УИД № 57RS0022-01-2022-003186-74 Производство № 2-2760/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2022 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Агибалова В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глотовой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Орловой Елены Александровны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
установил:
Орлова Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указала, что с 1985 по 1988 гг. обучалась в Новосильском СПТУ (номер обезличен) и постоянно проживала в предоставленном по месту учебы общежитии в (адрес обезличен).
Данный населенный пункт с (дата обезличена) по (дата обезличена) относился к территории с льготным социально-экономическим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом, в назначении пенсии ей было отказано, поскольку подтверждённый регистрацией период проживания составил 8 лет 8 месяцев 6 дней (с (дата обезличена) по (дата обезличена)), ввиду чего разъяснено право на назначении пенсии с уменьшением возраста на 2 года по достижении 53 лет.
Полагая данный отказ незаконным, истец Орлова Е.А. просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на 3 года и обязать ответчика назначить пенсию.
В судебном заседании истец Орлова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – Чеботарева О.В. исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу и возражениях на иск.
Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от (дата обезличена) № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от (дата обезличена) № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен).
Исходя из вышеуказанных Перечней населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, населенный пункт – (адрес обезличен) Орловской области относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с (дата обезличена) по (дата обезличена).
В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Орлова Е.А. (дата обезличена) обратилась в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако решением ответчика от (дата обезличена) в установлении пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом Орловой Е.А. было отказано в связи с отсутствием права.
Принятое решение об отказе Орловой Е.А. в досрочном назначении пенсии по старости с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 3 года мотивировано тем, что документально подтверждённый регистрацией период проживания в загрязненной зоне с (дата обезличена) по (дата обезличена) составляет 8 лет 8 месяцев 6 дней, что дает право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года по достижение 53 лет. Одновременно отмечено, что документов о регистрации по месту жительства в период обучения в Новосильском среднем профессионально-техническом училище (номер обезличен) с (дата обезличена) по (дата обезличена) не представлено.
Обращаясь в суд с настоящим иском и поддерживания требования в судебном заседании, Орлова Е.А. ссылалась на то, что приехала в (адрес обезличен) Орловской области для обучения из (адрес обезличен) Республики Белоруссии, где проживали ее родственники, во время обучения в Новосильском СПТУ (номер обезличен) с 1985 по 1988 гг. она постоянно проживала в предоставленном по месту учебы общежитии в (адрес обезличен).
Пенсионным органом установлено, что Орлова Е.А. была зарегистрирована с (дата обезличена) по (дата обезличена) по месту жительства в (адрес обезличен) Орловской области.
Представленный диплом (номер обезличен), выданный (дата обезличена), подтверждает, что Орлова (до брака – Рыбалко) Е.А. с (дата обезличена) по (дата обезличена) обучалась в Новосильском СПТУ (номер обезличен).
По сведениям отдела культуры и архивного дела администрации (адрес обезличен) Орловской области от (дата обезличена) личные дела учащихся Новосильского СПТУ (номер обезличен) в архив на хранение не поступали, в документах архивного фонда СПТУ (номер обезличен) отсутствуют сведения о месте расположении общежития в 1985-1986 гг.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Фролова О.Н. пояснила, что вместе с истцом в спорный период обучалась в Новосильском СПТУ (номер обезличен), они проживали в одной комнате общежития по адресу: (адрес обезличен), предоставленного по месту учебы.
Свидетель ФИО5 пояснила, что работала преподавателем Новосильского СПТУ (номер обезличен) и истец являлась ее ученицей, Орлова Е.А. проживала в предоставленном общежитии, так как приехала из Белоруссии.
Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда оснований не имеется, они были предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний.
Кроме этого, факт проживания Орловой Е.А. во время обучения в Новосильском СПТУ (номер обезличен) в общежитии подтверждается представленными в материалы дела фотографиями, выполненными согласно показаниям свидетелей Фроловой О.Н. и ФИО5 именно в указанном общежитии.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 1 ст. 67 ГПК РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
По смыслу закона каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит, и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом России, в том числе и показания свидетелей.
Несмотря на отсутствие сведений о регистрации истца по состоянию на 1986 год в (адрес обезличен) Орловской области, суд считает, что представленными доказательствами в их совокупности, бесспорно, подтверждается, что Орлова Е.А. в данный период фактически проживала в указанном населенном пункте, отнесенном Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р, к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с отсутствием документального подтверждения факта проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом в спорный период, являются необоснованными и не могут служить основанием к отказу истцу в признании за ней права на досрочное установление пенсии.
Учитывая, что Орлова Е.А. фактически проживала на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен) Орловской области, то есть в населённом пункте, отнесенном Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р, к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом неоспариваемого права на снижение пенсионного возраста на 2 года, суд приходит к выводу о признании за истцом права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 12441 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в общей сложности на 3 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Принимая во внимание, что право на получение пенсии возникло у Орловой Е.А. с момента достижения возраста 52 лет, то есть с (дата обезличена), и данное право нашло свое подтверждение в ходе судебного заседания, а факт обращения к ответчику имел место после достижения пенсионного возраста (дата обезличена), суд полагает, что пенсия по старости истцу должна быть назначена исходя из положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона
«О страховых пенсиях» с указанной даты, то есть с момента обращения за ее назначением.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Орловой Елены Александровны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.
Признать за Орловой Еленой Александровной право на назначение пенсии в соответствии со ст. ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 3 года.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Орловой Елене Александровне с (дата обезличена).
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 ноября 2022 г.
Судья В.С. Агибалов