РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кырен 27 июня 2022 года
Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дандаровой А.А., при секретаре Арзухаевой З.М., с участием старшего помощника прокурора района Цыбиковой Ю.В., представителя ответчика МО СП «Туран» Хармакшанова В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-277/2022 по иску прокурора Тункинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «Туран» об устранении нарушения законодательства о противопожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тункинского района Республики Бурятия, обратился с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Туран», в котором просил обязать администрацию МО СП «Туран» произвести очистку населенного пункта с. Ниловка от сухой растительности, поросли в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу, а также обязать администрацию МО СП «Туран» обустроить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на р. Ехэ-Угун, являющейся источником естественного противопожарного водоснабжения в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Тункинского района на основании информации ОНДПР Тункинского района УНДПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия проведена проверка соблюдения федерального законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой установлено, что с. Ниловка, МО СП «Туран» входит в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных пожаров). Администрацией МО СП «Туран» надлежащим образом защита указанного населенного пункта от пожаров не осуществляется, не исполняются требования федерального законодательства о противопожарном обустройстве лесов. В соответствии с п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с п. 73 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года № 1479 (далее - Правил) руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. Установлено, что в нарушение указанного требования закона очистка населенного пункта с. Ниловка от сухой растительности, поросли не произведены. В соответствии с ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. Пунктом 75 Правил установлено, что органами местного самоуправления сельских поселений создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения. В нарушение вышеуказанных требований закона не обустроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на р. Ехэ-Угун, являющейся источником естественного противопожарного водоснабжения. Наличие выявленных нарушений в сфере пожарной безопасности недопустимо, поскольку существует реальная угроза жизни и здоровью жителей населенного пункта в случае возникновения вблизи населенного пункта природного пожара.
Определением суда от 23.06.2022 года производство по делу в части требований прокурора о возложении обязанности на ответчика произвести очистку населенного пункта с. Ниловка от сухой растительности, поросли в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу прекращено, в связи с отказом истца от указанных требований.
В ходе судебного разбирательства прокурор Цыденов Г.В. уточнил исковые требования, просит обязать администрацию МО СП «Туран» обустроить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на р. Ехэ-Угун, являющейся источником естественного противопожарного водоснабжения в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Цыбикова Ю.В. настаивала на удовлетворении исковых требований, с учетом уточнений.
Представитель ответчика – МО СП «Туран» Хармакшанов В.С. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал. Суду пояснил, что местный бюджет МО СП "Туран" является дотационным, финансовых средств хватает только на фонд оплаты труда и страховых взносов, в 2020 году все финансовые средства бюджета были потрачены только на выплату заработной платы работникам Администрации МО СП "Туран" на 10 месяцев. Исковые требования прокурора могут быть исполнены исключительно при оказании финансовой поддержки администрации МО "Тункинский район", своих денежных средств на устранение нарушений законодательства о противопожарной безопасности у сельского поселения не имеется.
Представитель третьего лица – администрации МО «Тункинский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. К вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (пункт 10 часть 1 статья 16 настоящего Закона).
Статьей 19 Федерального Закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Федеральный закон N 69-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
Согласно статье 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно статье 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).
На основании пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 N 1479, органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения. Аналогичные требования предусмотрены в пункте 10.10 Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225,
Согласно статье 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со статьей 1 указанного Закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Судами установлено, что в ходе внеплановой проверки проводимой с 13.04.2022г. по 19.04.2022г. отделом надзорной деятельности и профилактической работы Тункинского района УНДПР ГУ МЧС России по РБ в отношении администрации муниципального образования сельского поселения "Туран", выявлено нарушение статей 6, 63, 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности", пункта 75, 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, поскольку при наличии вблизи п. Ниловка естественного водоисточника р. Ехэ-Угун в радиусе 200 м, к нему не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждается, что подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на р. Ехэ-Угун вблизи с. Ниловка не обустроен.
Изложенное свидетельствует о невыполнении Администрацией МО СП "Туран" требований третьего абзаца статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", второго абзаца пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, пункта 10.10 Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225, и нарушении прав жителей поселения на обеспечение пожарной безопасности как состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Доказательств возможности обеспечения пожарной безопасности путем оборудования площадок (пирсов) с иными характеристиками ответчиком в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Отсутствие требуемого финансирования для обеспечения пожарной безопасности путем оборудования площадки (пирса) не освобождает органы местного самоуправления поселения от исполнения возложенных на них действующим законодательством обязанностей.
Срок исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений определен - в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, необходимых для их устранения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявлениепрокурора Тункинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «Туран» об устранении нарушения законодательства о противопожарной безопасности удовлетворить.
Обязать администрацию МО СП «Туран» обустроить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на р. Ехэ-Угун, являющейся источником естественного противопожарного водоснабжения в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть принесено апелляционное представление или подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Судья А.А. Дандарова