Дело № 2-2614/2024 (УИД 42RS0009-01-2024-003421-77)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 21 мая 2024 года
Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Шурхай Т.А., при помощнике судьи Яковлевой В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Кемерово обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий.
Требования мотивирует тем, что прокуратурой г. Кемерово проведена проверка доводов обращения К.Н.В. о нарушении требований санитарного законодательства должностными лицами администрации города Кемерово.
Проведенной проверкой установлено, что распоряжением администрации города Кемерово от 26.08.1998 № 1717 «О создании муниципального унитарного предприятия «Спецбюро» создана специализированная служба по вопросам похоронного дела в форме муниципального предприятия в целях оказания гарантированного перечня услуг по погребению, а также совершению иных действий.
Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 29.01.2016 № 453 утверждены Правила содержания мест погребения на территории города Кемерово.
В соответствии с пунктом 3.1. Правил содержание мест погребения обеспечивается администрацией г. Кемерово путем привлечения юридических (физических) лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации на контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных нужд) и осуществляется в соответствии с экологическими, санитарными требованиями и настоящими Правилами.
В пункте 3.2 установлен перечень работ по содержанию мест погребения. Как следует из пункта 3.3 Правил, площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Между управлением дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово и МП «Спецбюро» заключен муниципальный контракт ### от **.**.**** на выполнение работ для муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта МП «Спецбюро» принимает на себя обязательства выполнить работы по содержанию кладбищ города Кемерово.
В соответствии с пунктом 4.2.3 контракта МП «Спецбюро» устанавливает периодичность осмотров, позволяющую обеспечить соответствие территории кладбищ ГОСТов, СНИПов и иных нормативных технических регламентов и документов, устанавливающих соответствующие требования к перечисленным объектам.
Вместе с тем, техническое задание к указанному контракту на **.**.**** не содержит сведений о необходимости устройства ограждений площадок мусоросборников.
Прокуратурой Заводского района г. Кемерово проведена проверка санитарного состояния кладбищ ### г. Кемерово совместно со специалистом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области - Кузбассе». По результатам проведенной проверки установлено, что на момент проведения обследования на территории кладбищ ### г. Кемерово установлены контейнеры типа «Мульда» для накопления твердых коммунальных отходов. Контейнерные площадки не организованы, ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра отсутствует, что не соответствует требованиям раздела II пункта 3 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по содержанию территории городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических профилактических» мероприятий.
Поскольку общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а МП «Спецбюро» только осуществляет работы по текущему содержанию кладбищ в соответствии с техническим заданием к муниципальному контракту, ответственность за выявленные нарушения несет орган местного самоуправления в лице администрации г. Кемерово.
В связи с выявленным нарушениями прокуратурой города Кемерово главе круга **.**.**** внесено представление. По результатам рассмотрения представления администрацией города Кемерово выявленные нарушения не устранены, контейнерные площадки не огорожены. Администрацией города дан ответ, что ограждение контейнерных площадок запланировано на **.**.****.
Прокуратурой Заводского района проведена повторная проверка санитарного состояния кладбищ ### города Кемерово совместно со специалистом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области - Кузбассе». На момент обследования (**.**.****) установлено, что на территории кладбищ ### города Кемерово установлены контейнеры типа «Мульда» для накопления твердых коммунальных отходов. Имеются подъездные пути до контейнеров. Контейнерные площадки не организованы, ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра отсутствует, что не обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что не соответствует требованиям раздела 2 пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории юродских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
На центральной аллее кладбищ контейнеры установлены на твердом -асфальтовом покрытии, остальные контейнеры установлены на земле, что не соответствует требованиям раздела 2 пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Таким образом, бездействие администрации г. Кемерово, выраженное в необеспечении исполнения мероприятий по ограничению контейнерных площадок на территории кладбищ ### г. Кемерово, в нарушение статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, приводит к ненадлежащему распоряжению имуществу, сходящемуся в ведении администрации города Кемерово, влечет существенное нарушение прав граждан на безопасные условия проживания в городе Кемерово.
Прокурор г. Кемерово просит суд обязать администрацию города Кемерово привести в соответствие с требованиями п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным почвам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» контейнерные площадки на территории кладбищ ### г. Кемерово.
В судебном заседании помощник прокурора г. Кемерово Дербенев М.Д. поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г. Кемерово Мхоян Г.А., действующая по доверенности от **.**.****, не отрицала наличие выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, просила установить срок для их устранения до **.**.****.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу Ананьина Е.А., действующая по доверенности от **.**.**** ###, в судебном заседании выразила согласие с исковыми требованиями.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
Статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливает, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального, городского округа.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закона № 89- ФЗ) организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ).
В силу положений части 3 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ места площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ).
Положениями статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ и статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами в числе прочего относится:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила № 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных в законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения з соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
На основании части 2 статьи 21 Федерального закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования к содержанию территорий городских и сельских поселений в части сбора и утилизации твердых и жидких коммунальных отходов регламентированы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пункту 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров, бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно пункту 9 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов з мусоросборников на контейнерную площадку.
Судом установлено, что прокуратурой г. Кемерово проведена проверка доводов обращения К.Н.В. о нарушении требований санитарного законодательства должностными лицами администрации города Кемерово.
Проведенной проверкой установлено, что распоряжением администрации города Кемерово от 26.08.1998 № 1717 «О создании муниципального унитарного предприятия «Спецбюро» создана специализированная служба по вопросам похоронного дела в форме муниципального предприятия в целях оказания гарантированного перечня услуг по погребению, а также совершению иных действий.
Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 29.01.2016 № 453 утверждены Правила содержания мест погребения на территории города Кемерово.
В соответствии с пунктом 3.1. Правил содержание мест погребения обеспечивается администрацией г. Кемерово путем привлечения юридических (физических) лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации на контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных нужд) и осуществляется в соответствии с экологическими, санитарными требованиями и настоящими Правилами.
В пункте 3.2 установлен перечень работ по содержанию мест погребения. Как следует из пункта 3.3 Правил, площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Между управлением дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово и МП «Спецбюро» заключен муниципальный контракт ### от **.**.**** на выполнение работ для муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта МП «Спецбюро» принимает на себя обязательства выполнить работы по содержанию кладбищ города Кемерово.
В соответствии с пунктом 4.2.3 контракта МП «Спецбюро» устанавливает периодичность осмотров, позволяющую обеспечить соответствие территории кладбищ ГОСТов, СНИПов и иных нормативных технических регламентов и документов, устанавливающих соответствующие требования к перечисленным объектам.
Вместе с тем, техническое задание к указанному контракту на **.**.**** не содержит сведений о необходимости устройства ограждений площадок мусоросборников.
Прокуратурой Заводского района г. Кемерово проведена проверка санитарного состояния кладбищ ### г. Кемерово совместно со специалистом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области - Кузбассе». По результатам проведенной проверки установлено, что на момент проведения обследования на территории кладбищ ### г. Кемерово установлены контейнеры типа «Мульда» для накопления твердых коммунальных отходов. Контейнерные площадки не организованы, ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра отсутствует, что не соответствует требованиям раздела II пункта 3 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по содержанию территории городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических профилактических» мероприятий.
Поскольку общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а МП «Спецбюро» только осуществляет работы по текущему содержанию кладбищ в соответствии с техническим заданием к муниципальному контракту, ответственность за выявленные нарушения несет орган местного самоуправления в лице администрации г. Кемерово.
В связи с выявленным нарушениями прокуратурой города Кемерово главе круга **.**.**** внесено представление. По результатам рассмотрения представления администрацией города Кемерово выявленные нарушения не устранены, контейнерные площадки не огорожены. Администрацией города дан ответ, что ограждение контейнерных площадок запланировано на **.**.****.
Прокуратурой Заводского района проведена повторная проверка санитарного состояния кладбищ ### города Кемерово совместно со специалистом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области - Кузбассе». На момент обследования (**.**.****) установлено, что на территории кладбищ ### города Кемерово установлены контейнеры типа «Мульда» для накопления твердых коммунальных отходов. Имеются подъездные пути до контейнеров. Контейнерные площадки не организованы, ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра отсутствует, что не обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что не соответствует требованиям раздела 2 пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории юродских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
На центральной аллее кладбищ контейнеры установлены на твердом асфальтовом покрытии, остальные контейнеры установлены на земле, что не соответствует требованиям раздела 2 пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Приведенные обстоятельства и представленные суду доказательства подтверждают доводы прокурора г. Кемерово о бездействии администрации г. Кемерово, выраженном в необеспечении исполнения мероприятий по ограничению контейнерных площадок на территории кладбищ ### г. Кемерово, в нарушение статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Выявленное бездействие приводит к ненадлежащему распоряжению имуществу, находящемуся в ведении администрации города Кемерово и влечет существенное нарушение прав граждан на безопасные условия проживания в городе Кемерово.
Поскольку добровольно администрация г. Кемерово возложенные на нее законом обязанности не выполняет, то суд полагает правильным удовлетворить исковые требования в полном объеме.
При этом суд устанавливает ответчику срок для исполнения обязанностей до 15.10.2024, полагая его разумным с учетом того, что в материалы дела ответчиком представлен муниципальный контракт от **.**.**** на выполнение работ по обустройству контейнерных площадок на кладбищах Заводского района Кемеровского городского округа. Также учел позицию истца, не возражавшего против установления ответчику срока для выполнения обязанностей до 15.10.2024.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать администрацию города Кемерово привести в соответствие с требованиями п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным почвам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» контейнерные площадки на территории кладбищ ### г. Кемерово в срок до 15.10.2024.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Кемерово.
Судья подпись Т.А. Шурхай
Мотивированное решение изготовлено 25.05.2024.
Копия верна судья Т.А. Шурхай