Дело № 12-3/2024
УИД 43RS0003-01-2023-004283-96
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
21 декабря 2023 года город Киров
Судья Нововятского районного суда города Кирова Червоткина Ж.А.,
при секретаре Богдановой А.А.,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Министерства лесного хозяйства Кировской области Коротышевой Т.В.,
рассмотрев жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Кировской области Кочкиной Надежды Робертовны от 14.09.2023 № 696/23/43001-АП о привлечении Министерства лесного хозяйства Кировской области к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Кировской области Кочкиной Н.Р. от 14.09.2023 №696/23/43001-АП Министерство лесного хозяйства Кировской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Министерство лесного хозяйства Кировской области обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить как незаконное ввиду отсутствия вины Министерства в совершении правонарушения, а производство по делу прекратить на основании ч. 4 ст.24.5 КоАП РФ. Указывает, что при вынесении обжалуемого постановления допущены процессуальные нарушения. Так, на исполнении в МОСП по ИОИП находится исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного по решению Первомайского районного суда г.Кирова от 08.06.2021 по делу № 2-1295/2021. Министерство привлечено к административной ответственности за невыполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. В протоколе об административном правонарушении от 11.09.2021 судебный пристав-исполнитель фактически ограничился указанием на неисполнение министерством требований исполнительного документа в установленные сроки, при этом обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе не отражены и не исследовались документы, подтверждающие исполнение судебного акта, приложенные к письменным объяснениям министерства. Ни в протоколе, ни в постановлении событие правонарушения надлежаще не описано. 14.09.2023 по решению Первомайского районного суда г.Кирова Министерство освобождено от взыскания исполнительского сбора. Судебному приставу-исполнителю были представлены документы о приобретении пожарного оборудования и инвентаря, в 2023 году областным бюджетом предусмотрено на эти цели 5 042,3 тыс. рублей и федеральным бюджетом предусмотрено 5 000,0 тыс. рублей. Кроме того, в областной бюджет на 2023 год внесены поправки в части выделения дополнительно средств в размере 7 000,0 тыс. рублей. Министерством судебному приставу-исполнителю был представлен перечень приобретенного во исполнение судебного решения имущества. Такими образом, с 2021 года Министерством предпринимаются меры в целях организации финансирования закупок и обеспечения лесопожарных формирований. В настоящее время еще подлежит приобретению грузовой автомобиль, переносные мотопомпы в количестве 10 штук (10 приобретено), стволы пожарные в количестве 13 штук (8 приобретено). Исполнение требований исполнительного документа в части выделения единовременно денежных средств невозможно, поскольку Министерство является исполнительным органом государственной власти Кировской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере лесных отношений. Функции и полномочия министерства определены Положением, утвержденным постановлением правительства Кировской области от 28.03.2012 № 145/167. Финансовое обеспечение осуществляется за средств, предоставляемых из федерального бюджета и областного бюджета, является целевым и не предусматривает расходование денежных средств вне целевого использования. Вопроке выводам начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по ИОИП о том, что министерством не представлено доказательств, подтверждающих невозможность исполнения требований исполнительного документа, министерством приняты все зависящие от него меры для надлежащего исполнения этих требований, вина в нарушении установленного срока для исполнения отсутствует. Изложенное свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник юридического лица - Министерства лесного хозяйства Кировской области Коротышева Т.В. доводы жалобы поддержала.
Представитель СОСП по Кировской области ГМУ ФССП России (на момент рассмотрения дела МОСП по ИОИП УФССП России по Кировской области исключено из структуры ФССП, осуществление функций передано СОСП по Кировской области, созданному 01.09.2023) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Изучив представленные материалы, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Обжалуемое постановление вынесено 14.09.2023, вручено Министерству лесного хозяйства Кировской области 13.10.2023, жалоба подана 16.10.2023, то есть в срок, установленный законом.
Министерство лесного хозяйства Кировской области привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как усматривается из материалов дела, Министерство лесного хозяйства Кировской области является должником по исполнительному производству № 13367/23/43001-ИП от 16.02.2023, возбужденному в МОСП по ИОИП ГУФССП России по Кировской области на основании исполнительного листа ФС №028481201, выданного 01.02.2023 Первомайским районным судом г.Кирова по делу №2-1295/2021. Предметом исполнения является возложение на Министерство лесного хозяйства Кировской области обязанности организовать в срок до 31.12.2022 обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарных формирований КОГСАУ «Лесоохрана» (пожарно-химические станции III типа: Гирсовская, Оричевская, Верхнекамская, Зуевская, Советская; авиаотделения: Кировское, Котельничское, Кирсинское) в соответствии с нормативами обеспеченности субъекта пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р. В перечень пожарной техники и оборудования, которыми надлежит обеспечить КОГСАУ «Лесоохрана» входит технически сложное и дорогостоящее оборудование, в т.ч. автомобиль.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства от 16.02.2023 судебным приставом-исполнителем должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Копию постановления должник получил 22.02.2023.
В установленный срок исполнительный документ не был исполнен. 10.07.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока для исполнения – до 28.07.2023. Копию постановления должник получил 12.07.2023.
28.08.2023 Министерству было направлено уведомление о явке для составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.15 ч.1, ч. 2 КоАП РФ в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок.
11.09.2023 в присутствии представителя Министерства лесного хозяйства Кировской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ. Согласно протоколу, должником не исполнены требования исполнительного документа в установленный срок до 28.07.2023 в части возложения обязанности организовать обеспечение КОГСАУ «Лесоохрана» автомобилем грузовым на базе полноприводного шасси грузоподъемностью от 1,5 до 6 т в количестве 1 шт.; прицепными модулями (прицепное оборудование для трактора или автомобиля (модуль с пожарным оборудованием, прицепная пожарная цистерна, модуль с водоподающим оборудованием и емкостью для воды), предназначенное для расширения тактических характеристик имеющейся техники по тушению пожаров и созданию противопожарных барьеров) в количестве 3 шт.; мотопомпами (переносными) с производительностью свыше 600 л/мин в комплекте в количестве 20 шт.; мобильными пожарными резервуарами (емкость) открытого типа (каркасная, надувная и пр.) в количестве 24 шт.; стволами пожарными в количестве 21 ед.; тепловизорами портативными в количестве 26 шт.,; метеостанциями с анемометром полевыми (карманными) в количестве 13 шт.; комплексами мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотной авиационной системой (БАС) в общем количестве 16 шт.; приборами спутниковой навигации в количестве 17 шт.; комплексами навигационными для летчика-наблюдателя в количестве 3 шт., радиостанциями УКВ в общем количестве 80 шт.
Министерством лесного хозяйства Кировской области были представлены письменные пояснения. Из указанных пояснений следует, что с целью исполнения судебного решения министерством 29.07.2021, 19.05.2022, 22.07.2022, 22.09.2022, 17.01.2023, 25.04.2023 в Федеральное агентство лесного хозяйства были направлены письма с просьбой о выделении дополнительного финансирования для осуществления полномочий РФ в области лесных отношений. В областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024-2025 г.г. министерству предоставлены субсидии и субвенции из федерального бюджета. Таким образом, министерством организовано в 2023 году финансирование для целей закупки и обеспечения лесопожарных формирований оставшейся пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. На момент предоставления письменных пояснений следует, что КОГСАУ «Лесоохрана» не освоено 7 490 954, 73 руб. выделенных средств. Приобретение техники, оборудования и инвентаря, указанных в решении суда может быть организовано министерством только с соблюдением требований законодательства, в частности Бюджетного кодекса РФ, о контрактной системе закупок. Государственные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. По состоянию на 7.09.2023 министерством исполнена обязанность организации обеспечения средствами предупреждения и тушения лесных пожаров КОГСАУ «Лесоохрана» в соответствии с нормативами, утв. постановлением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р. Министерство не согласилось со взысканием исполнительского сбора, было подано в Первомайский районный суд г.Кирова административное исковое заявление о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ выражается в противоправном бездействии по неисполнению требований исполнительного документа. В данном случае министерством были приняты все возможные действия по исполнению судебного решения, отсутствует состав данного правонарушения.
14.09.2023 Министерство лесного хозяйства Кировской области было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей. Как указано в постановлении - требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок должник в полном объеме не исполнил, что подтверждается материалами исполнительного производства. Доказательств, подтверждающих невозможность исполнения требований должником, не представлено, до настоящего времени требования исполнительного документа не исполнены.
В соответствии со ст. 30.7 ч. 1 п. 4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении оно может быть отменено и возвращено на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В данном деле имеются основания к отмене постановления по делу об административном правонарушении от 14.09.2023 и его возвращению на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному его рассматривать.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны все обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и мотивы принимаемого решения. По смыслу закона обстоятельства дела должны подтверждаться надлежащим образом оформленными и проверенными доказательствами.
Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок должник в полном объеме не исполнил. В то же время из протокола об административном правонарушении следует, что не исполнена часть требований, которые судом указаны выше. Из письменных пояснений лица, привлекаемого к административной ответственности, следует, что на 07.09.2023 не приобретен автомобиль, портативные тепловизоры, радиостанции УКВ диапозона, полевые метеостанции с анемометром, беспилотный летательный аппарат либо беспилотная авиационная система, при этом проводится сбор коммерческих предложений для процедуры закупки. Имеются неосвоенные денежные средства КОГСАУ «Лесоохрана» в размере 7 490 954, 73 руб. Министерство указывает, что со своей стороны в период с 2021 по 2023 годы приняло все меры, направленные на организацию обеспечения средствами предупреждения и тушения лесных пожаров во исполнение судебного решения, но поскольку для их приобретения затрачиваются бюджетные средства, что предполагает соблюдение процедуры закупки через аукцион, то процесс является длительным.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации).
Исходя из содержания обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, доводы об отсутствии вины лица, привлекаемого к административной ответственности, и его ходатайство о прекращении производства по делу по основаниям ст. 24.5 КоАП РФ не исследовались и фактически не рассматривались, при том, что именно виновные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ.
14.09.2023 Первомайским районным судом г.Кирова были частично удовлетворены административные исковые требования Министерства лесного хозяйства Кировской области, предъявленные к МОСП по ИОИП ГУФССП России по Кировской области и др. Министерство освобождено от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 10.07.2023, поскольку не установлена его вина при исполнении требований судебного пристава-исполнителя.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении порядок привлечения юридического лица к административной ответственности был нарушен, поскольку заявленные им доводы не проверялись, принятое решение не мотивировано, ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении не рассмотрено. Указанные недостатки являются существенными нарушениями процессуальных норм, не позволившими полно и всесторонне рассмотреть дело.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ на момент рассмотрения жалобы не истек, в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ при отмене постановления дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ :
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 14.09.2023 №696/23/43001-░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 1 ░░.17.15 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░