УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2021г. город Братск
Падунский районный суд г. Братска Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Литвинцевой Е.М.,
при секретаре Чепизубовой Д.Е.,
с участием истцов Блашенкова А.И., Блошонкова Ю.И., представителя истца Блашенкова А.И. – Махониной О.Н., действующей на основании письменного заявления в порядке ч. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1062/2021 по исковому заявлению Блашенкова А. И., Блошонкова Ю. И. к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов (адрес) о признании начислений взносов на капитальный ремонт незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Блашенков А.И., Блошонков Ю.И. обратились в суд с исковым заявлением к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов (адрес), в котором с учетом уточнения требований, просят признать незаконными действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов (адрес), выразившиеся в начислении взносов за капитальный ремонт в сумме 21127,18 руб. за период с (дата) по (дата) на имя ФИО1.
В обоснование искового заявления указано, что истцы Блашенков А.И. и Блошонков Ю.И. являются сыновьями ФИО1, (дата) года рождения. 15.11.2020г. ФИО6 умер, истцы Блашенков А.И. и Блошонков Ю.И. являются его наследниками. После смерти ФИО6 истцом Блашенковым А.И. получена квитанция на имя ФИО1 по оплате Фонду капитального ремонта многоквартирных домов (адрес) задолженности за жилое помещение по адресу: (адрес), (лицевой счет №) за период с (дата) по (дата) в размере 21127,18 руб. Поскольку ФИО1 являлся пенсионером, достигшим возраста 87 лет, отнесен к категории «дети войны», «ветеран труда», ему не должны были производиться начисления по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: (адрес). Официальный договор с Фондом капитального ремонта многоквартирных домов (адрес) ФИО1 не заключал, так как дом новый и не требует много вложений в ближайшее время. Жилой дом введен в эксплуатацию (дата), следовательно, последующие пять лет начисления по капитальному ремонту производиться не должны. Кроме того, ФИО1 не является собственником недвижимого общедомового имущества, его собственником является муниципалитет, на котором лежит обязанность по оплате капитального ремонта общего имущества дома.
В свою очередь выполнение своей функции «аккумулирования взносов» Фондом капитального ремонта может осуществляться «на основе добровольных имущественных взносов» собственников помещений (ст.118 ГК РФ) на основании заключенного договора (п.2 ст.218 ГК РФ). Однако договор с собственниками не заключался.
Региональный оператор КР является фондом, а согласно ст. 7 Федерального закона от (дата) № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Следовательно, оплата взносов Региональному оператору КР (который является фондом) носит исключительно добровольный характер, никаких обязанностей по уплате взносов на КР на собственников помещений МКД принудительно возложено быть не может.
Конституция РФ не предусматривает плату за несуществующие услуги. Следовательно, недопустимо взимать оплату неких еще не предоставленных услуг, а значит — работы по капитальному ремонту могут оплачиваться исключительно после их проведения, а не до того, как не только сами работы еще не произведены, но и вообще не определен их исполнитель, не составлены окончательные сметы.
Учитывая отсутствие обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, добровольность, а не обязательность взносов в фонды, а также недопустимость оплаты не предоставленных услуг, взимание взносов на капитальный ремонт является незаконным, грубым нарушением прав потребителей и прав собственников.
В судебном заседании истец Блашенков А.И., его представитель Махонина О.Н., действующая на основании письменного заявления в порядке ч. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец Блошонков Ю.И. заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов (адрес) в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, причины неявки суду неизвестны.
Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Часть 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Кроме того, статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В силу положений статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.
В силу положений частей 1, 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Пунктом 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность собственников помещений по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории (адрес) возникла с (дата) в соответствии с Региональной программой на 2014 - 2043 годы, утверждённой постановлением (адрес) от (дата) №-пп.
Судом установлено, что согласно копии выписки из ЕГРН от (дата) ФИО1, (дата) года рождения, на основании договора мены жилых помещений от (дата) являлся собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: (адрес), площадью 64.1 кв.м. Государственная регистрация права собственности произведена (дата).
Копией свидетельства о смерти III-СТ № от (дата) подтверждается, что ФИО1, (дата) года рождения, умер (дата) в (адрес), о чем (дата) составлена запись акта о смерти №.
Согласно копиям свидетельств о праве на наследство по завещанию № (адрес)7 от (дата) и № (адрес)9 от (дата) наследниками имущества ФИО1 в виде квартиры, находящейся по адресу: (адрес) на основании завещания являются Блошонков Ю. И. и Блашенков А. И. по 1/2 доле каждый.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: (адрес), включен в региональную программу капитального ремонта постановлением правительства (адрес) от (дата) № –пп «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории (адрес) на 2014 – 2043 годы», опубликованном в общественно - политической газете «Областная» (№ (1202) от (дата).
В соответствии с платежным документом Фонда капитального ремонта многоквартирных домов (адрес) за март 2021 года у ФИО1, являющегося плательщиком взносов за капитальный ремонт за жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), имеется задолженность в размере 22119,19 руб., в том числе, пени в размере 2314,37 руб. Размер взноса на капитальный ремонт составляет 389,09 руб. (ежемесячно), рассчитан исходя из общей площади квартиры, принадлежащей ФИО1 – 64,1 кв.м.
Согласно статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам жилых помещений в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.
Кроме того, на основании части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно копии удостоверения № от (дата) решением исполкома (адрес) Совета народных депутатов № от (дата) ФИО4 присвоено почетное звание «Ветеран труда».
Со (дата) ФИО1 присвоен статус детей Великой Отечественной войны, проживающих в (адрес), что подтверждается решением ОГКУ «УСЗН по (адрес)» № от (дата).
Для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Иркутской области, имеющих статус ветерана труда, детей Великой Отечественной войны, а также одиноко проживающих неработающих собственников жилых помещений, достигших возраста семидесяти и восьмидесяти лет, порядок и условия компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в том числе по капитальному ремонту, в соответствии с положениями федерального законодательства (Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Федеральный закон "О ветеранах") определены Законом Иркутской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области", Законом Иркутской области "О статусе детей Великой Отечественной войны, проживающих в Иркутской области, и мерах социальной поддержки граждан, которым присвоен статус детей Великой Отечественной войны, проживающих в Иркутской области", Законом Иркутской области "О дополнительной мере социальной поддержки отдельных категорий граждан в Иркутской области в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме".
В этих нормативных правовых актах определены, в том числе порядок присвоения статуса, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, порядок определения их размера, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления мер социальной поддержки, порядок определения состава семьи получателя мер социальной поддержки и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Так, согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 105-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области", абзацу 5 статьи 3 Закона Иркутской области от 15.07.2013 N 66-ОЗ "О статусе детей Великой Отечественной войны, проживающих в Иркутской области, и мерах социальной поддержки граждан, которым присвоен статус детей Великой Отечественной войны, проживающих в Иркутской области" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, граждан, которым присвоен статус детей Великой Отечественной войны, проживающих в Иркутской области, предусматривает предоставление мер социальной поддержки в виде денежной компенсации 50 процентов расходов на оплату жилого помещения в части платы за пользование жилым помещением и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.
При этом, в силу статьи 4 Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 105-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области", предоставление мер социальной поддержки осуществляется на основании заявления, поданного гражданином или его представителем в расположенное по месту жительства или месту пребывания гражданина государственное учреждение области, подведомственное уполномоченному органу и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом уполномоченного органа (далее - учреждение). К заявлению прилагаются документы в соответствии с частями 2, 3 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 15.07.2013 N 66-ОЗ "О статусе детей Великой Отечественной войны, проживающих в Иркутской области, и мерах социальной поддержки граждан, которым присвоен статус детей Великой Отечественной войны, проживающих в Иркутской области" лицо, претендующее на предоставление денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг или его представитель подает в расположенное по месту жительства или месту пребывания заявителя государственное учреждение Иркутской области, подведомственное уполномоченному органу и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом уполномоченного органа (далее - учреждение), заявление, к которому прилагаются соответствующие документы.
Законом Иркутской области от 13.07.2016 N 65-ОЗ "О дополнительной мере социальной поддержки отдельных категорий граждан в Иркутской области в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" установлены правовые основания предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Иркутской области.
В соответствии с частью 1 статьи 2 и пунктами 2, 4 части 1 статьи 3 указанного Закона право на компенсацию имеют проживающие на территории Иркутской области граждане, в том числе: одиноко проживающие неработающим собственникам жилых помещений, достигшие возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов; одиноко проживающие неработающие собственники жилых помещений, достигшие возраста восьмидесяти лет - в размере ста процентов; собственники жилых помещений, достигшие возраста семидесяти лет, проживающие в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, - в размере пятидесяти процентов; собственники жилых помещений, достигшие возраста восьмидесяти лет, проживающие в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, - в размере ста процентов; одиноко проживающие неработающие собственники жилых помещений, достигшим возраста шестидесяти лет, но не достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов.
Частью 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 13.07.2016 N 65-ОЗ предусмотрено, что предоставление компенсации осуществляется на основании заявления гражданина или его представителя, поданного в расположенное по месту жительства гражданина государственное учреждение Иркутской области, подведомственное уполномоченному органу и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом уполномоченного органа (далее - учреждение).
Согласно части 4 статьи 2 Закона Иркутской области от 13.07.2016 N 65-ОЗ если гражданин одновременно имеет право на компенсацию по настоящему Закону и на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в составе мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по другому правовому акту, по выбору гражданина ему предоставляется компенсация по настоящему Закону либо компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в составе мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по другому правовому акту.
Таким образом указанными нормативными правовыми актами предусмотрен компенсационный порядок возмещения отдельным категориям граждан, к которым относился умерший ФИО1, понесенных расходов по уплате взносов на капитальный ремонт, а не освобождение от них. Предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт не относится к компетенции ответчика.
Вместе c тем, удостоверение № от (дата) о присвоении почетного звание «Ветеран труда» выдано на имя ФИО4, тогда как фамилия умершего собственника спорного жилого помещения – ФИО10. Доказательств установления в судебном порядке факта принадлежности удостоверения № от (дата) умершему ФИО1 суду не представлено.
Кроме того, из анализа вышеуказанных норм законодательства, следует, что предоставление лицам, имеющим статус ветерана труда, детей Великой Отечественной войны, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе по капитальному ремонту, осуществляется на основании заявления гражданина, имеющего право на ее получение, то есть носит заявительный характер.
В нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцами в материалы дела не представлено допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих об обращении ФИО1 в государственное учреждение с заявлением на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе денежной компенсации.
Ответ Фонда капитального ремонта многоквартирных домов (адрес) № от (дата) на обращение ФИО7 информирует о начислениях и оплатах взносов на капитальный ремонт, не свидетельствует об обращении ФИО7 с заявлением о предоставлении социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Доводы истцов в части незаконности начисления взносов на капитальный ремонт, в виду того что официальный договор с Фондом капитального ремонта многоквартирных домом (адрес) ФИО1 не заключал, жилой дом введен в эксплуатацию (дата), следовательно, последующие пять лет начисления по капитальному ремонту производиться не должны, нельзя признать состоятельным, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 данного Кодекса.
Утвержденная Постановлением (адрес) от (дата) N 138-пп региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: (адрес), официально опубликована (дата) в общественно - политической газете «Областная». Поскольку (адрес) от (дата) N 167-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории (адрес)" срок уплаты взносов не был установлен, на территории (адрес) действует срок, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, - не более восьми месяцев после опубликования региональной программы капитального ремонта. Таким образом, обязанность уплачивать взнос за капитальный ремонт возникла у собственников спорного многоквартирного дома с декабря 2014 года.
Учитывая возникновение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: (адрес), на основании утвержденной областной программы капитального ремонта, оформленной соответствующими нормативными актами субъекта Российской Федерации, которые на настоящий момент являются действующими, никем не оспорены, суд проанализировав имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу о законности начисления ответчиком платы за капитальный ремонт собственнику жилого помещения по адресу: (адрес), а следовательно об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов.
Все иные доводы истцов суд находит несостоятельными, так как они основаны на неверном толковании закона, поэтому на существо принятого судом решения не влияют.
Поскольку судебной защите подлежит только нарушенное право, а факт нарушения прав истцов Блашенкова А.И., Блошонкова Ю.И. не нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцами не представлено относимых, допустимых и достаточных доказательств в обоснование своей позиции, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Блашенкова А.И., Блошонкова Ю.И. к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов (адрес) о признании незаконными действий Фонда капитального ремонта многоквартирных домов (адрес), выразившихся в начислении взносов за капитальный ремонт в сумме 21127,18 руб. за период с (дата) по (дата) на имя ФИО1, надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2021░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░