.
В обоснование указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что МБОУ «Новосельцевская средняя школа» в соответствии с Уставом учреждения является общеобразовательной организацией, действующей в соответствии с лицензией об образовательной деятельности, предметом деятельности которой является реализация гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, получение общедоступного бесплатного начального общего образования и общедоступного бесплатного среднего общего образования, направленного на всестороннее развитие личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и способностей, особенностей физического и психического развития, обучение и воспитание в интересах человека, семьи, общества и государства, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности. Согласно информации МКУ Отдел образования администрации Парабельского района, здание МБОУ «Новосельцевская средняя школа», в нарушение Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», иных подзаконных актов в сфере пожарной безопасности не оборудовано устройством молниезащиты. Допущенные нарушения влекут нарушение прав несовершеннолетних на охрану здоровья, создают опасные условия для их обучения и содержания, что, соответственно, не отвечает установленным требованиям законодательства, обеспечивающим сохранение жизни и здоровья детей. По результатам проверки директору МБОУ «Новосельцевская средняя школа» было внесено представление об устранении нарушений. В ответе на представление прокурора было указано, что для оборудования образовательного учреждения устройством молниезащиты требуются значительные финансовые затраты, которые не предусмотрены в образовательном учреждении, в связи с чем нарушение законодательства будут устранены при выделении бюджетных средств органом местного самоуправления.
До настоящего времени допущенные нарушения действующего законодательства, указанные в представлении прокурора района, не устранены.
В судебном заседании помощник прокурора Парабельского района Томской области Деревнин Р.С. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МБОУ «Новосельцевская средняя школа» в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не известила.
Представитель МКУ Администрация Парабельского района, МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом Парабельского района в судебное заседание не явилась, представила отзыв, которому согласно просила в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что решение в заявленный срок исполнено быть не может из-за отсутствия необходимого финансирования. Денежные средства будут предусмотрены при формировании бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
Представитель МКУ Отдел образования администрации "адрес скрыт" в суд своего представителя не направил, извещен о дате, времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, отзыва не представил.
Суд, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения представителя прокуратуры, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Нарушением вышеперечисленных норм закона затрагиваются права неопределенного круга несовершеннолетних лиц на охрану жизни и здоровья.
Согласно ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование и охрану здоровья.
Пунктом 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» установлено, что государства - участники конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за работу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в том числе по обеспечению пожарной безопасности в дошкольных и школьных учреждениях.
Согласно п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
В силу ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.
В силу ст. 5.1 указанного Федерального закона особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
На основании ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Во исполнение названного закона приказом Минстроя России от 19.05.2022 № 389/пр утвержден СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения».
Согласно таблице Б.1 СП 118.13330.2022 перечень основных функционально-типологических групп зданий, сооружений и помещений общественного назначения, на которые распространяется данный Свод правил, приведен в приложении Б, в котором указаны дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, образовательные организации дополнительного образования.
В пункте 8.22 СП 118.13330.2022 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Требования к устройствам молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.
Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются Инструкцией.
Согласно абз. 1 разд. 1 Инструкции, последняя распространяется на все виды зданий, сооружения и промышленные коммуникации, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, и предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.
Как следует из таблицы 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены школы, детские сады.
Таким образом, СП 118.13330.2022 и Инструкция являются нормативными документами, обязательными для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений.
Следовательно, в силу действующего правового регулирования здания общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций должны быть оснащены устройством молниезащиты.
Из совокупности представленных и исследованных в судебном заседании письменных материалов дела установлено, что МБОУ «Новосельцевская средняя школа» расположенное по адресу: "адрес скрыт", в соответствии с Уставом учреждения является общеобразовательной организацией. Предметом ее деятельности является реализация гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, получение общедоступного бесплатного начального общего образования и общедоступного бесплатного среднего общего образования, направленного на всестороннее развитие личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и способностей, особенностей физического и психического развития, обучение и воспитание в интересах человека, семьи, общества и государства, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности (п. 2.1).
Прокуратурой Парабельского района Томской области проведена проверка исполнения законодательства о безопасности образовательного процесса, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о безопасности пребывания воспитанников и учащихся в образовательных организациях с. Парабель Парабельского района Томской области.
23.06.2023 прокуратурой района в адрес руководителя МБОУ «Новосельцевская средняя школа» направлено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности общеобразовательного процесса, в котором указывалось на необходимость установления на здании учреждения устройства молниезащиты (л.д.12-16).
В ответ на представление директором МБОУ «Новосельцевская средняя школа» в адрес прокуратуры района направлен ответ, в котором указано, что для оборудования образовательной организации устройством молниезащиты в соответствии с приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280 требуются значительные финансовые затраты, которые в общеобразовательном учреждении не предусмотрены. В целях устранения допущенных нарушений законодательства образовательным учреждением будет направлен запрос в Отдел образования администрации Парабельского района о предоставлении денежных средств на обеспечение финансирования работ по устройству молниезащиты (л.д.17).
Сведений о том, что на момент рассмотрения дела здание образовательного учреждения оснащено устройством молниезащиты, в суд не представлено.
Допущенное нарушение, безусловно, влечет нарушение прав несовершеннолетних на охрану здоровья, создают опасные условия для их обучения, содержания, создает угрозу для их пребывания, а также пребывания членов педагогического коллектива, иных граждан в здании образовательного учреждения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в МБОУ «Новосельцевская средняя школа» нарушаются требования в сфере законодательства об образовании, о пожарной безопасности и о безопасности пребывания воспитанников/учащихся в образовательных организациях, в связи с чем исковые требования и.о. прокурора о возложении на МБОУ «Новосельцевская средняя школа» обязанности оборудовать здание общеобразовательного учреждения, расположенного по адресу: "адрес скрыт", устройством молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Также суд приходит к выводу о том, что удовлетворению подлежат исковые требования о возложении обязанности по финансированию установки молниезащиты на данном общеобразовательном учреждении на МКУ Администрация Парабельского район, МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом Парабельского района, МКУ Отдел образования администрации Парабельского района.
При этом суд руководствуется следующим.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 1.4 Устава МБОУ «Новосельцевская средняя школа» учредителем данной образовательной организации является МО «Парабельский район». Функции и полномочия учредителя осуществляют МКУ Администрация Парабельского района Томкой области, МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом, МКУ Отдел образования администрации Парабельского района, из чего следует, что именно учредители образовательного учреждения обязаны принимать все необходимые меры, в том числе организационного и финансового характера, обеспечивающие его надлежащее и функционирование.
Таким образом, исковые требования и.о. прокурора Парабельского района Томской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Новосельцевская средняя школа», Муниципальному образованию «Парабельский район» в лице МКУ Администрация Парабельского района, МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом, МКУ Отдел образования администрации Парабельского района о возложении обязанности по оборудованию здания образовательного учреждения молниезащитой, обеспечению финансирования соответствующих работ подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливая ответчикам срок для исполнения решения суда, суд исходит из того что предлагаемый прокурором срок - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - является явно недостаточным, так как сведений о том, что в местный бюджет 2023 года заложены денежные средства на установку молниезащиты на здания муниципальных образовательных учреждений, в суд не представлены. Также, принимая во внимание длительность процедур утверждения муниципального бюджета на последующий год, выделения денежных средств из бюджета на целевое использование, проведения необходимых тендеров и конкурсов, затруднительность выполнения работ по установке молниезащиты в зимний период, суд считает возможным установить срок для финансирования выполнения работ по оборудованию устройством молниезащиты здания МБОУ «Новосельцевская средняя школа» до 01 марта 2024 года, а также установить срок для оборудования здания образовательного учреждения устройством молниезащиты до 01 июня 2024 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: "░░░░░ ░░░░░" ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30.06.2003 № 280 ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░: "░░░░░ ░░░░░" ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30.06.2003 № 280 ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.09.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░