Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 марта 2024 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при секретаре Емельяновой Е.С.
с участием прокурора Колчиной Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-446/2024 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими нормативных правовых актов в части,
с участием представителя административного истца по доверенности ФИО5,
У с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233 в части включения в него под пунктом 8493 объекта недвижимости с кадастровым номером 63:09:0102152:2037, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077 в части включения в него под пунктом 8365 объекта недвижимости с кадастровым номером 63:09:0102152:2037, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года № 2365, в части включения в него под пунктом 8176 объекта недвижимости с кадастровым номером 63:09:0102152:2037.
Требования обоснованы тем, что здание с кадастровым номером 63:09:0102152:2037 принадлежит на праве собственности административному истцу. Спорный объект используется как основные и вспомогательные помещения, часть помещения пустует и не используется. В документах технического учета отсутствует прямое указание на конкретный вид использования в коммерческих целях. Включение здания в Перечни считает необоснованным, поскольку здание не предназначено и не используется в качестве офисного, торгового объекта, объекта общественного питания и бытового обслуживания, и влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица и нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО5 поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Заинтересованное лицо- Администрация г.о. Тольятти - не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое здание включено в Перечни в связи с его наименованием- пункт предпродажной подготовки в соответствии с п.4 ст.378.2 НК РФ.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Приказом министерства от 22 октября 2021 года № 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом № 2077 от 8 ноября 2022 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год, утвержден приказом № 2365 от 3 ноября 2023 года.
Нежилое здание с кадастровым номером 63:09:0102152:2037 включено в Перечень на 2022 год под пунктом 8493, в Перечень на 2023 год - под пунктом 8365, в Перечень на 2024 год - под пунктом 8176.
Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказ министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на
официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
Приказ министерства № 2365 от 3 ноября 2023 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 03.11.2023, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 07.11.2023
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником нежилого здания с кадастровым номером 63:09:0102152:2037 площадью 546,5 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский р-н, ул. Борковская, д.99.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание имеет назначение - нежилое, наименование -Здание Лит.А1-пункт предпродажной подготовки.
Согласно полученному из МУП г.о. Тольятти «ИНВЕНТАРИЗАТОР» техническому паспорту по состоянию на 25.02.2010 года ( на дату, более приближенную к датам утверждения оспариваемых Перечней) в здании и по адресу: г. Тольятти, ул. Борковская, 99, на площади 524,7 кв.м ( лестничная клетка 24,1 кв.м) расположены тамбуры, предпродажная подготовка ( площадью 123,2 кв.м), туалеты, нежилые помещения, коридоры, кабинеты, лестничные клетки, раздевалки, души, площадка, предприятие подготовки ( площадью 123,2 кв.м.) комната охраны.
Помещения офисного, торгового назначения, помещения под объекты общественного питания или бытового обслуживания в документах технического учета отсутствуют.
Помещения с названием «кабинет» не тождественно понятию «офис»; название помещений «предпродажная подготовка», «предприятие подготовки» неоднозначны и вследствие этого не могут отнести к торговым объектам.
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102152:725, собственником которого является административный истец.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 01.02.2024 года вид разрешенного использования земельного участка - «объекты придорожного сервиса».
Указанное разрешенное использование земельного участка не подразумевает размещение на нем офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
На дату утверждения оспариваемых Перечней земельный участок имел вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здания блока вспомогательных помещений, пункта предпродажной подготовки, здания автосалона.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, для вида разрешенного использования объектов торговли) торговых центров, торгово-развлекательных центров( комплексов), магазинов предусмотрено размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговой площадью свыше 5000 кв.м
На земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102152:725 отсутствуют объекты для размещения торговых площадей свыше 5000 кв.м, поэтому вид разрешенного использования земельного участка не может являться основанием для включения объекта недвижимости в Перечни.
Администрация г.о. Тольятти представила акт осмотра от 10 января 2024 года, из которого следует, что здание используется под станцию технического обслуживания /123,2 кв.м), под метельную мастерскую по ремонту и, изготовлению и перетяжке мебели площадью 126,4 кв.м, в остальные помещения площадью 296,9 кв.м доступ не предоставлен.
Указанный акт осмотра не может быть принят в качестве доказательства по делу в связи тем, что он выполнен после даты утверждения оспариваемых Перечней.
Осмотр помещения на дату утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком не производился, доказательств фактического использования нежилого здания в качестве торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания не предоставлено.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что по сведениям ЕГРН и технического учета нежилое здание не могло быть отнесено к объектам офисного или торгового назначения, объектам общественного питания или бытового обслуживания, нежилое здание не соответствует критериям ст. 378.2 НК РФ, и оснований для включения его в Перечни на 2022-2024 годы не имелось, в связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм ( 2022- 2024 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2022 ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ № 2233, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ 8493 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 63:09:0102152:2037
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2023░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 8 ░░░░░░ 2022 ░░░░ № 2077, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ 8365 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 63:09:0102152:2037
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2024░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░ 2023 ░░░░ № 2365, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ 8176 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 63:09:0102152:2037
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░ 2024 ░░░░