Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2760/2022 ~ М-2268/2022 от 17.08.2022

УИД № 57RS0022-01-2022-003186-74          Производство № 2-2760/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2022 г.      г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Агибалова В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Глотовой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Орловой Елены Александровны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

установил:

Орлова Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование заявленных требований указала, что с 1985 по 1988 гг. обучалась в Новосильском СПТУ (номер обезличен) и постоянно проживала в предоставленном по месту учебы общежитии в (адрес обезличен).

Данный населенный пункт с (дата обезличена) по (дата обезличена) относился к территории с льготным социально-экономическим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Однако при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом, в назначении пенсии ей было отказано, поскольку подтверждённый регистрацией период проживания составил 8 лет 8 месяцев 6 дней (с (дата обезличена) по (дата обезличена)), ввиду чего разъяснено право на назначении пенсии с уменьшением возраста на 2 года по достижении 53 лет.

Полагая данный отказ незаконным, истец Орлова Е.А. просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на 3 года и обязать ответчика назначить пенсию.

В судебном заседании истец Орлова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – Чеботарева О.В. исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу и возражениях на иск.

Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от (дата обезличена) № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).

Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от (дата обезличена) № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен).

Исходя из вышеуказанных Перечней населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, населенный пункт – (адрес обезличен) Орловской области относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с (дата обезличена) по (дата обезличена).

В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Орлова Е.А. (дата обезличена) обратилась в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Однако решением ответчика от (дата обезличена) в установлении пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом Орловой Е.А. было отказано в связи с отсутствием права.

Принятое решение об отказе Орловой Е.А. в досрочном назначении пенсии по старости с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 3 года мотивировано тем, что документально подтверждённый регистрацией период проживания в загрязненной зоне с (дата обезличена) по (дата обезличена) составляет 8 лет 8 месяцев 6 дней, что дает право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года по достижение 53 лет. Одновременно отмечено, что документов о регистрации по месту жительства в период обучения в Новосильском среднем профессионально-техническом училище (номер обезличен) с (дата обезличена) по (дата обезличена) не представлено.

Обращаясь в суд с настоящим иском и поддерживания требования в судебном заседании, Орлова Е.А. ссылалась на то, что приехала в (адрес обезличен) Орловской области для обучения из (адрес обезличен) Республики Белоруссии, где проживали ее родственники, во время обучения в Новосильском СПТУ (номер обезличен) с 1985 по 1988 гг. она постоянно проживала в предоставленном по месту учебы общежитии в (адрес обезличен).

Пенсионным органом установлено, что Орлова Е.А. была зарегистрирована с (дата обезличена) по (дата обезличена) по месту жительства в (адрес обезличен) Орловской области.

Представленный диплом (номер обезличен), выданный (дата обезличена), подтверждает, что Орлова (до брака – Рыбалко) Е.А. с (дата обезличена) по (дата обезличена) обучалась в Новосильском СПТУ (номер обезличен).

По сведениям отдела культуры и архивного дела администрации (адрес обезличен) Орловской области от (дата обезличена) личные дела учащихся Новосильского СПТУ (номер обезличен) в архив на хранение не поступали, в документах архивного фонда СПТУ (номер обезличен) отсутствуют сведения о месте расположении общежития в 1985-1986 гг.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Фролова О.Н. пояснила, что вместе с истцом в спорный период обучалась в Новосильском СПТУ (номер обезличен), они проживали в одной комнате общежития по адресу: (адрес обезличен), предоставленного по месту учебы.

Свидетель ФИО5 пояснила, что работала преподавателем Новосильского СПТУ (номер обезличен) и истец являлась ее ученицей, Орлова Е.А. проживала в предоставленном общежитии, так как приехала из Белоруссии.

Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда оснований не имеется, они были предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний.

Кроме этого, факт проживания Орловой Е.А. во время обучения в Новосильском СПТУ (номер обезличен) в общежитии подтверждается представленными в материалы дела фотографиями, выполненными согласно показаниям свидетелей Фроловой О.Н. и ФИО5 именно в указанном общежитии.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Частью 1 ст. 67 ГПК РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

По смыслу закона каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит, и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом России, в том числе и показания свидетелей.

Несмотря на отсутствие сведений о регистрации истца по состоянию на 1986 год в (адрес обезличен) Орловской области, суд считает, что представленными доказательствами в их совокупности, бесспорно, подтверждается, что Орлова Е.А. в данный период фактически проживала в указанном населенном пункте, отнесенном Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р, к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Таким образом, доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с отсутствием документального подтверждения факта проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом в спорный период, являются необоснованными и не могут служить основанием к отказу истцу в признании за ней права на досрочное установление пенсии.

Учитывая, что Орлова Е.А. фактически проживала на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен) Орловской области, то есть в населённом пункте, отнесенном Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р, к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом неоспариваемого права на снижение пенсионного возраста на 2 года, суд приходит к выводу о признании за истцом права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 12441 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в общей сложности на 3 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Принимая во внимание, что право на получение пенсии возникло у Орловой Е.А. с момента достижения возраста 52 лет, то есть с (дата обезличена), и данное право нашло свое подтверждение в ходе судебного заседания, а факт обращения к ответчику имел место после достижения пенсионного возраста (дата обезличена), суд полагает, что пенсия по старости истцу должна быть назначена исходя из положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона
«О страховых пенсиях» с указанной даты, то есть с момента обращения за ее назначением.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Орловой Елены Александровны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.

Признать за Орловой Еленой Александровной право на назначение пенсии в соответствии со ст. ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 3 года.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Орловой Елене Александровне с (дата обезличена).

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 17 ноября 2022 г.

Судья      В.С. Агибалов

2-2760/2022 ~ М-2268/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Орлова Елена Александровна
Ответчики
ГУ ОПФ РФ по Орловской области
Другие
Администрация г. Новосиль Новосильского района Орловской области
Суд
Заводской районный суд г. Орла
Судья
Агибалов Владимир Сергеевич
Дело на странице суда
zavodskoy--orl.sudrf.ru
17.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2022Передача материалов судье
24.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2022Судебное заседание
10.11.2022Судебное заседание
17.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее