Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-90/2023 (2-557/2022;) ~ М-596/2022 от 20.12.2022

Дело № 2- 90/2023

УИД 44RS0013-01-2022-000736-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Красное-на-Волге 02 февраля 2023 года    

Красносельский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Смолина А.Н.,

с участием представителя прокуратуры Красносельского района Костромской области Шишовой О.М.,

при секретаре Прыгунове Ф.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красносельского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Красноетеплоэнерго» о возложении обязанности осуществить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,

У С Т А Н О В И Л

Прокурор Красносельского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МУП «Красноетеплоэнерго» о возложении обязанности осуществить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - водозаборной скважины с кадастровым номером , расположенной <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что прокуратурой Красносельского района Костромской области проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды. Согласно перечню муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП «Красноетеплоэнерго» передано сооружение - скважина с кадастровым номером , расположенная в <адрес>. При этом МУП «Красноетеплоэнерго» обязанность по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а именно водозаборной скважины в <адрес> не исполнена. По указанному факту прокурором Красносельского района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление и.о. генерального директора МУП «Красноетеплоэнерго» с требованиями о постановке на государственный учет объектов, находящихся в хозяйственном ведении предприятия. Однако до настоящего времени требования не выполнены. Несоблюдение МУП «Красноетеплоэнерго» экологических требований при осуществлении уставной деятельности нарушает гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право жителей муниципального образования на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной деятельностью предприятия.

Истец полагает, что несоблюдение ответчиком экологических требований при осуществлении уставной деятельности нарушает гарантированное ст.42 Конституции РФ право жителей муниципального образования на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной деятельностью предприятия.

В судебном заседании помощник прокурора Красносельского района Костромской области Шишова О.М. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика МУП «Красноетеплоэнерго» Кузнецов А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования признал в полном объеме, в том числе согласился со сроком их выполнения.

Представитель третьего лица - администрации Красносельского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, считает заявленные требования обоснованными, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.

При таких обстоятельствах, суд определил рассмотреть дело без участия представителя третьего лица.

Выслушав представителя прокуратуры Красносельского района Костромской области, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и государства.

В силу ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ). Статьей 1 указанного Федерального закона предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно положений ст. 3 Закона N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и др.

В соответствии со ст. 69 Закона № 7-ФЗ, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (п. 1).

Государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 3).

В соответствии со ст. 69.2 названного Федерального закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

Порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их присвоения соответствующим объектам устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 года № 2398 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

Судом установлено, что администрацией Красносельского муниципального района учреждено муниципальное унитарное предприятие «Красноетеплоэнерго».

Согласно Уставу муниципального унитарного предприятия «Красноетеплоэнерго» основным видом его деятельности является оказание жилищно-коммунальных услуг населению и сбор, очистка и распределение воды (л.д.20-21).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33-39) одним из основных видов деятельности предприятия является забор, очистка и распределение воды, в том числе для питьевых и промышленных нужд (п.п.65-68).

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Красноетеплоэнерго» на праве хозяйственного ведения принадлежит сооружение – скважина , завершенная строительством в 1986 году, глубиной 115 м., с кадастровым номером , расположенная по адресу: <адрес>, д. Захарово. Право хозяйственного ведения за МУП «Красноетеплоэнерго» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-30).

Указанная скважина используется МУП «Красноетеплоэнерго» для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой <адрес>.

Как было указано выше, законодательство относит к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, объекты капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" определено, что объекты, на которых осуществляется добыча подземных вод для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения, относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и такие объекты подлежат учету в соответствии с пунктом 8 статьи 69 Закона № 7-ФЗ в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

По смыслу указанных норм, деятельность, связанная с добычей подземных вод, оказывает или может оказать воздействие на состояние подземных водных объектов, следовательно, скважины, которые используются для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения, являются объектами оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.

При таких обстоятельствах водозаборная скважина в <адрес> с кадастровым номером относится к объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду.

Установлен в судебном заседании и не оспорен ответчиком и тот факт, что данное сооружение в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, ответчиком до настоящего времени не поставлено на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Прокурор Красносельского района в досудебном порядке ДД.ММ.ГГГГ направлял в адрес ответчика представление об устранении выявленного нарушения (л.д.12-15).

Из ответа исполняющего обязанности директора МУП «Красноетеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-10) на данное представление следует, что МУП «Красноетеплоэнерго» приступило к выполнению работы по постановке объектов на государственный учет в форме электронных документов, но для выполнения такой работы по всем объектам требуется значительное время.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчик доказательств того, что постановка на государственный учет спорного объекта им осуществлена, суду не предоставил.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Красносельского района Костромской области обоснованные и подлежат удовлетворению.

Определяя срок, в течение которого ответчику надлежит выполнить возложенные на него обязанности, суд принимает во внимание признательную позицию по иску ответчика и полагает, что заявленный прокурором срок является разумным и достаточным для выполнения требований с учетом объема проведения работ.

Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины, и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ст.103 ГПК РФ).

В данном случае прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, в связи с этим госпошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета Красносельского муниципального района Костромской области.

Ответчик в силу действующего законодательства от уплаты такой госпошлины не освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования прокурора Красносельского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Красноетеплоэнерго» о возложении обязанности осуществить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду удовлетворить.

Обязать МУП «Красноетеплоэнерго» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить мероприятия, направленные на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - водозаборной скважины с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес>, в том числе, обратиться в уполномоченный орган с заявкой о постановке на государственный учет в указанный выше срок.

Взыскать с МУП «Красноетеплоэнерго» в доход бюджета Красносельского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей жалобы или представления через Красносельский районный суд.

Судья: А.Н.Смолин

2-90/2023 (2-557/2022;) ~ М-596/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
МУП "Красноетеплоэнерго"
Другие
Администрация Красносельского муниципального района Костромской области
Суд
Красносельский районный суд Костромской области
Судья
Смолин Алексей Николаевич
Дело на странице суда
krasnoselsky--kst.sudrf.ru
20.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2022Передача материалов судье
22.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2023Судебное заседание
02.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2023Дело оформлено
15.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее