Дело №
17RS0№-04
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 05 июля 2024 года
Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Борбай-оол А.К., при секретаре ФИО1, с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес> Республики Тыва ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Тыва Маспык-оола А.Н. в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумон Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности утвердить перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц,
установил:
прокурор <адрес> Республики Тыва Маспык-оол А.Н. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд исковым заявлением к администрации сельского поселения сумон Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности утвердить перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, указывая на то, что в результате проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, в ходе которой выявлены нарушения. В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) органы местного самоуправления утверждают перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) с ежегодным - до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней муниципальным имуществом. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. По результатам проведенной проверки установлено отсутствие утвержденного администрацией сельского поселения <адрес> формирования, ведения перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также порядок и условия предоставления такого имущества в аренду (в том числе по льготным ставкам арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально-значимыми видами деятельности) субъектам малого и среднего предпринимательства, не утверждены перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, не опубликованы в СМИ, не размещены в сети «Интернет» на официальном сайте администрации, на официальном сайте информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях устранения нарушений закона ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района председателю администрации сельского поселения <адрес> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Проведенной контрольной проверкой и проведенным мониторингом официального сайта администрации в сети «Интернет» установлено, что нарушения закона до настоящего времени не устранены, перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) администрацией сельского поселения <адрес> не утвержден. Просит обязать администрацию сельского поселения <адрес>-Хемчикского кожууна Республики Тыва в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда утвердить в соответствии с ч. 4 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), и утвержденный перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), разместить в сети «Интернет» на официальном сайте администрации.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечена администрация муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва».
Представитель истца – помощник прокурора ФИО2 в судебном заседании полностью поддержала исковые требования по указанным в нем основаниям и просила их удовлетворить.
Представители ответчика - администрации сельского поселения сумон Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва и представители третьего лица - администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки суду не сообщили, каких-либо ходатайств не заявляли.
От представителя ответчика - администрации сельского поселения сумон Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия, где указано, что исковые требования полностью признают.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Частью 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации закреплен принцип признания и равной защиты муниципальной и иных форм собственности.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляет, в том числе находящееся в муниципальной собственности имущество. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Согласно ст. 51 данного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 - 10, 13 - 15, 18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в ч. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся сельскохозяйственными кооперативами или занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в эти перечни государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Порядок и условия предоставления в аренду земельных участков, включенных в указанные ч. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечни, устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством (ч. 4.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).
Запрещается продажа государственного и муниципального имущества, включенного в указанные в ч. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечни, за исключением возмездного отчуждения такого имущества в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. В отношении указанного имущества запрещаются также переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности, передача третьим лицам прав и обязанностей по договорам аренды такого имущества (перенаем), передача в субаренду, за исключением предоставления такого имущества в субаренду субъектам малого и среднего предпринимательства организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и в случае, если в субаренду предоставляется имущество, предусмотренное пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ч. 4.2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).
Из материалов дела следует, что по результатам проверки проведенной прокуратурой района в части соблюдения законодательства установлено отсутствие утвержденного администрацией сельского поселения <адрес> формирования, ведения перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также порядок и условия предоставления такого имущества в аренду (в том числе по льготным ставкам арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально-значимыми видами деятельности) субъектам малого и среднего предпринимательства, не утверждены перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, не опубликованы в СМИ, не размещены в сети Интернет на официальном сайте администрации, на официальном сайте информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях устранения нарушений закона ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района председателю администрации сельского поселения <адрес> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Проведенной контрольной проверкой от ДД.ММ.ГГГГ и проведенным мониторингом официального сайта администрации dzun.rtyva.ru в сети Интернет установлено, что нарушения закона до настоящего времени не устранены.
Из справки старшего помощника прокурора района ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проведенной контрольной проверкой и проведенным мониторингом официального сайта администрации в сети Интернет установлено, что нарушения закона не устранены, перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) в нарушение требований ч. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» администрацией сельского поселения <адрес> не утвержден, нарушения законодательства по настоящее время не устранены.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц администрация сельского поселения <адрес>-Хемчикского кожууна Республики Тыва включена в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.п. 3 и 10 ст. 5 Устава сельского поселения сумон Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва к вопросам местного значения сумона относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Факт неустранения требований законодательства в части утверждения перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, и размещения данного перечня на официальном сайте в сети «Интернет» ответчиком не оспаривается.
Отсутствие указанного Перечня препятствует реализации прав хозяйствующих субъектов - субъектов малого и среднего предпринимательства на осуществление их деятельности, также отсутствие указанной информации на официальном сайте администрации сумона в сети «Интернет» не соответствует принципам доступности и открытости информации, нарушает права и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства на получение полной, достоверной, актуальной информации, чем ущемляются права граждан на беспрепятственное получение информации о деятельности органа местного самоуправления.
Учитывая, что до настоящего времени ответчиком нарушения требований федерального законодательства в части утверждения перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, и размещения данного перечня на официальном сайте в сети «Интернет» не устранены, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если действия, присужденные решением суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких обстоятельствах, с учетом объема работ, предстоящих выполнить ответчику, суд считает достаточным возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.4 ст.103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Прокурор и администрация сельского поселения сумон Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва как орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции в соответствии с законодательством о гражданском судопроизводстве, в связи с чем судебные расходы за рассмотрение настоящего гражданского дела следует отнести за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора <адрес> Республики Тыва Маспык-оола А.Н. в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумон Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва - удовлетворить.
Возложить на администрацию сельского поселения сумон Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- утвердить перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства),
- разместить в сети «Интернет» на официальном сайте администрации утвержденный перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
Судебные расходы, связанные с рассмотрением настоящего гражданского дела, отнести за счет средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий подпись Борбай-оол А.К.
Копия верна _______________________ /судья Борбай-оол А.К./