Дело №RS0№-38
Производство №
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
9 октября 2023 года г. Севастополь
Судья Балаклавского районного суда города Севастополя Просолов В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Общества с ограниченной ответственностью «КУБ» на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником отделения – старшим судебным приставом ОСП по <адрес> города Севастополя ГУФССП России по <адрес> и городу Севастополю Ивановой Н. В., о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «КУБ» к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным начальником отделения – старшим судебным приставом ОСП по <адрес> города Севастополя ГУФССП России по <адрес> и городу Севастополю Ивановой Н. В., ООО «КУБ» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель юридического лица – исполняющий обязанности директора ООО «КУБ» Абдурафиева Л.Р. подала в суд жалобу, в которой ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы директор ООО «КУБ» ссылается на то, что ООО «КУБ» не было извещено о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении, не имело возможности защитить свои права и интересы, не получало постановление о взыскании исполнительского сбора. На основании изложенного ООО «КУБ» обратилось в суд с настоящей жалобой.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, уважительных причин неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил, в связи с чем на основании ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, принимая во внимания положения ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, согласно которым судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, прихожу к следующему.
Принимая во внимание, что жалоба на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ подана в срок, установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, она подлежит рассмотрению по существу.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП по <адрес> Ивановой Н.В. ООО «КУБ» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15. КоАП РФ, что выразилось в неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Вместе с тем, с указанным постановлением согласиться нельзя, поскольку при его вынесении должностным лицом ГУФССП по <адрес> и городу Севастополю допущены процессуальные нарушения, имеющие существенный характер, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Так, в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Положения названной статьи КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Вместе с тем, должностным лицом административного органа при производстве по делу об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления был нарушен установленный законом порядок привлечения лица к административной ответственности.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ).
Исходя из положений указанной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из содержания протокола об административном правонарушении №-АП от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он был составлен в отсутствие представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При этом, согласно материалам дела, юридическое лицо ООО «КУБ» в установленном законом порядке не было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В частности, материалы дела не содержат в себе каких-либо уведомлений (извещений) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении №-АП от ДД.ММ.ГГГГ, адресованных ООО «КУБ» по адресу: <адрес>, этаж 4, каб. 4, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, а также какие-либо документы, подтверждающие, что такие уведомления (извещения) были фактически направлены по указанному адресу и получены юридическим лицом.
Таким образом, уведомления (извещения) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении №-АП от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «КУБ» по месту его государственной регистрации: <адрес>, этаж 4, каб.4, в нарушение частей 1 и 3 статьи 25.15 КоАП РФ, не направлялись, доказательств обратному в материалах дела не имеется.
Иных мер к надлежащему извещению ООО «КУБ» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении должностным лицом ГУФССП по <адрес> и городу Севастополю принято не было.
Кроме того, в нарушение части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ копия протокола об административном правонарушении не направлена лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола, доказательств обратного материалы дела также не содержат, из жалобы юридического лица следует, что копия протокола об административном правонарушении №-АП от ДД.ММ.ГГГГ не получена до настоящего времени.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя юридического лица при отсутствии сведений о его надлежащем извещении о времени и месте составления протокола повлекло нарушение требований статьи 28.2 КоАП РФ.
Кроме того, нарушения требований закона допущены должностным лицом административного органа при рассмотрении дела и вынесении оспариваемого постановления.
Так, в соответствии с частями 1 и 3 ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Следовательно, в известность о рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица должен быть поставлен его руководитель или иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом этого юридического лица, он же должен присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В силу частей 1 и 3 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются к должностному лицу, в производстве которого находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Сведений о том, что ООО «КУБ» было уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, имевшего места ДД.ММ.ГГГГ, материалы дела не содержат.
При этом, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, было рассмотрено в отсутствие представителя юридического лица ООО «КУБ».
Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы установлено, и это подтверждено материалами дела, что о месте и времени составления протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ и рассмотрении дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «КУБ» уведомлено не было, документы, свидетельствующие о том, что юридическому лицу было известно о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, в нарушение требований статьи 28.2, частей 1 и 3 статьи 25.15, части 3 статьи 25.4 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении был составлен, а дело об административном правонарушении было рассмотрено без участия представителя юридического лица, при отсутствии данных о надлежащем его извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, что лишило последнего возможности воспользоваться предоставленными ему процессуальными правами и повлекло за собой существенное нарушение норм действующего процессуального права.
Таким образом, оценивая в порядке ст. 26.11 КоАП РФ представленные в материалы дела доказательства, прихожу к выводу о том, что протокол об административном правонарушении №-АП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «КУБ», составленный в отсутствие законного представителя и (или) защитника юридического лица, нельзя признать допустимым доказательством, подтверждающим факт совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Кроме того, учитывая, что порядок привлечения ООО «КУБ» к административной ответственности был нарушен, его право на защиту при рассмотрении должностным лицом дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, не реализовано, что является существенным нарушением, так как не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником отдела – старшим судебным приставом отдела судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю Ивановой Н.В., подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении ООО «КУБ» прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником отделения – старшим судебным приставом отдела судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю Ивановой Н.В., о привлечении ООО «КУБ» к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении ООО «КУБ» прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья В.В. Просолов