ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 21-746/2022
г. Уфа 1 августа 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Даминовой Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Салимгареева А.И. на постановление административной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 2 марта 2022 года и решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 25 апреля 2022 года в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис Содовский» Салимгареева АИ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением административной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан № 476-2022 от 2 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 25 апреля 2022 года, директор Общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис Содовский» (далее – ООО «Жилсервис Содовский», общество) Салимгареев А.И. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях (далее - КоАП РБ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей (л.д. 23-24, 48-50).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, Салимгареев А.И. выражает несогласие с постановлением должностного лица от 2 марта 2022 года и решением судьи от 25 апреля 2022 года, просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д. 56-62).
Изучив материалы дела, проверив доводы протеста, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 6.4 КоАП РБ нарушение на придомовых территориях многоквартирных домов установленных муниципальными нормативными правовыми актами правил благоустройства, выразившееся в нарушении порядка комплексного благоустройства и внешнего оформления городских территорий (в неоформлении или несогласовании проекта благоустройства) или в ненадлежащем содержании или очистке придомовой территории, зданий, строений, сооружений и их конструктивных элементов, элементов благоустройства, в том числе неустранении в установленные сроки повреждений зданий, строений, сооружений и их конструктивных элементов, элементов благоустройства, или требований по уборке дорог общего пользования, мойке дорожных покрытий, уборке придомовых территорий, установке и содержанию урн, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до восьми тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с действующим законодательством, были разработаны и утверждены Решением Совета городского округа г. Стерлитамак РБ от 15 августа 2019 года № 4-1/28з Правила благоустройства городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, устанавливающие единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
В соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 56 Правил благоустройства юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами капитального строительства, в том числе зданиями и сооружениями, лица, в управлении которых находятся здания и сооружения, обязаны обеспечить содержание объектов капитального строительства в зимнее время должна быть организована своевременная очистка кровель от снега, наледи и обледенений. Очистка крыш от снега (наледи) со сбросом его на тротуары допускается только в светлое время суток с поверхности ската кровли, обращенного в сторону улицы. Сброс снега с остальных скатов кровли, а также плоских кровель должен производиться на внутренние дворовые территории.
Перед сбросом снега необходимо провести охранные мероприятия, обеспечивающие безопасность движения транспортных средств и прохода пешеходов, с установкой предупреждающих ограничительных средств.
Сброшенный с кровель зданий снег (наледь) убирается в специально отведенные места для последующего вывоза не позднее 3-х часов после сброса.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 49 Правил благоустройства если иное не установлено договорами пользования земельного участка (договором аренды, безвозмездного срочного пользования), минимальное расстояние до внешней границы прилегающей территории определяется от внешних границ здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения по периметру на расстояние для многоквартирных домов - в пределах границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (придомовой территории) или в пределах границ земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством.
Как следует их материалов дела и установлено судом, директор ООО «Жилсервис Содовский» Салимгареев А.И. в нарушение п. «и» ч. 1 ст. 56, п. 3 ч. 1 ст. 49 Правил благоустройства 4 января 2022 года в 17 часов 57 минут, директор ООО «Жилсервис Содовский» Салимгареев А.И. своевременно не организовал работы по очистке крыши многоквартирного дома по адресу: адрес, от снега, наледи и обледенений, т.е. совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.4 КоАП РБ.
По данному факту членом административной комиссии СЕЮ 16 Февраля 2022 года в отношении директора общества Салимгареева А.И. был составлен протокол об административном правонарушении № 393.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения Салимгареева А.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РБ.
Факт совершения Салимгареевым А.И. административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РБ подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает, которым судьей первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ, а именно: протоколом об административном правонарушении № 393 от 16 февраля 2022 года (л.д. 32); фотоматериалом (л.д. 43, 44), и иными материалами дела.
В ходе рассмотрения данного дела в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее требования, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При таких обстоятельствах судья первой инстанции правильно признал постановление административной комиссии законным и обоснованным, поскольку установлено, что Салимгареев А.И. не принял надлежащие меры для соблюдения правил благоустройства территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
Оснований не согласиться с таким выводом судьи городского суда и для переоценки доказательств не имеется.
Довод жалобы о том, что деятельность по управлению многоквартирным домом, осуществляемая в соответствии с договором управления, ведется на основании лицензии, в связи с чем, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием, поэтому административная комиссия не вправе осуществлять лицензионный контроль, не влияет на правильность правовой оценки действий лица и не исключает ответственность за нарушение Правил благоустройства города.
Данное правонарушение выявлено не в рамках лицензионного контроля в отношении управляющей организации, а в рамках муниципального контроля, осмотра территории городского округа по вопросу соблюдения и исполнения Правил благоустройства городского округа адрес, в ходе осмотра которой и выявлено нарушение.
Утверждения заявителя о том, что коллегиальным органом в нарушение ст. 27.8 КоАП РФ не был составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий и помещений, отсутствовали понятые, основаны на ином толковании закона. Составление указанного процессуального документа в силу ст. 27.8 КоАП РФ обусловлено необходимостью применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В данном случае поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение факта правонарушения уполномоченным должностным лицом - членом административной комиссии городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан, в ходе контрольного мероприятия по обследованию территории г. Стерлитамака Республики Башкортостан, находящейся в свободном доступе для неограниченного круга лиц, и на которое действие названного закона не распространяется.
Ссылка в жалобе на регулирование данных правоотношений федерального законодательства является несостоятельной, поскольку в данном случае объектом противоправного деяния являются требования в сфере благоустройства территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, установленные Правилами благоустройства, вследствие чего административная ответственность, предусмотренная ст. 6.4 КоАП РБ установлена в той части, в какой данные правоотношения урегулированы нормами муниципального правового акта.
Доводы жалобы о том, что Салимгареев А.И. не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении административной комиссией, опровергаются материалами дела, а именно вернувшимся в связи с истечением сроком хранения конвертом с извещением, направленным по адресу места жительства Салимгареева А.И. (копия конверта л.д. 34, оригинал в административном материале).
Такое извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, является надлежащим, что согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
При указанных обстоятельствах, административный орган обоснованно составил протокол об административном правонарушении в отсутствие Салимгареева А.И., извещенного надлежащим образом.
Доводы жалобы о том, что постановление коллегиального органа подписано председателем заседания, а не председателем административной комиссии, не могут повлечь отмену обжалуемых актов.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением главы администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан №153 от 27 января 2022 года утверждено Положение об административной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (далее - Положение об административной комиссии).
Согласно п. 1.4 Положения об административной комиссии административная комиссия создается постановлением администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
Постановлением главы администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан №2 от 10 января 2022 года утвержден состав административной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, согласно которому председателем административной комиссии является ГИР а заместителем председателя КМГ
Согласно п. 3.2 Положения об административной комиссии заместитель председателя административной комиссии осуществляет по поручению председателя административной комиссии отдельные его полномочия и замещает председателя административной комиссии в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих полномочий.
При таких обстоятельствах, постановление административной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 2 марта 2022 года обоснованно подписано заместителем председателя административной комиссии КМГ исполняющей обязанности председателя комиссии в его отсутствие в соответствии с Положением об административной комиссии.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и судебной оценки, они не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Таким образом, вывод о виновности Салимгареева А.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РБ, является правильным, основанным на проверенных в судебном заседании доказательствах, должный анализ и правильная оценка которым даны в судебном решении.
Юридическая оценка действиям Салимгареева А.И. по ст. 6.4 КоАП РБ дана правильная. Назначенное наказание отвечает требованиям ст. 4.1 КоАП РФ.
Порядок привлечения лица к административной ответственности в пределах срока давности соблюден.
Существенных нарушений процессуальных норм, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену постановления административной комиссии и решения судьи первой инстанции, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
постановление административной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 2 марта 2022 года и решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 25 апреля 2022 года в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис Содовский» Салимгареева АИ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина
Справка: судья городского суда Халитова А.Р.
дело городского суда №12-161/2022