Дело № 2-1079/2023
14RS0035-01-2022-019344-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
г. Якутск 22 февраля 2023 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Филиппова О.Д., при секретаре Слепцове А.А., с участием помощника прокурора г.Якутска Морозова М.А., представителя третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) Игнатьева Г.А. по доверенности от 10.10.2022 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Якутска к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-коммунальное хозяйство Промышленное» о возложении на ответчика обязанности в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: установить урны для мусора на территориях для общего пользования по адресу: ____,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Якутска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику. При этом в обоснование иска указывает, что прокуратурой города с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) проведено обследование точек сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа «город Якутск». Обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, в которые складируется ТКО от МКД, возлагается на управляющую компанию вне зависимости от расположения площадок (в пределах или за пределами сформированного земельного участка). Прокуратурой города Якутска направлено требование в адрес руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия), согласно ответу на требование от 28.11.2022 №14-00-05/40-5401-2022 нарушения не устранены. В ходе проверки установлено, что контейнерная площадка дома, расположенного по адресу: ____, в нарушение п. 29 СанПиН 2.1.3684-21, на территориях общего пользования населённых пунктов урны не установлены. Согласно сведениям, размещенным в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (dom.gosuslugi.ru) управляющей компанией по вышеуказанным адресам является ООО УК «Жилищно-коммунальное хозяйство Промышленное». Отсутствие специальной площадки для вывоза КГО свидетельствует о том, что указанной управляющей компанией не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территории муниципального образования и поддержания чистоты и порядка. Неисполнение управляющей компанией обязанностей по оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. В связи с этим истец просит возложить на ООО УК «Жилищно-коммунальное хозяйство Промышленное» обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: оборудовать контейнерную площадку дома, расположенную по адресу: ____, специальной площадкой для накопления крупногабаритных отходов, также оборудовать ограждением, обеспечивающем предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, установить урны для общего пользования по адресу: ____.
В суд, надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания представитель ответчика не явилась и направила ходатайство об отложении дела. Суд с учетом согласия участников процесса и для соблюдения процессуального срока рассмотрения дела оснований для удовлетворения ходатайства представителя ответчика отказал и постановил рассмотреть дело без участия представителя ответчика в порядке ст. 233 ГПК РФ.
В суде помощник прокурора г.Якутска Морозов М.А. исковое заявление уточнил и просит возложить на Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-коммунальное хозяйство Промышленное» обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда установить урны для мусора на территориях для общего пользования по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, д. 70/2.
В суде представитель третьего лица Игнатьев Г.А. считает иск обоснованным и просит удовлетворить.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно п.п.1, 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с 01.01.2019 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон N 131-Ф3) относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального города, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.
С 01.03.2021 на территории Российской Федерации действует СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 (далее-СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно п. 3 вышеназванного СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (пункт 4 СанПиН 2.1.3684-21).
Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03.04.2019 № 11696-АО/06). Кроме того, все контейнерные площадки, являются местами (площадками) накопления ТКО от многоквартирных домов (включены в реестр мест накопления ТКО Окружной администрации города Якутска, как площадки для многоквартирных домов, собственники помещений многоквартирных домов фактически осуществляют складирование ТКО в контейнеры на этих площадках, а также оплачивают обслуживание и очистку этих контейнерных площадок в составе платы за содержание жилого помещения). Следовательно, указанные контейнерные площадки, предназначенные для обслуживания многоквартирных домов, фактически являются общим имуществом собственников их жилых помещений, и находятся в зоне ответственности управляющих организаций.
Согласно ч. 7 ст. 61 Правил благоустройства территории городского округа «город Якутск», утвержденных нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 30.06.2021 № 477-НПА ответственность за состояние площадок для установки мусоросборников, контейнеров и их размещение возлагается на организации, осуществляющие обслуживание или управление (обслуживание) жилищным фондом (вне зависимости от степени благоустройства), хозяйствующие субъекты, на территории которых расположены площадки.
При этом собственники помещений в многоквартирном доме согласно статье 39 ЖК РФ несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в пределах долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, в которые складируется ТКО от МКД, возлагается на управляющую компанию вне зависимости от расположения площадок (в пределах или за пределами сформированного земельного участка).
В соответствии с пунктом 3.7.17 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, на территории каждого домовладения должны быть установлены урны, соответствующие утвержденному местным органом самоуправления образцу. Расстояния между урнами должны быть не менее 50 м на тротуарах 3 категории, не более 100 м - на остальных тротуарах, во дворах, в местах возможного образования мелких отходов (перед входами в магазины и т.д.).
Согласно п.9.2.10. Постановления Правительства РС(Я) от 03.09.2015 N 319 (ред. от 27.12.2022) "Об утверждении Примерных правил благоустройства территорий населенных пунктов Республики Саха (Якутия)" для предотвращения засорения улиц, площадей, скверов и других общественных мест отходами производства и потребления рекомендуется устанавливать специально предназначенные для временного хранения отходов емкости малого размера (урны, баки).
Согласно п.29. СанПиН 2.1.3684-21 на территориях общего пользования населенных пунктов владельцами этих территорий должны быть установлены урны, расстояние между урнами должно составлять не более 100 метров. Удаление отходов из урн должно обеспечиваться не реже 1 раза в сутки.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) проведено обследование точек сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа «город Якутск». Обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, в которые складируется ТКО от МКД, возлагается на управляющую компанию вне зависимости от расположения площадок (в пределах или за пределами сформированного земельного участка). Прокуратурой города направлено требование в адрес руководителя ООО УК «Жилищно-коммунальное хозяйство Промышленное», согласно ответу на требование от 28.11.2022 »14-00-05/40-5401-2022 нарушения не устранены. В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 29 СанПиН 2.1.3684-21, на территориях общего пользования населённых пунктов урны для мусора не установлены. Согласно сведениям, размещенным в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (dom.gosuslugi.ru) управляющей компанией по вышеуказанным адресам является ООО УК «Жилищно-коммунальное хозяйство Промышленное». Отсутствие урны свидетельствует о том, что указанной управляющей компанией не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территории муниципального образования и поддержания чистоты и порядка. Неисполнение управляющей компанией обязанностей по установлению урн для мусора на территориях для общего пользования нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Собственники помещений в многоквартирных домах, как законные владельцы земельных участков, на которых расположены данные жилые дома и которые необходимы для их эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка. Наличие государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность управляющей организации поддерживать порядок на придомовой территории, обеспечивать надлежащее состояние детской площадки как элемента благоустройства. Таким образом, содержание элементов благоустройства в границах придомовой территории относится к обязанностям управляющей организации в силу прямого указания закона, независимо от того, состоялась ли передача фактического имущества на баланс управляющей компании или нет. Управляющая компания не может быть освобождена от ответственности по содержанию придомовой территории, необходимой для обслуживания многоквартирных домов, включая контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов.
Указанная позиция отражена в апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РС(Я) от 05.12.2022 г. по делу №33-4023/2022. Аналогичной судебной практики придерживается Верховный суд Российской Федерации (определение от 16 марта 2021 г. N 303-ЭС21-1332), Девятый кассационный суд общей юрисдикции (определение от 09 февраля 2021 г. N 88-396/2021). Отсутствие урн для мусора на территориях для общего пользования свидетельствует о том, что ответчиком не принимается достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территории муниципального образования и поддержания чистоты и порядка. Неисполнение управляющей компанией обязанности по установке урн для мусора нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, учитывая то, что не установление урн для мусора на территориях для общего пользования нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора города Якутска к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-коммунальное хозяйство Промышленное» о возложении обязанности на ответчика в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда установить урны для мусора на территориях для общего пользования по адресу: ____ удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-коммунальное хозяйство Промышленное» обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда установить урны для мусора на территориях для общего пользования по адресу: ____.
Ответчик вправе подать в Якутский городской суд, заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха(Якутия) через Якутский городской суд сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Иные лица, участвующие в деле, вправе обжаловать заочное решение в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха(Якутия) через Якутский городской суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.Д. Филиппов