Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-32/2024 от 24.04.2024

УИД № 27RS0021-01-2024-000948-57

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

п. Переяславка                     10.06.2024

Судья суда района имени Лазо Хабаровского края Скрябина В.А.,

рассмотрев жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Хрыкиной Веры Михайловны – Туманковой Оксаны Валерьевны на постановление административной комиссии муниципального района имени Лазо Хабаровского края № 15/35 от 11.04.2024 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, в отношении Хрыкиной Веры Михайловны,

УСТАНОВИЛ:

постановлением административной комиссии муниципального района имени Лазо Хабаровского края № от 11.04.2024, Хрыкина привлечена к административной ответственности за нарушение ч.1 ст.37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Не согласившись с названным постановлением, защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Туманкова О.В. обратилась в суд с жалобой, согласно которой просит отменить данное постановления, прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в своей жалобе ссылается на следующие доводы и обстоятельства. Из оспариваемого постановления следует, что Хрыкина В.М. 22.03.2024 в 12 час. 10 мин. в <адрес> допустила сброс бытовых сточных вод в водоотводящие канавы, кюветы, на рельеф. Однако, по словам подателя жалобы, Хрыкина В.М. не проживала по адресу: <адрес>, а проживает в <адрес>. Согласно географическому расположению, данные поселения находятся на значительно удаленном расстоянии друг от друга. Также, в обжалуемом постановлении неверно указано место совершения правонарушения, что влечет за собой незаконность вынесенного постановления. Кроме того, факт административного правонарушения установлен на основании протокола об административном правонарушении, составленного специалистом по вопросам ЖКХ ФИО5 от 05.04.2024 в п.Обор, однако время составления протокола отсутствует. Вместе с тем, протокол об административном правонарушении был составлен должностным лицом в отсутствие Хрыкиной В.М. В материалах не содержится данных, свидетельствующих о надлежащем извещении лица о дате и месте составления протокола об административном правонарушении. Таким образом, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не были созданы необходимые условия реализации права на непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении. При этом, специалистом ФИО6 не принят во внимание возраст Хрыкиной В.М., ее состояние здоровья, последняя не имеет физической возможности свободно передвигаться на значительные расстояния. Кроме этого, протокол об административном правонарушении составлен за пределами срока, установленного законодательством Российской Федерации. Так, согласно протоколу, установлено, что правонарушение выявлено 22.03.2024, при этом протокол составлен лишь 05.04.2024, то есть более двух суток. По мнению подателя жалобы, указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, возможность устранения данных недостатков отсутствует. Нарушение процедуры привлечения к административной ответственности свидетельствует о том, что привлечение к административной ответственности является незаконным.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Хрыкина В.М., представитель коллегиального органа, вынесшего обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, административной комиссии муниципального района имени Лазо Хабаровского края, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

В связи с этим, считаю возможным рассмотреть дело об административном правонарушении без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя коллегиального органа, вынесшего обжалуемое постановление.

Защитник Туманкова О.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, просила жалобу удовлетворить.

Заслушав пояснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, рассмотрев дело об административном правонарушении, не связывая себя доводами жалобы, проверив дело в полном объеме, суд приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, установлено, что нарушение правил благоустройства территорий соответствующего поселения, городского округа, указанных в приложении к настоящему Кодексу, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч пятисот рублей.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Материалами дела установлено и следует из оспариваемого постановления, что 22.03.2024 года в 12 часов 10 минут в <адрес> Хрыкина В.М. нарушила правила благоустройства соответствующего поселения, которое выразилось в том, что Хрыкина В.М. допустила сброс бытовых сточных вод в водоотводящие канавы, кюветы, на рельеф, что подтверждается фотографиями и актом обнаружения и фиксацией административного правонарушения.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Хрыкиной В.М. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, и назначения ей наказания в виде предупреждения.

Вместе с тем, с указанными выводами согласиться нельзя.

Положениями части 1 статьи 2.6.2 КоАП РФ установлено, что административной ответственности за административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, в части содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости.

Частью 2 статьи 2.6.2 КоАП РФ определено, что собственник или иной владелец земельного участка либо другого объекта недвижимости освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения земельный участок либо другой объект недвижимости находился во владении или в пользовании другого лица, либо о том, что административное правонарушение совершено в результате противоправных действий других лиц, при этом у собственника или иного владельца земельного участка либо другого объекта недвижимости не имелось возможности предотвратить совершение административного правонарушения либо им были приняты все зависящие от него меры для предотвращения совершения административного правонарушения.

В соответствии с положениями ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Согласно ч.2 поименованной статьи Кодекса в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Частью 3 статьи названного выше Кодекса, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

    В соответствии с ч.4 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Исходя из положений части 4.1 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Частью 1 статьи 25.12 КоАП РФ определено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В судебном заседании установлено, что 05.04.2024 в п.Обор специалистом 1 категории по вопросам ЖКХ ФИО7 в отношении Хрыкиной В.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.37.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление Хрыкиной В.М. сброса сточных вод в водоотводящие канавы (кювет, на рельеф).

Постановлением административной комиссии муниципального района имени Лазо Хабаровского края № от 11.04.2024, Хрыкина В.М. привлечена к административной ответственности, за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях в виде предупреждения.

В соответствии со ст.2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

    Вместе с тем, согласно ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.    

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч.4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (ч.5 ст.28.2 КоАП РФ).

Между тем, из протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Хрыкиной В.М.

Из представленного в материалы дела отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором о направлении Хрыкиной В.М. уведомления о явке 05.04.2024 в 11 часов 00 минут для составлении протокола об административном правонарушении, а также о явке 11.04.2024 в 17 часов 00 минут для участия в заседании административной комиссии муниципального района имени Лазо по рассмотрению дела об административном правонарушении, следует, что указанное увеодмление принято в отделение связи 27.03.2024, 30.04.2024 прибыло в место вручения (Обор) 08.04.2024 возвращено отправителю по иным обстоятельствам.

Таким образом, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, составлен, и решение по нему принято в отсутствие Хрыкиной В.М. или ее защитника с нарушением требований, предусмотренных ст.28.2 КоАП РФ.

Указанные нарушения являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

    Кроме этого, в постановлении административной комиссии муниципального района имени Лазо Хабаровского края по делу об административном правонарушении № 15/35 от 11.04.2024, предусмотренном ч.1 ст.37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях в отношении Хрыкиной В.М., вопреки требованиям ст.29.10 КоАП РФ должностным лицом в описательной части названного постановления указано иное поселение за нарушение Правил благоустройства за которое Хрыкина В.М. привлечена к административной ответственности.

    Согласно п. 4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в частности, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.10.2013 № 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

При установленных обстоятельствах, судья приходит к выводу, что постановление от 11.04.2024 подлежит отмене, как принятое с существенным нарушением норм процессуального права.

Вместе с тем, согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Как усматривается из постановления от 11.04.2024, обстоятельства, послужившие основанием для его вынесения, имели место 22.03.2024.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях составляет два месяца.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Таким образом, срок давности привлечения Хрыкиной В.М. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек 23.05.2024.

Исходя из взаимосвязи положений ст. 4.5 и ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о наличии вины лица в совершении административного правонарушения обсуждаться не может, что также исключает возможность повторного рассмотрения дела административным органом, и в рассматриваемом случае дело не может быть направлено на новое рассмотрение.

При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении, в отношении Хрыкиной В.М. по ч. 1 ст. 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Хрыкиной Веры Михайловны – Туманковой Оксаны Валерьевны на постановление административной комиссии муниципального района имени Лазо Хабаровского края № 15/35 от 11.04.2024 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, в отношении Хрыкиной Веры Михайловны, - удовлетворить.

Постановление административной комиссии муниципального района имени Лазо Хабаровского края № 15/35 от 11.03.2024 о назначении административного наказания Хрыкиной Вере Михайловне за завершение административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В.А. Скрябина

12-32/2024

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Хрыкина Вера Михайловна
Другие
Туманкова Оксана Валерьевна
Суд
Суд района имени Лазо Хабаровского края
Судья
Скрябина Валентина Анатольевна
Статьи

37.2 ч.1 КоАП Хабаровского края

Дело на странице суда
lazo--hbr.sudrf.ru
24.04.2024Материалы переданы в производство судье
25.04.2024Истребованы материалы
02.05.2024Поступили истребованные материалы
21.05.2024Судебное заседание
10.06.2024Судебное заседание
02.07.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
12.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2024Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
06.08.2024Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее