Дело № 2-931/2023
УИД 59RS0008-01-2023-001306-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2023 года Пермский край, г.Верещагино
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Мохнаткиной И.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием истца - прокурора ФИО2,
представителя ответчика - администрации Верещагинского городского округа Пермского края ФИО3, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (до перерыва), ФИО4, действующей по доверенности от <адрес> № (после перерыва),
представителя третьего лица - МУП «Верещагинские водоканализационные сети» ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верещагинского городского округа Пермского края о возложении обязанности обратиться в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края с заявлением об установлении тарифа на подвоз воды для населения, проживающего на территории западной части <адрес> края,
установил:
Прокурор Верещагинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Верещагинского городского округа Пермского края о возложении обязанности обратиться в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края с заявлением об установлении тарифа на подвоз воды для населения, проживающего на территории западной части г.Верещагино Пермского края.
Требования мотивированы следующими обстоятельствами: Прокуратурой Верещагинского района в ходе проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, установлено, что администрацией Верещагинского городского округа полномочия по водоснабжению населения западной части <адрес> исполняются не в полном объеме. Проверкой установлено, что водоснабжение жителей западной части г.Верещагино Пермского края осуществляется как централизованным способом - с использованием инженерных систем, так и нецентрализованным способом - с использованием водоразборных колонок. Гарантирующим поставщиком холодного водоснабжения на всей территории г. Верещагино является МУП «Верещагинские водоканализационные сети». Поскольку имеющиеся инженерные сети холодного водоснабжения покрывают лишь часть западной части г.Верещагино, а установленные водоразборные колонки не охватывают оставшуюся часть с учетом требований п. 11.19 СП 31.13330.2021. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84*, утвержденных приказом Минстроя России от 27.12.2021 № 1016/пр., то администрацией Верещагинского городского округа совместно с МУП «Верещагинские водоканализационные сети» организован подвоз воды населению. Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-в утвержден тариф на питьевую воду, предоставляемую с использованием инженерных систем центрального водоснабжения западной части г. Верещагино. Тариф на питьевую воду, предоставляемую населению путем подвоза, отсутствует. В целях недопущения нарушений прав граждан на качественное и бесперебойное водоснабжение администрация Верещагинского городского округа обязана обратиться в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края с заявлением об установлении тарифа на подвоз воды для населения, проживающего на территории западной части г. Верещагино Пермского края. Просит суд возложить на администрацию Верещагинского городского округа Пермского края (ОГРН 1195958041840, ИНН/КПП 5933012211/ 593301001) обязанность обратиться в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края с заявлением об установлении тарифа на подвоз воды для населения, проживающего на территории западной части г. Верещагино Пермского края, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца прокурор ФИО2 в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях.
Представители ответчика администрации Верещагинского городского округа Пермского края ФИО3, ФИО4, в судебном заседании возражали по заявленным исковым требованиям в соответствии с отзывом на иск.
Представитель третьего лица МУП «Верещагинские водоканализационные сети» ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях на иск.
Суд, заслушав представителя истца, представителей ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Общие принципы организации местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 этого же федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 статьи 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 9 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 метров (п. 11.19 СП 31.13330.2021. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84*, утвержденных приказом Минстроя России от 27.12.2021 № 1016/пр).
Согласно положениям статьи 31 Закона о водоснабжении регулированию подлежит тариф на подвоз воды (часть 2).
Регулирование тарифов на подвоз воды осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления в орган регулирования тарифов, а также в случаях, предусмотренных правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354).
В соответствии с п. п. 25, 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждение тарифа уполномоченным органом, в том числе предполагает проверку обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета.
Из буквального толкования вышеуказанных норм следует, что оказание услуг по подвозу воды является регулируемым видом деятельности, осуществление которой предполагает установление соответствующего тарифа.
Судом установлено, что прокуратурой Верещагинского района Пермского края проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства по водоснабжению населения западной части г. Верещагино, в ходе которой установлены нарушения.
Так в западной части г.Верещагино не в полном объеме организована централизованная система водоснабжения. Например, на <адрес> централизованные системы водоснабжения отсутствуют. Жители 121 жилого дома западной части города Верещагино к централизованной системе водоснабжения не подключены.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Верещагинского городского округа поступило коллективное обращение жителей <адрес> края об организации подвоза питьевой воды на <адрес>.
Постановлением администрации Верещагинского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № МУП «Верещагинские водоканализационные сети» определено гарантирующим поставщиком водоснабжения в западной части г.Верещагино.
С ДД.ММ.ГГГГ МУП «Верещагинские водоканализационные сети» был организован подвоз воды жителям, проживающим в западной части г.Верещагино.
Однако до настоящего времени тариф на подвоз воды не определен.
В целях недопущения нарушений прав граждан на качественное и бесперебойное водоснабжение администрация Верещагинского городского округа прокурор обратился с настоящим иском в суд.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом о водоснабжении и водоотведении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406.
Одним из методов регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения является метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее - Правила), предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют централизованное холоднее водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с указанными Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Полномочия по установлению платы в сфере водоснабжения и водоотведения возложены на орган тарифного регулирования субъекта Российской Федерации.
На территории Пермского края указанные обязанности относятся к полномочиям Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края.
В соответствии с вышеизложенными нормами права, исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы представителей ответчика, представителя третьего лица, сводящиеся к нецелесообразности возложения на администрацию городского округа указанной обязанности в связи с отсутствием заявлений потенциальных абонентов на заключение договоров на подвоз воды; заключение контракта на выполнение работ по капитальному ремонту сетей водоснабжения в западной части г.Верещагино, по исполнении которого основная часть территории будет обеспечена централизованным водоснабжением, не могут быть приняты во внимание.
На дату рассмотрения настоящего гражданского дела, муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по объекту: Капитальный ремонт сетей водоснабжения в западной части г.Верещагино» не исполнен, сроки выполнения работы запланированы до ДД.ММ.ГГГГ. Выполнение работ в будущем не освобождает уполномоченный орган, от исполнения возложенных законом обязанностей.
Кроме того установлено, что в случае исполнения указанного контракта в полном объеме, с учетом п.7 Технического задания, останется территория западной части города Верещагино, не охваченная централизованным водоснабжением, в связи с чем достижение цели обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения населения в полном объеме не будет достигнуто.
С учетом требований ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда, обязывающее ответчика, совершить определенные действия устанавливается срок исполнения обязательства.
Истец просит установить срок исполнения решения суда - в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Представители ответчика, третьего лица возражений в указанной части суду не предоставили, суд признает предложенный срок разумным и устанавливает указанный срок исполнения решения суда.
На основании изложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Прокурора Верещагинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Верещагинского городского округа Пермского края (ОГРН 1195958041840, ИНН/КПП 5933012211/ 593301001) обратиться в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края с заявлением об установлении тарифа на подвоз воды для населения, проживающего на территории западной части г. Верещагино Пермского края, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья И.В.Мохнаткина
Мотивированное решение изготовлено 12.12.2023.
Судья И.В.Мохнаткина