Гражданское дело № 2-50/2024 (2-935/2023)
52RS0017-01-2023-001135-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кулебаки Нижегородской области 19 февраля 2024 года
Кулебакский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Парфеновой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Гостевой В.Н.,
с участием помощника Кулебакского городского прокурора Пичугина А.А.,
представителя ответчика администрации городского округа <адрес> - [ФИО]6, действующей на основании доверенности от <ДД.ММ.ГГГГ>,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кулебакского городского прокурора в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, [ФИО]2 к администрации городского округа <адрес>, Министерству строительства <адрес> о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого фонда,
УСТАНОВИЛ:
Кулебакский городской прокурор <адрес> в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей [ФИО]2, обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации городского округа <адрес>, обосновывая свои требования тем, что в ходе проверки, проведенной по обращению [ФИО]2 о нарушении жилищного законодательства установлено следующее: [ФИО]2 является в соответствии со ст. 1 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. [ФИО]2 состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения в администрации г.о.<адрес> и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с <ДД.ММ.ГГГГ>. [ФИО]2 достиг совершеннолетия <ДД.ММ.ГГГГ>. <ДД.ММ.ГГГГ> [ФИО]2 обратился с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в администрацию г.о.<адрес>. Однако, несмотря на то, что <ДД.ММ.ГГГГ> у [ФИО]2 возникло право на обеспечение жилым помещением, <ДД.ММ.ГГГГ> в предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, администрацией г.о.<адрес> отказано.
Просят обязать администрацию городского округа <адрес> обеспечить [ФИО]2 жилым помещением по договору найма специализированного жилого фонда общей площадью не менее 30 кв.м.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства <адрес>, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство социальной политики <адрес>.
В судебном заседании помощник Кулебакского городского прокурора [ФИО]5 поддержал исковые требования по указанным в иске основаниям.
Истец [ФИО]2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации городского округа <адрес> по доверенности [ФИО]6 в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, поддержала доводы, указанные в отзыве на исковое заявление от <ДД.ММ.ГГГГ>, не оспаривала право [ФИО]2 на предоставление ему жилого помещения, полагала, что его право не нарушено, поскольку [ФИО]2 состоит в списке нуждающихся в жилых помещениях за <№*****>, до него в списке состоят 15 граждан, основания на получение жилых помещений у которых наступили ранее даты наступления оснований для обеспечения жилым помещением [ФИО]2, ссылалась на отсутствие достаточного финансирования для предоставления жилого помещения, указывала на необходимость выделения Министерством строительства <адрес> субвенции для исполнения решения суда, указывала, что в случае удовлетворения исковых требований необходимо установить срок исполнения решения суда не менее 12 месяцев.
Представитель ответчика - Министерства строительства <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленном отзыве на иск указывает, что в рамках полномочия Министерства как главного распорядителя бюджетных средств основного мероприятия 1 Подпрограммы в 2023 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот бюджету г.о.<адрес> предусмотрены субвенции в размере 21 196,2 тыс. рублей; в 2024 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот бюджету г.о.<адрес> предусмотрены субвенции в размере 17 254,7 тыс. рублей. В 2025 году на указанные цели предусмотрены субвенции в размере 15 686 тыс. рублей, в том числе 3 467,7 тыс. рублей средства федерального бюджета.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Исходя из положений ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, в том числе и лиц в возрасте от 18 до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу положений ч. 1 ст. <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****>-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****>-З «О жилищной политике в <адрес>», однократно предоставляются по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в <адрес> - по месту выявления и первичного устройства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч. 4 ст. 156-<адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****>-З «О жилищной политике в <адрес>», жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес> для проживания детей-сирот и лиц из их числа предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений для проживания детей-сирот и лиц из их числа определяется <адрес>.
Постановлением <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****> «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (далее - Положение).
Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем:
а) строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований <адрес>;
б) приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований <адрес>, в том числе путем заключения договоров участия в долевом строительстве или соглашений о предоставлении государственным бюджетным учреждениям <адрес>, функции и полномочия учредителя которых осуществляет министерство социальной политики <адрес>, в соответствии с бюджетным законодательством субсидий на осуществление ими капитальных вложений в объекты недвижимого имущества, приобретаемые в государственную собственность <адрес>;
в) предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 1.3 Положения благоустроенные жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета и федерального бюджета, оформляются в муниципальную собственность и после отнесения их к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.п. 1.4 Положения предоставление жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) <адрес>, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в <адрес> - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот.
Из п. 1.5 Положения следует, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При предоставлении жилых помещений учитывается дата наступления оснований для обеспечения жильем.
Согласно пункту 2.7 Положения предоставляемые органами местного самоуправления детям-сиротам жилые помещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствовать норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда <адрес> по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м). При этом общая площадь жилого помещения не может быть меньше величины, указанной в абзаце первом настоящего пункта.
В соответствии с <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№*****> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В судебном заседании установлено, что [ФИО]2 <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец [ФИО]7 умер <ДД.ММ.ГГГГ>, решением Кулебакского городского суда <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> его мать [ФИО]8 лишена родительских прав.
В соответствии с постановлением администрации <адрес> <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> [ФИО]2 признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения и включен в список граждан, относящихся к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
<ДД.ММ.ГГГГ> [ФИО]2 достиг совершеннолетия.
<ДД.ММ.ГГГГ> [ФИО]2 обратился в администрацию г.о.<адрес> с заявлением о предоставлении ему жилого помещения на территории г.о.<адрес>, указав, что включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
<ДД.ММ.ГГГГ> по результатам рассмотрения обращения [ФИО]2 администрация г.о.<адрес> сообщила ему, что в настоящее время в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями состоит 19 граждан, основания на получение жилых помещений у которых наступили раньше, чем у него, в текущем году под обеспечение жилым помещением он не подпадает, право на внеочередное получение жилья у [ФИО]2 отсутствует, поэтому он будет обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда в порядке очередности при наличии финансирования из областного бюджета.
[ФИО]2 обратился в Кулебакскую городскую прокуратуру <адрес> с заявлением о нарушении его права, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жильем.
Кулебакским городским прокурором <ДД.ММ.ГГГГ> на имя главы местного самоуправления г.о.<адрес> внесено представление.
Согласно ответу главы администрации г.о.<адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> на представление прокурора, по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> порядковый номер [ФИО]2 в списке нуждающихся в обеспечении жилым помещением – 20, жилым помещением [ФИО]2 будет обеспечен при достаточном финансировании из областного бюджета.
До настоящего времени жильем по договору найма специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, [ФИО]2 не обеспечен.
Указанные обстоятельства не оспариваются стороной ответчика и подтверждаются материалами дела.
При таких обстоятельствах, поскольку [ФИО]2 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, достиг совершеннолетия, нуждается в предоставлении жилого помещения, имеет право на получение на территории муниципального образования жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, суд находит исковые требования о возложении на администрацию г.о.<адрес> обязанности предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не ниже установленных социальных норм – 30 кв. м., обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика администрации г.о.<адрес> о наличии очередности в предоставлении жилых помещений, а также о том, что предоставление жилья в настоящее время поставит истца в преимущественное положение перед другими лицами, включенными в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, основания для обеспечения жильем которых наступили ранее, суд находит несостоятельными, поскольку сами по себе эти обстоятельства не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, так как не влияют на правовые основания разрешения спора.
Действующим законодательством момент предоставления лицам указанной категории жилого помещения определен фактом наступления определенного события (достижении возраста 18 лет, приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия и т.д.), то есть по смыслу закона обязанность государства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений, не может ставиться в зависимость от наличия очереди среди лиц указанной категории.
Ни статья 8 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 159-ФЗ о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 названного федерального закона указание на то, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом РФ списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на что ссылается администрация г.о.<адрес>, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. По мнению суда, отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное [ФИО]2 право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Довод представителя администрации г.о.<адрес> о необходимости установления срока для исполнения решения суда не менее 12 месяцев, подлежит отклонению в силу нижеследующего.
Законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Таким образом, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Поскольку в силу закона обязанность по предоставлению жилых помещений указанной выше категории граждан возложена на органы местного самоуправления, в рассматриваемом случае на администрацию г.о.<адрес>, в удовлетворении требований к Министерству строительства <адрес> следует отказать за необоснованностью.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, [░░░]2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.<░░░░░> (░░░ <№*****>, ░░░░ <№*****>) ░░░░░░░░░░ [░░░]2 (░░░░░░░ ░░░░░ <№*****> <№*****> ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> <░░.░░.░░░░>) ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 30 ░░. ░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, [░░░]2 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19.02.2024 ░.