№ 12-40/2023
РЕШЕНИЕ
Красноярский край, г. Ачинск
ул. Назарова 28Б 06 февраля 2023 года
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Насонова С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Клочкова О. В. на постановление мирового судьи судебного участка № 4 в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края от 30 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в отношении Клочкова О.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края от 30 ноября 2022 года индивидуальный предприниматель Клочков О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей без конфискации алкогольной и спиртосодержащей продукции за то, что 04.06.2022 в 23 часа 53 минуты ИП Клочков О.В. в баре-закусочной «Пивной причал», расположенном по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, мкр. 3, стр. 14Г, осуществлял продажу алкогольной продукции в невскрытой таре, в виде одной бутылки пива «Абаканское АЯН» 0,5 литра, крепостью 4,8% по цене 65 рублей 00 копеек за 1 бутылку гр. ДМВ в нарушение требований п. 4.1 ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
ИП Клочков О.В., не согласившись с указанным постановлением, обратился с жалобой в суд, в которой просит вышеуказанное постановление отменить. Свои требования мотивирует тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства продажи алкогольной продукции (отсутствует кассовый чек). Выводы о нарушении Федерального закона № 171-ФЗ при продаже алкогольной продукции в нестационарном торговом объекте после 23-00 часов не соответствуют фактическим обстоятельствам. Не выяснен вопрос о том, занимался ли ИП оказанием услуг общественного питания по указанному адресу и распространялся ли на него запрет на продажу пива в торговых объектах, установленный п.п. 9 п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не уведомленного о дате, месте и времени составления протокола, чем было нарушено его право на защиту. Кроме того, имеются основания для замены административного штрафа предупреждением (л.д. 61-64).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ИП Клочков О.В., представитель МО МВД РФ «Ачинский», уведомленные судом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела суду не заявили. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 этого же Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 этого же Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2016 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части КоАП РФ" разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации, регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается в том числе розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 указанного закона.
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.
Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.
Пунктом 3.4. ГОСТ 30389-2013 установлено, что бар: Предприятие (объект) питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары. В пункте 3.9. указано, что закусочная: Предприятие (объект) питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей, с возможной реализацией алкогольных напитков, покупных товаров.
В соответствии с пунктом 5.14 ГОСТ 30389-2013 предприятия (объекты) питания должны иметь меню различного дизайна на государственном языке и винную карту (и/или чайную, кофейную, десертную, карты), по оформлению соответствующие специализации. Меню оформляется типографским или компьютерным способом. Допускается использование альтернативных форматов меню (грифельных досок, стендов, световых табло, сенсорных мониторов и дисплеев и др.).
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Клочков О.В. 04.06.2022 в 23 часа 53 минуты в баре-закусочной «Пивной причал», расположенном по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, мкр. 3, стр. 14Г, осуществлял продажу алкогольной продукции в невскрытой таре, в виде одной бутылки пива «Абаканское АЯН» 0,5 литра, крепостью 4,8% по цене 65 рублей 00 копеек за 1 бутылку гр. ДМВ, что, по мнению мирового судьи, является нарушением требований п. 4.1 ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Указанные обстоятельства явились основанием для составления УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Ачинский» в отношении ИП Клочкова О.В. протокола об административном правонарушении № 2022203128 от 25.10.2022.
Исходя из протокола об административном правонарушении № 2022203128 от 25.10.2022 ИП Клочкову О.В. вменялось следующее:
04.06.2022 в 23 часа 53 минуты в баре-закусочной «Пивной причал», расположенном по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, мкр. 3, стр. 14Г, ИП Клочков О.В. осуществил продажу алкогольной продукции в невскрытой таре в виде одной бутылки пива «Абаканское АЯН» 0,5 литра, крепостью 4,8% по цене 65 рублей 00 копеек за 1 бутылку гражданину ДМВ, в нарушение требований п. 4 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995, то есть без вскрытия потребительской тары (упаковки) в виде указанной стеклянной бутылки пива, а также в нарушение требований ч.ч. 4, 4.1 указанного федерального закона без наличия в указанном баре-закусочной специально оборудованного помещения в данном объекте общественного питания, предназначенного для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров (л.д. 2).
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края от 30 ноября 2022 года ИП Клочков О.В. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Однако данное постановление не может быть признано законным по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Принцип законности при применении мер административного принуждения установлен в части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечень обстоятельств, которые подлежат выяснению по делу об административном правонарушении установлен в статье 26.1 вышеназванного Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в числе прочего, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела мировым судьей не выполнены.
Оценивая действия ИП Клочкова О.В., мировой судья пришел к выводу о наличии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, сославшись при этом на: протокол об административном правонарушении, заявление и объяснение ДМВ, копию акта осмотра торгового помещения, протокол осмотра помещений ИП, фототаблицу, рапорты сотрудников МО МВД России «Ачинский», выписку из ЕГРИП.
При этом, мировым судьей оставлены без внимания и проверки вопросы наличия у ИП Клочкова О.В. лицензий на продажу алкогольной продукции, на оказание услуг общественного питания при продаже алкогольной продукции, о фактически осуществляемой им деятельности, в связи с чем, не ясно, за нарушение каких именно требований Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 привлечен к ответственности ИП Клочков О.В.
Кроме того, обжалуемое постановление не содержит суждений, относительно инкриминированного ИП Клочкову О.В. нарушения требований ч.ч. 4, 4.1 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995, выразившегося, по мнению участкового уполномоченного полиции, в отсутствии в баре-закусочной специально оборудованного помещения объекта общественного питания, предназначенного для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, то есть мотивированного решения в указанной части.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Допущенные мировым судьей нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяют признать состоявшийся по делу судебный акт законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ИП Клочкова О.В. к административной ответственности были выявлены 04.06.2022 года, следовательно, срок давности привлечения ИП Клочкова О.В. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу не истек.
Учитывая вышеизложенное, постановление мирового судьи судебного участка № 4 в г. Ачинске и Ачинском районе от 30.11.2022 в отношении ИП Клочкова О.В. подлежат отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 4 ░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 14.16 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░