Дело №12-562/2019
УИД № 21RS0025-01-2019-004277-16
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
14 октября 2019 года город Чебоксары
Судья Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Малыгин Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу ФИО3 – представителя
председателя <данные изъяты> М.Н.О., <анкетные данные изъяты>,
на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л :
постановлением № заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – председатель <данные изъяты> М.Н.О. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 12 675 руб., выразившегося в отклонении ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (далее по тексту – Заказчик) заявки участника № (<данные изъяты>) на участие в запросе котировок в электронной форме на оказание услуг в области дополнительного образования, с начальной (максимальной) ценой контракта 253 500,00 рублей, извещение №, размещенное Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок <данные изъяты>, по основаниям, не предусмотренным частью 3 статьи 82.4 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по причине признания заявки не соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме в связи с непредставлением сведений в лицензии на образовательную деятельность требуемую заказчиком по адресу: <адрес>
Не согласившись с указанным постановлением, представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, М.Н.О. - ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос о признании обстоятельств совершения административного правонарушения малозначительными и уменьшении суммы назначенного административного штрафа до 6 337, 50 рублей. Жалоба мотивирована тем, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении исполнитель по контракту – <данные изъяты> неоднократно (более ста раз) внесено в реестр недобросовестных поставщиков. Заключенный с <данные изъяты> контракт на оказание образовательных услуг для нужд <данные изъяты>, заключенный по результатам запроса котировок (изв. №), исполнителем не исполнен, обстоятельства, по которым <данные изъяты> неоднократно внесено в реестр недобросовестных поставщиков, существовали на момент рассмотрения дела об административном правонарушении. Считает, что действия <данные изъяты> не создали существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, М.Н.О. подлежит освобождению от административной ответственности на основании статьи 4.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указал, что неисполнение обязательств со стороны <данные изъяты> повлекло для <данные изъяты> неблагоприятные последствия в виде несвоевременного освоения денежных средств на обучение медицинского персонала.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, М.Н.О. после разъяснения положений статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положений статьи 51 Конституции Российской Федерации, а также её представитель ФИО3 доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме, вновь привели их суду. Просили постановление в части наказания изменить и применить положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился. Указанное обстоятельство не препятствует рассмотрению принесенной жалобы по существу.
Выслушав стороны, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе, наличие события административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.
Согласно части 1 статьи 82.1 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 82.2 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам запроса котировок в электронной форме, и исчерпывающий перечень информации и электронных документов, которые должны быть представлены участниками такого запроса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 3 статьи 82.4 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заявка участника запроса котировок в электронной форме отклоняется котировочной комиссией в случае:
1) непредоставления документов и (или) информации, предусмотренных частью 9 статьи 82.3 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, за исключением информации и электронных документов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 части 9 статьи 82.3 настоящего Федерального закона, кроме случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 9 статьи 82.3 настоящего Федерального закона, требованиям извещения о проведении такого запроса.
Согласно части 4 статьи 82.4 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отклонение заявки на участие в запросе котировок в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 3 настоящей статьи, не допускается.
Частью 9 статьи 82.3 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию:
1) согласие участника запроса котировок в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок в электронной форме и не подлежащих изменению по результатам проведения запроса котировок в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. В случае, если указанными нормативными правовыми актами предусмотрено предоставление декларации о стране происхождения товара или о стране происхождения и производителе товара, такая декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. При отсутствии в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме документов, предусмотренных настоящим подпунктом, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в запросе котировок в электронной форме в случае отсутствия в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме;
3) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника такого запроса, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого запроса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого запроса (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого запроса;
4) декларация участника запроса котировок в электронной форме, которая предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки:
а) о соответствии участника запроса котировок в электронной форме требованиям, установленным пунктами 1, 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
б) о праве участника запроса котировок в электронной форме на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона в случае, если участник запроса котировок в электронной форме заявил о получении указанных преимуществ (при необходимости);
в) о принадлежности участника запроса котировок в электронной форме к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (при необходимости).
Согласно части 10 статьи 82.4 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требовать от участника запроса котировок в электронной форме предоставления иных информации и электронных документов, за исключением предусмотренных настоящей статьей информации и электронных документов, не допускается.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит, в том числе, образовательная деятельность.
Согласно части 1 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В соответствии с частью 2 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к дополнительным образовательным программам относятся в частности, дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Ответственность по части 6 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за отклонение заявки на участие в запросе котировок, отстранение участника закупки от участия в запросе предложений (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в запросе) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не более тридцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (далее по тексту – Заказчик) отклонена заявка участника № (<данные изъяты>) на участие в запросе котировок в электронной форме на оказание услуг в области дополнительного образования, с начальной (максимальной) ценой контракта 253 500,00 рублей, извещение №, размещенное Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок <данные изъяты>, по основаниям, не предусмотренным частью 3 статьи 82.4 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по причине признания заявки не соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме в связи с непредставлением сведений в лицензии на образовательную деятельность требуемую заказчиком по адресу: <данные изъяты>.
Доказательствами по делу об административном правонарушении согласно статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств.
Факт совершения председателем <данные изъяты> М.Н.О. административного правонарушения подтверждается не только протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, который составлен с учетом требований норм административного законодательства, но и копией протокола от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме №, копией решения № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения жалобы <данные изъяты>, копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> «О создании единой комиссии по размещению заказов для нужд <данные изъяты>»; копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> «О внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ №».
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что в действиях председателя <данные изъяты> М.Н.О. содержится состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена административная ответственность частью 6 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальный порядок привлечения председателя <данные изъяты> М.Н.О. к административной ответственности не нарушен.
При вынесении постановления о привлечении председателя <данные изъяты> М.Н.О. к административной ответственности заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии дал правильную оценку всем обстоятельствам дела, принял законное и обоснованное решение о назначении ей административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенное председателю <данные изъяты> М.Н.О. наказание соответствует требованиям закона, обстоятельствам его совершения и личности нарушителя.
Доводы заявителя о возможности освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, из имеющихся материалов дела не усматривается по следующим основаниям.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к административным правонарушениям в области охраны собственности, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы государства в данной сфере.
Невыполнение требований законодательства Российской Федерации в сфере порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, направленного на повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, увеличивает угрозу совершения таких актов, тем самым ставит под угрозу сохранность имущества, а также авторитет государственных органов исполнительной власти и за данное правонарушение для должностных лиц предусмотрена строгая административная ответственность и отсутствие вредных последствий не свидетельствует о его малозначительности. Правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.
Тот факт, что заявитель М.Н.О. привлекается к административной ответственности впервые, не является безусловным основанием для применения к ней положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При отсутствии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Административное наказание определено в соответствии с положениями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции части 6 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом размера начальной (максимальной) цены контракта в размере 253 500 рублей.
Вопреки доводам заявителей, оснований для снижения административного наказания на основании части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не усматривает, поскольку данные положения закона применимы только при определении наказания для юридических лиц, а не должностных лиц, как в данном рассматриваемом случае.
Также суд не усматривает оснований для применения при назначении наказания положений части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку основанием для применения указанных положений является минимальный размер административного штрафа для должностных лиц в размере не менее пятидесяти тысяч рублей.
Обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. В связи с этим жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Срок на подачу жалобы заявителем не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя <данные изъяты> М.Н.О. о привлечении ее к ответственности в виде штрафа в размере 12 675 руб. оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня получения его копии через Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Е.А. Малыгин