УИД 26RS0№-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 марта 2024 года с. Летняя Ставка
Туркменский районный суд
Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Филипенко А.В.,
при секретаре судебного заседания Исмаиловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю – Писаренко Л.И. к Толекову Б.-М.Д. «О признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, и исключении из информационного ресурса информации о признании инвалидом»,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> – Писаренко Л.И. обратилась в Туркменский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Толекову Б.-М.Д. «О признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, и исключении из информационного ресурса информации о признании инвалидом». В обоснование исковых требований, указано следующее.
ДД.ММ.ГГГГ в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Туркменскому <адрес>, в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по категории «инвалид 2 группы» обратился Толеков Бек-Мурат Джелилович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец а. Куликовы Копани Туркменского <адрес>, проживавший по адресу: а. Куликовы Копани, <адрес> Туркменского <адрес>, предоставив при этом справку серии МСЭ-2009 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную филиалом № Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Согласно указанной справки ему, ДД.ММ.ГГГГ, была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ из бюро МСЭ в Отделение СФР также поступила выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2009 № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Толекову Бек-Мурату Джелиловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавшему по адресу: а. Куликовы Копани, <адрес> Туркменского <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, бессрочно. На основании указанных документов решением начальника УПФР по Туркменскому <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Толекову Б.-М.Д. с ДД.ММ.ГГГГ была пожизненно назначена ежемесячная денежная выплата по категории «инвалид 2 группы».
ДД.ММ.ГГГГ Толеков Б.-М.Д. также обратился в Отделение СФР с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по инвалидности. На основании вышеуказанных документов и документов о стаже и заработке Отделением СФР Толекову Б.-М.Д. с ДД.ММ.ГГГГ была назначена трудовая пенсия по инвалидности по категории «инвалид 2 группы».
Согласно информации, поступившей в Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>) из федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №), стало известно, что ГБ МСЭ не подтвердило сведения о признании Толекова Б.-М.Д. инвалидом и, что в архиве бюро МСЭ нет дела освидетельствования Толекова Б.-М.Д., а сведения, указанные в справке и выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2009 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных бюро МСЭ, на основании которых Толекову Б.-М.Д. были назначены пенсия по инвалидности и ЕДВ, не соответствуют информации, имеющейся в протоколе заседаний бюро МСЭ. Так, в протоколе заседаний бюро МСЭ - филиала № ФГУ «ГБ МСЭ» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № имеется следующая запись: Фамилия, имя, отчество, адрес – Толеков Бек-Мурат Джелилович, <адрес>; год рождения - 1962; Акт освидетельствования №; группа инвалидности до освидетельствования - 0; группа инвалидности после освидетельствования - 2; причина инвалидности - общее заб-е; срок инвалидности – 03.11, а согласно имеющейся в Отделении СФР выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, от ДД.ММ.ГГГГ серия МСЭ-2009 № Толекову Бек-Мурату Джелиловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавшему по адресу: а. Куликовы Копани, <адрес> была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
Полученные сведения свидетельствуют о том, что Толеков Б.-М.Д. не проходил медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ и как следствие знал об этом при предъявлении недействительной справки в Отделение СФР с целью получения пенсии по инвалидности и ЕДВ. Законом обязанность по предоставлению надлежащих документов, необходимых для установления причины инвалидности, возложена на заявителя.
Данное обстоятельство послужило основанием для прекращения выплаты Отделением СФР пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат ответчику в соответствии с п.п. 3 ч. 1 ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», принимая во внимание открывшиеся обстоятельства, в целях предотвращения необоснованного расходования средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Отделением СФР выплата пенсии по инвалидности и ЕДВ Толекову Б.-М.Д. была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.
Считают, что Толековым Б.-М.Д. незаконно получены пенсия по инвалидности в сумме 556 821 рубль 01 копейка, ежемесячная денежная выплата в сумме 165 046 рублей 73 копейки и единовременная выплата в сумме 5 000 рублей 00 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ Толеков Б.-М.Д. полностью возместил Отделению СФР незаконно полученные выплаты на общую сумму 726 867 рублей 74 копейки.
С учетом вышеизложенного, считают, что сведения о Толекове Б.-М.Д. подлежат исключению из информационного ресурса для загрузки архивной информации по инвалидам, а обязанность по исключению сведений о Толекове Б.-М.Д. должна быть возложена на ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>».
Истец просил признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности серии МСЭ-2009 № от ДД.ММ.ГГГГ и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2009 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные филиалом № Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>», согласно которым Толекову Бек-Мурату Джелиловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу а. Куликовы Копани Туркменского <адрес>, проживавшему по адресу: а. Куликовы Копани, <адрес> Туркменского <адрес>, установлена впервые вторая группа инвалидности бессрочно.
Взыскать с Толекова Бек-Мурата Джелиловича государственную пошлину в сумме 6000 рублей 00 копеек в доход бюджета.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации исключить из информационного ресурса для загрузки архивной информации по инвалидам сведения о признании Толекова Бек-Мурата Джелиловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца а. Куликовы Копани Туркменского <адрес>, проживавшего по адресу: а. Куликовы Копани, <адрес> Туркменского <адрес>, инвалидом второй группы бессрочно.
В судебное заседание представитель истца – Отделения пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> не явился, предоставил ходатайство, согласно которому просил рассмотреть гражданское дело без участия своего представителя, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
В судебное заседание ответчик Толеков Б.-М.Д. не явился, предоставил заявление, согласно которому просил рассмотреть дело без своего участия, заявленные исковые требования поддержал, не возражал против их удовлетворения.
В судебное заседание представитель ответчика - ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, предоставил отзыв на исковое заявление, просил вынести решение по гражданскому делу на усмотрение суда.
Согласно предоставленному отзыву ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в архиве Учреждения отсутствует «Дело освидетельствования в бюро МСЭ» Толекова Б.-М.Д. за 2010 г., также отсутствуют данные о регистрации заявления и направления на МСЭ формы 088/У-06 в «Журнале регистрации направлений на МСЭ» форма 088/У-06 и в «Алфавитной книге» бюро № – филиала Учреждения.
Однако, в Учреждении сохранилась книга протоколов и заседаний бюро МСЭ – филиала № Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно записи, которой, Толеков Бек-Мурат Джелилович, <адрес>, 1962, года рождения, перв., был освидетельствован ДД.ММ.ГГГГ, направление выдано Грачевской РБ, протокол №, акт освидетельствования №; разнорабочий, группа инвалидности до освидетельствования – 0; группа инвалидности после освидетельствования – 2; причина инвалидности – общее заболевание; срок инвалидности – 03.11. Согласно «Книге учета выданных бланков справок МСЭ» Толекову Б.-М.Д. была выдана ДД.ММ.ГГГГ справка МСЭ-2009 №.
ДД.ММ.ГГГГ Груднева С. Х. – работала в должности руководителя бюро № – филиала Учреждения, врача по МСЭ, терапевта. Согласно поданному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, с той же даты, была уволена по п. 3 части первой статьи 77 ТК РФ (инициатива работника (собственное желание)).
Удалить из реестра архивной информации сведения о признании инвалидом Толекова Б.-М.Д. Учреждение сможет только после признания судом справки МСЭ-2009 № от ДД.ММ.ГГГГ недействительной.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия неявившихся сторон.
Исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Туркменскому <адрес>, в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по категории «инвалид 2 группы» обратился Толеков Бек-Мурат Джелилович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец а. Куликовы Копани Туркменского <адрес>, проживавший по адресу: а. Куликовы Копани, <адрес> Туркменского <адрес>, предоставив при этом справку серии МСЭ-2009 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную филиалом № Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Согласно указанной справки ему, ДД.ММ.ГГГГ, была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ из бюро МСЭ в Отделение СФР также поступила выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2009 № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Толекову Бек-Мурату Джелиловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавшему по адресу: а. Куликовы Копани, <адрес> Туркменского <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, бессрочно. На основании указанных документов решением начальника УПФР по Туркменскому <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Толекову Б.-М.Д. с ДД.ММ.ГГГГ была пожизненно назначена ежемесячная денежная выплата по категории «инвалид 2 группы».
ДД.ММ.ГГГГ Толеков Б.-М.Д. также обратился в Отделение СФР с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по инвалидности. На основании вышеуказанных документов и документов о стаже и заработке Отделением СФР Толекову Б.-М.Д. с ДД.ММ.ГГГГ была назначена трудовая пенсия по инвалидности по категории «инвалид 2 группы».
Согласно информации, поступившей в Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>) из федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №), стало известно, что ГБ МСЭ не подтвердило сведения о признании Толекова Б.-М.Д. инвалидом и, что в архиве бюро МСЭ нет дела освидетельствования Толекова Б.-М.Д., а сведения, указанные в справке и выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2009 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных бюро МСЭ, на основании которых Толекову Б.-М.Д. были назначены пенсия по инвалидности и ЕДВ, не соответствуют информации, имеющейся в протоколе заседаний бюро МСЭ. Так, в протоколе заседаний бюро МСЭ - филиала № ФГУ «ГБ МСЭ» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № имеется следующая запись: Фамилия, имя, отчество, адрес – Толеков Бек-Мурат Джелилович, <адрес>; год рождения - 1962; Акт освидетельствования №; группа инвалидности до освидетельствования - 0; группа инвалидности после освидетельствования - 2; причина инвалидности - общее заб-е; срок инвалидности – 03.11, а согласно имеющейся в Отделении СФР выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, от ДД.ММ.ГГГГ серия МСЭ-2009 № Толекову Бек-Мурату Джелиловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавшему по адресу: а. Куликовы Копани, <адрес> была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
Полученные сведения свидетельствуют о том, что Толеков Б.-М.Д. не проходил медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ и как следствие знал об этом при предъявлении недействительной справки в Отделение СФР с целью получения пенсии по инвалидности и ЕДВ. Законом обязанность по предоставлению надлежащих документов, необходимых для установления причины инвалидности, возложена на заявителя.
Данное обстоятельство послужило основанием для прекращения выплаты Отделением СФР пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат ответчику в соответствии с п.п. 3 ч. 1 ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», принимая во внимание открывшиеся обстоятельства, в целях предотвращения необоснованного расходования средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Отделением СФР выплата пенсии по инвалидности и ЕДВ Толекову Б.-М.Д. была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.
Считают, что Толековым Б.-М.Д. незаконно получены пенсия по инвалидности в сумме 556 821 рубль 01 копейка, ежемесячная денежная выплата в сумме 165 046 рублей 73 копейки и единовременная выплата в сумме 5 000 рублей 00 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ Толеков Б.-М.Д. полностью возместил Отделению СФР незаконно полученные выплаты на общую сумму 726 867 рублей 74 копейки.
Истец считает, что сведения о Толекове Б.-М.Д. подлежат исключению из информационного ресурса для загрузки архивной информации по инвалидам, а обязанность по исключению сведений о Толекове Б.-М.Д. должна быть возложена на ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>».
В соответствии со статьей 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально - бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с п.5 Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Согласно п.6 данных Правил наличие одного из указанных в п.5 Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п.9 Правил).
В соответствии с п. 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: - не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению;- не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к Правилам).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу, в соответствии с п. 17 названных Правил, содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
В разделе III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Как следует из пп. 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности. В направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Таким образом для проведения медико-социальной экспертизы необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме №/у-06, утвержденное приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № (направление на медико-социальную экспертизу), либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения) (справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу).
Исходя из вышеуказанного следует, что для установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
способности к самообслуживанию второй степени (способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств);
способности к передвижению второй степени (способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств);
способности к ориентации второй степени (способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств);
способности к общению второй степени (способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств);
способности контролировать свое поведение второй степени (постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц);
способности к обучению третьей, второй степеней (неспособность к обучению или способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий);
способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней (неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности, способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц).
В этой связи, признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.
Из вышеприведенных законоположений следует, что федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки состояния организма человека, с учетом объективных критериев и в соответствии с условиями признания гражданина инвалидом, предусмотренными названными Правилами, обеспечивается реализация права конкретного лица на установление инвалидности, которая согласно действующему законодательству является основанием для предоставления мер социальной защиты.
Результатом проведения медико-социальной экспертизы является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида).
Порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и основания возникновения права на пенсионное обеспечение установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ порядок назначения трудовых пенсий и основания возникновения права на пенсионное обеспечение регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации».
Согласно ст. 9 приведенного закона право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I. II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
В силу положений ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды и дети-инвалиды.
В соответствии с ФЗ № 385-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» гражданам, получающим пенсию по инвалидности в январе 2017 года была выплачена единовременная выплата в размере 5000 рублей.
Прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию) (п.2 ст. 25 ФЗ N 400-ФЗ).
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч. 1 ст. 28 ФЗ № 400-ФЗ).
Пунктом 2 ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрена обязанность лица, виновного в причинении Пенсионному фонду Российской Федерации ущерба, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой основании приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лицах (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 1102 ГК РФ, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли, неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Как следует из положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В соответствии с ч. 7 статьи 5.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 № 674 утверждены Правила формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений.
Согласно п. 2 указанных Правил формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений реестр является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых денежных выплатах инвалиду и об иных мерах социальной защиты.
Согласно п. 5 Правил формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений, сведения, подлежащие включению в реестр в соответствии с частью четвертой статьи 5.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», представляются Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющими государственные услуги инвалидам, а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг инвалидам.
В соответствии с п. 8 Правил формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений, запись об инвалиде вносится оператором в реестр на основании сведений о признании лица инвалидом, представляемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В соответствии с Концепцией создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. № 1506-р, поставщиками информации для формирования и ведения Федерального реестра инвалидов являются:
Фонд социального страхования Российской Федерации;
Пенсионный фонд Российской Федерации;
- федеральные органы исполнительной власти органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги инвалидам;
федеральные учреждения медико-социальной экспертизы;
иные организации, участвующие в предоставлении таких услуг.
Согласно этапности формирования Федерального реестра инвалидов, предусмотренной Концепцией создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», с ДД.ММ.ГГГГ поставщиками информации в Федеральный реестр инвалидов являются:
- ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»;
Федеральная служба по труду и занятости;
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Министерство образования и науки Российской Федерации;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия Российской Федерации в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, а также путевками на санаторно-курортное лечение в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Федеральный реестр инвалидов содержит в себе всю информацию об инвалидах, что позволяет избежать многократного и разнонаправленного документооборота между органами власти и необходимости предоставления инвалидом документов для получения услуг и повышения эффективности госуправления в области социального обеспечения и качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг инвалидам.
Сервис информирования инвалида, который будет доступен зарегистрированным в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре (на сайте Единого портала государственных и муниципальных услуг) пользователям, будет включать в себя информацию из ФРИ, предоставленную ведомствами-поставщиками данных - в первую очередь от МСЭ, СФР.
Через сервис информирования граждане, признанные инвалидами, смогут отслеживать исполнение различными ведомствами своей программы реабилитации или абилитации, видеть актуальные размеры назначенных социальных выплат и пенсии, дату следующего переосвидетельствования в МСЭ и срок, на который установлена инвалидность.
Таким образом, органам Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» являющимся одним из поставщиков информации в Федеральный реестр инвалидов, необходимо удалить информацию о признании ответчика инвалидом.
Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации и направляются на выплату государственных пенсий.
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы наделены публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию: выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату государственных пенсий, эти полномочия относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов, то есть имеют публично-властный характер.
В соответствии с п. 4 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 года № 310н, медико-социальная экспертиза проводится. специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы». Сведения о гражданах, в отношении которых проводится медико-социальная экспертиза, формируются, в том числе в электронном виде и подлежат включению в федеральный реестр инвалидов в режиме реального времени одновременно с внесением информации в ЕАВИИАС специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). Специалисты бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) несут персональную ответственность за соблюдение порядка и условий признания лица инвалидом, соблюдение принципов профессиональной этики и деонтологии, формирование сведений, подлежащих включению в ЕАВИИАС, и за последующее их включение в Федеральный реестр инвалидов.
Таким образом, сведения о Толекове Б.-М.Д. подлежат исключению из информационного ресурса для загрузки архивной информации по инвалидам, а обязанность по исключению сведений о Толекове Б.-М.Д. должна быть возложена на ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>».
В соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №п «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Ставропольском крае» были реорганизованы государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому району Ставропольского края, государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Апанасенковскому району Ставропольского края и государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Туркменскому району Ставропольского края, в форме присоединения второго, третьего и четвертого учреждений к первому. Также согласно указанного постановления государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому району Ставропольского края переименовано в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное).
В соответствии с Постановлением Правления ПФР от 29.04.2021 № 139 «О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Ставропольском крае», проведена реорганизация в форме присоединения, в результате которой правопреемником Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонного) с 1 октября 2021 года являлось Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю.
Во исполнение Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» и постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.12.2022 № 351п «О переименовании Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю», с 01.01.2023 территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации считаются территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации реорганизованы в форме присоединения к территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации.
Правопреемником всех прав и обязанностей Государственного учреждения -Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органа, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
При подаче настоящего иска Отделение СФР действует в защиту государственных интересов, в связи с чем, освобождается от уплаты государственной пошлины.
Как видно из материалов дела, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю были получены сведения о том, что Толеков Б.-М.Д. не проходил медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ, соответственно предоставленные им справка и выписка для оформления пенсии по инвалидности и ЕДВ являются недействительными. Данное обстоятельство послужило основанием для прекращения выплаты Толекову Б.-М.Д. пенсии по инвалидности и ЕДВ. Толеков Б.-М.Д. полностью возместил Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю незаконно полученные выплаты на общую сумму 726 867 рублей 74 копейки.
Вместе с тем, в Федеральном реестре инвалидов присутствует информация о признании Толекова Б.-М.Д. инвалидом.
С учётом положений ст. 333.19 НК РФ, а также ст. 103 ГПК РФ, в соответствии с которой государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, суд полагает необходимым взыскать с Толекова Б.-М.Д. в доход бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
исковое заявление представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю – Писаренко Л.И. к Толекову Б.-М.Д. «О признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, и исключении из информационного ресурса информации о признании инвалидом» - удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности серии МСЭ-2009 № от ДД.ММ.ГГГГ и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2009 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные филиалом № Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>», согласно которым Толекову Бек-Мурату Джелиловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу а. Куликовы Копани Туркменского <адрес>, проживавшему по адресу: а<адрес>, установлена впервые вторая группа инвалидности бессрочно.
Взыскать с Толекова Бек-Мурата Джелиловича государственную пошлину в сумме 6000 рублей 00 копеек в доход бюджета.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации исключить из информационного ресурса для загрузки архивной информации по инвалидам сведения о признании Толекова Бек-Мурата Джелиловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживавшего по адресу: <адрес>, инвалидом второй группы бессрочно.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Туркменский районный суд Ставропольского края в течение месяца.
Судья подпись А.В. Филипенко
Подлинник решения находится
в гражданском деле № 2-95/2024
Туркменского районного суд
Ставропольского края