Дело № 2-7152/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«30» ноября 2022 г. г. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Фомичева А.А.
при секретаре Качала З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Слепенкова ФИО7 к Администрации городского округа Щелково Московской области об оспаривании решения и обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
Слепенков ФИО8 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предоставлении Слепенкову ФИО9 в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, как не соответствующее требованиям Земельного кодекса РФ, а также просил обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить Слепенкову ФИО10 три экземпляра подписанного Администрацией договора аренды земельного участка с кадастровым номером №
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
В обоснование заявленных требований Слепенков А.П. указал, что посредством портала государственных услуг Московской области обратилась в Администрацию городского округа Щелково Московской области (далее – Администрация) с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов».
Слепенков А.П. просил Администрацию предоставить ему в аренду земельный участок с кадастровым номером №, необходимый для использования расположенного на нем объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес> (кадастровый №).
Решением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № № в предоставлении государственной услуги истцу было отказано ввиду наложения границ земельного участка на земли государственного лесного фонда.
Истец в судебное заседание не явился.
Администрация г.о. Щёлково Московской области в судебное заседание представителя не направило. Представила письменный отзыв приобщенный к делу, в котором указывалось, что ответчик возражает против удовлетворения иска.
Министерство обороны РФ и ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ", извещены о времени и месте судебного заседание, явку своих представителей не обеспечили, возражения на иск не представили.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счет возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник здания, сооружения без права пользования земельным участком, на котором они расположены, лишен возможности реализовать правомочие пользования этим имуществом, поскольку указанные объекты физически связаны между собой.
В связи с этим положения статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, являющейся общей нормой, предусматривающей основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, подлежат применению в единстве с положениями статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, являющейся по отношению к ней специальной нормой, предусматривающей особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, то есть исключением из общего правила (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 18-КАД20-26-К4).
Судом установлено, что истец является собственником объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, городское поселение Монино, <адрес> стр., лит.А (кадастровый №), что подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с ФИО3 Право собственности истца на недвижимое имущество зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (номер государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий истцу объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером №, что сторонами не оспаривается.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (объект 6/КИ), с кадастровым номером № площадью 1000+/-22 кв.м. относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, истец имеет исключительное право на приобретение в аренду земельного участка с кадастровым номером № без проведения торгов.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № № Администрация отказала истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов в связи с наложением границ на земли государственного лесного фонда при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Однако статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, такое основание для отказа не предусмотрено.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, при противоречии сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ сведениям ЕГРН приоритет имеют сведения ЕГРН.
Между тем, ответчиком и третьими лицами не представлено доказательств, подтверждающих, что в соответствии с государственным лесным реестром, лесным планом субъекта РФ испрашиваемый земельный участок относится к категории земель лесного фонда.
В обоснование отказа Администрация ссылается на полученную им Информацию Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, подготовленную на основании ИСОГД МО, в которой содержатся сведения о том, что испрашиваемый земельный участок не имеет пересечения с землями лесного фонда по сведениям ЕГРН, но имеет пересечение с иными лесничествами или лесопарками (сведения подлежат уточнению). Также в Информации указано, что испрашиваемый земельный участок имеет категорию земель – земли населенных пунктов и вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, земельный участок расположен в границах населенного пункта Рабочий поселок Монино в зоне Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами в соответствии с Генеральным планом городского поселения Монино.
Программа ИСОГД МО введена в действие на основании Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 г. № 231/9. Данная программа носит ведомственный характер, и сами по себе данные, содержащиеся в данной программе, в отсутствие правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов не могут служить доказательством того, что земельный участок пересекает границы лесного фонда.
Не нашел своего подтверждения и довод ответчика и третьих лиц о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям Министерства обороны РФ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № суд признал незаконным отказ Администрации в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № предыдущему собственнику объекта незавершенного строительства – ООО «ФИО13».
Указанным решением арбитражного суда установлено, что земельный участок с кадастровым номером № был образован в 2013 году из земельного участка с кадастровым номером №, который был выведен из земель Министерства обороны постановлением Главы Администрации пос. Монино №-П от ДД.ММ.ГГГГ и решением Малого совета Монинского поселкового совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с Актом приема-передачи 80 га земель из фондов Министерства обороны СССР, принадлежащих академии им. Ю. А. Гагарина.
В указанном деле ответчиком являлась Администрации городского округа Щелково Московской области, третьими лицами являлись Министерство имущественных отношений МО, ТУ ФАУГИ в МО, Министерство обороны РФ, ГКУ ЦТУИО Министерства обороны РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами установлено, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № не относится к землям обороны.
При этом в нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком и третьими лицами не представлены сведения о правах Министерства обороны РФ либо подведомственных ему предприятий и организаций на испрашиваемый земельный участок.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение Администрации об отказе в предоставлении истцу земельного участка в аренду без проведения торгов является незаконным как не соответствующее требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
Государственная собственность на испрашиваемый земельный участок не разграничена, т.к. он не отнесен к земельным участкам, указанным в ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 3.3. указанного федерального закона отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно п. 2 ст. 3.3. указанного федерального закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
При изложенных обстоятельствах предоставление в аренду истцу испрашиваемого земельного участка должно осуществляться Администрацией городского округа Щелково Московской области.
В соответствии с пунктом 17.2.2. «Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» (утв. Распоряжением Минмособлимущества от 31.05.2021 N 15ВР-883) в случае если результатом предоставления Государственной услуги являются договор купли-продажи, договор аренды, дополнительное соглашение к договору аренды, заключаемые на срок более 1 (одного) года, Администрация направляет в МФЦ 3 (три) экземпляра договора купли-продажи, договора аренды, дополнительного соглашения к договору аренды. Работник МФЦ выдает 3 (три) экземпляра договора купли-продажи, договора аренды, дополнительного соглашения к договору аренды и уведомляет Заявителя о возможности подачи документов на государственную регистрацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
В связи с изложенным нарушенные права истца подлежат восстановлению путем обязания Администрации направить истцу три экземпляра договора аренды земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Администрации городского округа Щелково Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предоставлении Слепенкову ФИО11 в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №.
Обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить Слепенкову ФИО12 три экземпляра подписанного Администрацией договора аренды земельного участка с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд в течение одного месяца через Щёлковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Фомичев А.А.