Дело № 2-855/2024
УИД 91RS0003-01-2023-005014-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2024 года город Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Благодатной Е.Ю.,
при секретаре Мурадове Н.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. заместителя прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, законные представители ФИО4, к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Крым, третье лицо ФИО6 Назим оглы об установлении факта проживания, признании права на получение мер социальной поддержки, понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в Центральный районный суд <адрес> с вышеуказанным исковым заявлением, согласно которого, просит установить факт постоянного проживания на территории Республики Крым ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на территории Республики Крым и признать за ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №PK/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым», признать право за ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на получение «Удостоверения родителя многодетной семьи», за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, 10.09.2023 г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. право на получение «Удостоверения ребенка из многодетной семьи», обязать Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым выдать ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. «Удостоверение родителя многодетной семьи», ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. «Удостоверение ребенка из многодетной семьи».
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО4 по вопросу отказа в выдаче удостоверения родителей многодетной семьи, в ходе которой установлено, что ФИО4 является матерью троих несовершеннолетних детей и обратилась в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым с заявлением о выдаче ей удостоверения родителя многодетной семьи. Из ответа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО4 отказано в выдаче указанного удостоверения в связи с отсутствием подтверждения факта постоянного проживания на территории Республики Крым. Вместе с тем, Прокурор указывает, что факт проживания ФИО4 и ее несовершеннолетних детей на территории Республики Крым подтверждается представленными документами.
В судебном заседании прокурор ФИО9 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, от ФИО4 поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Представитель ответчика Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым ФИО10 просила в удовлетворении иска отказать.
Ответчик Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым в судебное заседание не явились, подали заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, просили принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Третье лицо ФИО6 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ определил возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени слушания дела.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела в совокупности, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подпункта "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено определение категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
В целях проведения адресной социальной политики, направленной на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми, принят Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №PK/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>» регулирующий отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки многодетным семьям в <адрес> в целях улучшения их социального положения и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и обучения детей из многодетных семей, а также улучшения демографической ситуации в <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Республики Крым №PK/2014 действие настоящего Закона распространяется: 1) на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в <адрес>; 2) на иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в <адрес>, а также беженцев.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым №PK/2014 многодетная семья - семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по очной форме по основным общеобразовательным программам, профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона Республики Крым №PK/2014 порядок выдачи удостоверений определяется Советом министров Республики Крым.
Согласно п. 2 Порядка выдачи удостоверений многодетной семьи, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок), удостоверение многодетной семьи (далее - удостоверение) является документом, подтверждающим статус и права многодетной семьи на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №PK/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>».
Согласно п. 3 Порядка удостоверения выдаются семьям, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Согласно п. 4 Порядка удостоверения выдаются Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым на основании личного заявления отца или матери из многодетной семьи о выдаче удостоверения.
В соответствии со ст.3 Закона №-ЗРК/2014 документом, подтверждающим статус и права многодетной семьи на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, является удостоверение многодетной семьи установленного образца.
Вопросы выдачи, продления и замены удостоверения регулируется Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача, продление действия и замена удостоверения «Родителей многодетной семьи» и «Ребенка из многодетной семьи» (далее - Регламент).
В соответствии с п. 2, 3 Регламента заявителем на предоставление государственной услуги является семья, в которой воспитывается трое и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по очной форме по основным общеобразовательным программам, профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет. В качестве заявителя выступает один из родителей (уполномоченный представитель) многодетной семьи, являющийся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином, лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым, либо беженцем.
В соответствии с п. 46 Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача, продление действия и замена «Удостоверения родителя многодетной семьи» и «Удостоверения ребенка из многодетной семьи», утвержденным Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является непредставление документов, подтверждающих основания для предоставления государственной услуги, указанных в пунктах 28, 30 раздела II Регламента, а также отсутствие у заявителя документов о наличии фактов постоянного проживания семьи на территории Республики Крым.
Судом установлено, что в Прокуратуру <адрес> Республики Крым обратилась ФИО4 по вопросу защиты ее прав в связи с отказом в выдаче удостоверения родителя многодетной семьи.
Так согласно ответа Министерства образования, науки и молодежи от 02.10.2023г. ФИО4 отказано в предоставлении государственной услуги в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт постоянного проживания на территории Республики Крым (л.д.11-12).
В соответствии с ответом ФГБУ ЯММЦ ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ представлены сведения о прикреплении., ФИО1, ФИО2, ФИО3 проживающих по адресу: <адрес> медицинским организациям (л.д.7-8).
Суду представлена справка Департамента образования и молодёжной политики Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о месте, периоде и форме обучения ФИО1, ФИО2, ФИО3 проживающих по адресу: <адрес> (л.д.9). Также суду представлена справка МБОДО РК «Детский сад № «Солнышко» (л.д.15, 18).
Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания ФИО4, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д.13, 22).
В соответствии со справкой от 25.09.2023г. ФИО4 работает в филиале ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства» в Крыму в должности санитар с 19.12.222г. по настоящее время (л.д.16).
Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии со ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Поскольку перечень юридических фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке, приведен в указанной правовой норме и не является исчерпывающим, суды вправе рассматривать дела об установлении и иных фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия. К таким юридическим фактам относится факт постоянного проживания на территории Российской Федерации, являющийся основанием для получения российского гражданства.
В силу ч. 1 ст. 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации своих прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть первая статьи 3); такой учет имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абзац второй статьи 2). Согласно части второй его статьи 3 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; при этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П); при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. (Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П).
Исходя из вышеуказанных норм права, учитывая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу, о том, что истцом представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о постоянном проживании ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на территории Республики Крым.
Поскольку судом установлен факт проживания ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на территории Республики Крым, суд также приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания за ними права на получение «Удостоверения родителя многодетной семьи» и «Удостоверения ребенка из многодетной семьи», что будет соответствовать положениям действующего законодательства об установленных для многодетной семьи льготах.
При этом суд находит не подлежащими удовлетворению требования, заявленные к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, поскольку указанное лицо полномочиями на признание права на получение удостоверений родителя и ребенка из многодетной семьи не обладает, обращения в адрес данного ответчика со стороны истца не имелось.
На основании вышеизложенного исковое заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. заместителя прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, законные представители ФИО4, к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Крым, третье лицо ФИО6 Назим оглы об установлении факта проживания, признании права на получение мер социальной поддержки, понуждении совершить определенные действия – удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на территории Республики Крым.
Признать за ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., несовершеннолетними ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым».
Признать за ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. право на получение удостоверения «родителя многодетной семьи».
Признать за несовершеннолетними ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, 10.09.2023г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. право на получение удостоверения «ребенка из многодетной семьи».
Обязать Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым выдать ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - «Удостоверение родителя многодетной семьи», несовершеннолетним ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, 10.09.2023г.р. - «Удостоверение ребенка из многодетной семьи».
В удовлетворении требований, заявленных к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Благодатная Е.Ю.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ