Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7152/2022 ~ М-6289/2022 от 31.08.2022

Дело № 2-7152/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«30» ноября 2022 г.                              г. Щёлково Московской области

Щёлковский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Фомичева А.А.

при секретаре Качала З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Слепенкова ФИО7 к Администрации городского округа Щелково Московской области об оспаривании решения и обязании заключить договор,

УСТАНОВИЛ:

Слепенков ФИО8 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Слепенкову ФИО9 в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером , как не соответствующее требованиям Земельного кодекса РФ, а также просил обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить Слепенкову ФИО10 три экземпляра подписанного Администрацией договора аренды земельного участка с кадастровым номером

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

В обоснование заявленных требований Слепенков А.П. указал, что посредством портала государственных услуг Московской области обратилась в Администрацию городского округа Щелково Московской области (далее – Администрация) с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов».

Слепенков А.П. просил Администрацию предоставить ему в аренду земельный участок с кадастровым номером , необходимый для использования расположенного на нем объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес> (кадастровый ).

Решением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении государственной услуги истцу было отказано ввиду наложения границ земельного участка на земли государственного лесного фонда.

Истец в судебное заседание не явился.

Администрация г.о. Щёлково Московской области в судебное заседание представителя не направило. Представила письменный отзыв приобщенный к делу, в котором указывалось, что ответчик возражает против удовлетворения иска.

Министерство обороны РФ и ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ", извещены о времени и месте судебного заседание, явку своих представителей не обеспечили, возражения на иск не представили.

С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счет возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник здания, сооружения без права пользования земельным участком, на котором они расположены, лишен возможности реализовать правомочие пользования этим имуществом, поскольку указанные объекты физически связаны между собой.

В связи с этим положения статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, являющейся общей нормой, предусматривающей основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, подлежат применению в единстве с положениями статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, являющейся по отношению к ней специальной нормой, предусматривающей особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, то есть исключением из общего правила (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 18-КАД20-26-К4).

Судом установлено, что истец является собственником объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, городское поселение Монино, <адрес> стр., лит.А (кадастровый ), что подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с ФИО3 Право собственности истца на недвижимое имущество зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий истцу объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером , что сторонами не оспаривается.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (объект 6/КИ), с кадастровым номером площадью 1000+/-22 кв.м. относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, истец имеет исключительное право на приобретение в аренду земельного участка с кадастровым номером без проведения торгов.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Администрация отказала истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов в связи с наложением границ на земли государственного лесного фонда при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Однако статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, такое основание для отказа не предусмотрено.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, при противоречии сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ сведениям ЕГРН приоритет имеют сведения ЕГРН.

Между тем, ответчиком и третьими лицами не представлено доказательств, подтверждающих, что в соответствии с государственным лесным реестром, лесным планом субъекта РФ испрашиваемый земельный участок относится к категории земель лесного фонда.

В обоснование отказа Администрация ссылается на полученную им Информацию Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, подготовленную на основании ИСОГД МО, в которой содержатся сведения о том, что испрашиваемый земельный участок не имеет пересечения с землями лесного фонда по сведениям ЕГРН, но имеет пересечение с иными лесничествами или лесопарками (сведения подлежат уточнению). Также в Информации указано, что испрашиваемый земельный участок имеет категорию земель – земли населенных пунктов и вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, земельный участок расположен в границах населенного пункта Рабочий поселок Монино в зоне Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами в соответствии с Генеральным планом городского поселения Монино.

Программа ИСОГД МО введена в действие на основании Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 г. № 231/9. Данная программа носит ведомственный характер, и сами по себе данные, содержащиеся в данной программе, в отсутствие правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов не могут служить доказательством того, что земельный участок пересекает границы лесного фонда.

Не нашел своего подтверждения и довод ответчика и третьих лиц о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям Министерства обороны РФ.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № суд признал незаконным отказ Администрации в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером предыдущему собственнику объекта незавершенного строительства – ООО «ФИО13».

Указанным решением арбитражного суда установлено, что земельный участок с кадастровым номером был образован в 2013 году из земельного участка с кадастровым номером , который был выведен из земель Министерства обороны постановлением Главы Администрации пос. Монино -П от ДД.ММ.ГГГГ и решением Малого совета Монинского поселкового совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с Актом приема-передачи 80 га земель из фондов Министерства обороны СССР, принадлежащих академии им. Ю. А. Гагарина.

В указанном деле ответчиком являлась Администрации городского округа Щелково Московской области, третьими лицами являлись Министерство имущественных отношений МО, ТУ ФАУГИ в МО, Министерство обороны РФ, ГКУ ЦТУИО Министерства обороны РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами установлено, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером не относится к землям обороны.

При этом в нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком и третьими лицами не представлены сведения о правах Министерства обороны РФ либо подведомственных ему предприятий и организаций на испрашиваемый земельный участок.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение Администрации об отказе в предоставлении истцу земельного участка в аренду без проведения торгов является незаконным как не соответствующее требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.

Государственная собственность на испрашиваемый земельный участок не разграничена, т.к. он не отнесен к земельным участкам, указанным в ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

В соответствии с п. 1 ст. 3.3. указанного федерального закона отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Согласно п. 2 ст. 3.3. указанного федерального закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

При изложенных обстоятельствах предоставление в аренду истцу испрашиваемого земельного участка должно осуществляться Администрацией городского округа Щелково Московской области.

В соответствии с пунктом 17.2.2. «Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» (утв. Распоряжением Минмособлимущества от 31.05.2021 N 15ВР-883) в случае если результатом предоставления Государственной услуги являются договор купли-продажи, договор аренды, дополнительное соглашение к договору аренды, заключаемые на срок более 1 (одного) года, Администрация направляет в МФЦ 3 (три) экземпляра договора купли-продажи, договора аренды, дополнительного соглашения к договору аренды. Работник МФЦ выдает 3 (три) экземпляра договора купли-продажи, договора аренды, дополнительного соглашения к договору аренды и уведомляет Заявителя о возможности подачи документов на государственную регистрацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.

В связи с изложенным нарушенные права истца подлежат восстановлению путем обязания Администрации направить истцу три экземпляра договора аренды земельного участка.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Администрации городского округа Щелково Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Слепенкову ФИО11 в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером .

Обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить Слепенкову ФИО12 три экземпляра подписанного Администрацией договора аренды земельного участка с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд в течение одного месяца через Щёлковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                     Фомичев А.А.

2-7152/2022 ~ М-6289/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Слепенков Александр Петрович
Ответчики
Администрация городского округа Щелково Московской области
Другие
ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ
Сушков Владимир Вячеславович
Министерство Обороны РФ
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Фомичев Александр Александрович
Дело на сайте суда
shelkovo--mo.sudrf.ru
31.08.2022Регистрация административного искового заявления
31.08.2022Передача материалов судье
31.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.09.2022Судебное заседание
27.10.2022Судебное заседание
30.11.2022Судебное заседание
06.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее