Судья Шаповал А.В. дело № 21-1204/2021
(№ 12-274/2021)
РЕШЕНИЕ
15 ноября 2021 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Шидакова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бовтуненко Сергея Николаевича на постановление государственного инспектора г.Феодосии по пожарному надзору Панасюка Д.А. от 10 июня 2021 года № 4/2021/60, решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации г.Феодосии Республики Крым Бовтуненко Сергея Николаевича,
установил:
постановлением государственного инспектора г.Феодосии по пожарному надзору Панасюка Д.А. от 10 июня 2021 года № 4/2021/60, оставленным без изменения решением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 сентября 2021 года, глава администрации г.Феодосии Республики Крым Бовтуненко С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, Бовтуненко С.Н. оспаривает правомерность привлечения его к административной ответственности и просит об отмене постановления должностного лица органа пожарного надзора, решения судьи городского суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Бовтуненко С.Н., будучи извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, явку защитника не обеспечил, в связи с чем в порядке статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно требованиям статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Пунктом 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «О противопожарном режиме» (далее – Правила противопожарного режима) установлено, что руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети ниже требуемого.
Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
В пункте 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации установлено, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,5 м, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.
В силу пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Закона № 69-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, основанием для составления 2 июня 2021 года в отношении главы администрации г.Феодосии Республики Крым Бовтуненко С.Н. протокола об административном правонарушении № 4/2021/65 по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выявленные в ходе проведения 28 мая 2021 года с 12 ч. 00 мин. до 14 ч. 00 мин., 31 мая 2021 года с 10 ч. 00 мин. до 13 ч. 00 мин., 2 июня 2021 года с 14 ч. 00 мин. до 14 ч. 30 мин. плановой выездной проверки администрации г.Феодосии Республики Крым, расположенной по адресу: Республика Крым, г.Феодосия, ул.Земская, д.4, нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1) в нарушение требований пункта 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ не созданы защитные противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 1,5 метра на территории населённых пунктов, граничащих с лесными массивами (г.Феодосия, с.Солнечное, с.Пионерское, пгт.Щебетовка, с.Краснокаменка, пгт.Орджоникидзе);
2) в нарушение требований статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации не обеспечено наличие источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, а также условий для забора в любое время воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах (с.Пионерское);
3) в нарушение требований статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, пункта 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации не обеспечена исправность, своевременное обслуживание, ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося на территории населённых пунктов пгт.Щебетовка, с.Краснокаменка.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 2 июня 2021 года (л.д.20-21).
Учитывая, что приказом Министра МЧС Республики Крым от 29 апреля 2021 года № 70-осн на территории Республики Крым введен особый противопожарный режим, вышеприведенные обстоятельства послужили основанием для вынесения государственным инспектором г.Феодосии по пожарному надзору Панасюком Д.А. постановления от 10 июня 2021 года № 4/2021/60 о привлечении главы администрации г.Феодосии Республики Крым Бовтуненко С.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Бовтуненко С.Н. административного правонарушения подтвержден совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. Представленные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обоснованно положены в основу постановления должностного лица административного органа и решения судьи городского суда.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Бовтуненко С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу Примечания к указанной норме должностным лицом является, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.
Таким образом, глава администрации г.Феодосии Республики Крым Бовтуненко С.Н., будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В настоящей жалобе Бовтуненко С.Н. утверждает, что в его бездействии нет вины, поскольку нарушения требований пожарной безопасности допущены в связи с отсутствием финансирования бюджета, при этом им приняты все возможные меры к получению денежных средств для выполнения требований пожарной безопасности.
Данный довод не может повлечь признание состоявшихся по делу постановления и судебного решения незаконными.
Согласно статье 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В материалах дела имеется муниципальный контракт от 27 апреля 2021 года № 19, заключенный между администрацией г.Феодосии и государственным автономным учреждением Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство», предметом которого являются работы по созданию противопожарных минерализованных полос в пределах муниципального округа г.Феодосия и техническое задание к нему (л.д.50-58, 59-66).
При этом материалы дела позволяют сделать вывод о том, что главой администрации своевременно не вносилось предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления в области пожарной безопасности. Документы, которые могли бы свидетельствовать об обратном, материалы дела не содержат.
Также из материалов дела следует, что Бовтуненко С.Н. были предприняты действия для устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности лишь после проведения проверки и выявления нарушений требований пожарной безопасности. Вместе с тем, с целью соблюдения требований пожарной безопасности глава администрации не был лишен возможности привлечь иные средства, изыскать резервы в виде привлечения дополнительных доходов или сокращения каких-либо расходов.
Таким образом, установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что Бовтуненко С.Н. не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для соблюдения требований пожарной безопасности и привлечения необходимых для исполнения требований законодательства денежных средств.
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения главы администрации от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам по настоящему делу неприменимы.
Из материалов дела следует, что главой администрации не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности могут способствовать развитию пожара, либо могут препятствовать его своевременному обнаружению, а также указывают на ненадлежащую организацию работы по обеспечению требований пожарной безопасности и отсутствие надлежащего контроля со стороны Бовтуненко С.Н. за соблюдением требований пожарной безопасности.
Учитывая, что нарушение требований пожарной безопасности может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также не усматривается.
Иные доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов.
Постановление о привлечении Бовтуненко С.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Бовтуненко С.Н. в пределах санкции части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере с учетом требований статей 3.1, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения Бовтуненко С.Н. к административной ответственности соблюден. Нарушений норм права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу актов, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления должностного лица органа пожарного надзора и решения судьи городского суда не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым
решил:
постановление государственного инспектора г.Феодосии по пожарному надзору Панасюка Д.А. от 10 июня 2021 года № 4/2021/60, решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации г.Феодосии Республики Крым Бовтуненко Сергея Николаевича оставить без изменения, жалобу Бовтуненко Сергея Николаевича – без удовлетворения.
Судья О.А. Шидакова