Дело № 2 – 267/2022
УИД 10RS0003-01-2022-000830-12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2022 года г. Кемь, Республика Карелия
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевича В.С.,
при секретаре Синда И.В.,
с участием ст. помощника прокурора Кемского района Едоковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации Кемского муниципального района Республики Карелия к Борисенко А.А. о выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета,
у с т а н о в и л:
Администрация Кемского муниципального района обратилась в суд с названным иском к Борисенко А.А. по тем основаниям, что 17 сентября 2015 года между администрацией Кемского муниципального района и ответчиком был заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с договором, Борисенко А.А. было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, сроком на 5 лет. В соответствии с п.6 ст.8 159-ФЗ от 21 декабря 1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения Борисенко А.А. имел право заключить с администрацией Кемского муниципального района договор найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок или договор социального найма. Но с момента окончания срока действия договора по настоящее время Борисенко А.А. не предпринял никаких действий, свидетельствующих о его намерении сохранить за собой право пользования данным жилым помещением. В настоящее время Борисенко А.А. зарегистрирован по указанному адресу, но фактически в жилом помещении не проживает (квартира опечатана), счета за коммунальные услуги и электроэнергию продолжительное время не оплачивает. Истец полагает, что ответчик добровольно отказался от прав и обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения, а его регистрация по месту жительства носит формальный характер.
Просили выселить Борисенко А.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и снять с регистрационного учета в жилом помещении по указанному адресу.
Определением суда от 23 августа 2022 года в порядке подготовки дела к судебному разбирательству в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО «Наш город».
Представитель истца - администрации Кемского муниципального района, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в поступившем ходатайстве и.о. главы администрации Ершов М.В. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Борисенко А.А. был надлежащим образом извещен о времени и месте предыдущего судебного заседания, однако в судебное заседание не явился, возражений (отзыва) на заявленные исковые требования не представил. В настоящее судебное заседание извещался судом по тому же адресу, однако, судебную повестку не получил, судебная корреспонденция возвращена в суд по истечении срока ее хранения. В связи с изложенным суд считает ответчика надлежащим образом извещенным о времени месте судебного заседания.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО «Наш город», будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении судебного заседания не просил. В поступившем отзыве директор общества Гуменюк Н.Л. пояснила, что ООО «Наш город» управляет домом № по <адрес>, в котором расположено жилое помещение №. При обслуживании общедомового имущества управляющая организация постоянно сталкивается со сложностями из-за того, что в <адрес> никто не проживает продолжительное время (квартира пустует с 2015 года). Наниматель не выполняет свои обязательства по содержанию предоставленного ему жилого помещения, которое расположено в МКД. Напрямую затронуты интересы на обеспечение комфортного проживания остальных жильцов данного МКД.
Суд, на основании ст., ст. 119, 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав мнение прокурора Едоковой Н.А., полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено, что Муниципальное образование «Кемский муниципальный район» является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости.
Постановлением администрации Кемского муниципального района № 701 от 17 сентября 2015 года жилое помещение, расположенное по указанному адресу включено в специализированный жилищный фонд. Жилое помещение отнесено к виду жилых помещений специализированного жилищного фонда – жилые помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании Постановления главы администрации Кемского муниципального района № 702 от 17.09.2015 с ответчиком Борисенко А.А. заключен Договор найма жилого помещения № 13 от 17 сентября 2015 года, в соответствии с которым администрация Кемского муниципального района передала ответчику Борисенко А.А. за плату во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем. В соответствии с п. 3 Договора предоставляемое жилое помещение отнесено к жилым помещениям для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия Договора составляет 5 лет с 17 сентября 2015 года по 17 сентября 2020 года (п. 4 Договора).
Согласно справке о регистрации, выданной 11.08.2022 ООО «Расчетный центр» Борисенко А.А. зарегистрирован в спорном жилом помещении с 06.07.2017.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена государственная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, установленных законом однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Жилые помещения предоставляются по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 и достигших возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии с положениями статьи 100 Жилищного кодекса РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 101 Жилищного кодекса РФ, договор найма специализированного жилого помещения, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного ст. 98.1 ЖК РФ, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных ст. 83 данного кодекса случаях.
Частью 4 статьи 101 Жилищного кодекса РФ установлено, что договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае:
1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг;
2) разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;
3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
4) использования жилого помещения не по назначению.
В соответствии со статьей 83 ЖК РФ расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае: невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев; разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает; систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении; использования жилого помещения не по назначению.
В силу требований пункта 5 статьи 103 ЖК РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.
Как установлено судом, за ответчиком Борисенко А.А. числится задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в спорном жилом помещении, что подтверждается сведениями: ООО «Расчетный центр» от 25.08.2022 о том, что с 17.09.2015 по 31.08.2022 сумма задолженности по оплате за техническое обслуживание составляет 82080,06 рублей; ООО «ЕИРЦ РК» от 29.08.2022 о том, что задолженность по оплате за обращение с ТКО составляет 4889,52 рублей, задолженность по оплате за социальный найм жилого помещения составляет 12771,72 рублей, задолженность по оплате за теплоснабжение составляет 99891,92 рублей, и пени в сумме 61319,80 рублей; АО «ТНС энерго Карели» от 30.08.2022 о том, что с сентября 2015 года оплата потребленной электроэнергии по спорному жилому помещению не производилась, задолженность составляет 2898,18 рублей; ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» от 06.09.2022 о том, что сумма задолженности по оплате за теплоснабжение с января 2020 года по настоящее время составляет 77107,45 рублей.
В соответствии с Актом от 20.06.2022, представленным ООО «Наш город», составленным с участием участкового, в ходе подготовки к началу отопительного сезона жилого МКД № по <адрес>, была обнаружена утечка, которая происходила из <адрес>. В ходе осмотра было установлено, что в квартире длительное время никто не проживает, входная дверь опломбирована, доступ отсутствует. После вскрытия установлено, что квартира пустая.
Как следует из материалов дела, ранее задолженность с Борисенко А.А. по оплате предоставленной квартиры и предоставляемых услуг не взыскивалась, с такими требованиями иски к нему не предъявлены, истцом не выяснялся вопрос о наличии причин неуплаты и характера отсутствия в жилом помещении, а также связано ли отсутствие ответчика Борисенко А.А. в спорном жилом помещении с уважительными причинами, как то характер работы или иные обстоятельства.
Судом установлено, что Договор найма жилого помещения № 13 от 17.09.2015 заключен между истцом и ответчиком Борисенко А.А. сроком на 5 лет. При этом в п. 17 Договора (абз.2) указано, что по истечении срока действия настоящего договора наниматель и члены его семьи не подлежат выселению из жилого помещения, в отношении занимаемого жилого помещения с нанимателем заключается договор социального найма либо в соответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» однократно договор найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок.
Поскольку после истечения срока действия договора найма специализированного жилого помещения ответчик не принял мер к заключению аналогичного договора сроком еще на 5 лет, но зарегистрирован в спорном жилом помещении до настоящего времени, фактически между истцом (наймодателем) и ответчиком возникли отношения по договору социального найма жилого помещения.
Учитывая изложенное и приведенные нормы права, учитывая, что причины, по которым ответчику Борисенко А.А. было предоставлено специализированное жилое помещение, в настоящее время не отпали, что ответчик иного жилого помещения в собственности не имеет, что подтверждается Уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 30 августа 2022 года, что выселение ответчика из спорного жилого помещения без обеспечения его иным жилым помещением невозможно даже в случае ненадлежащего исполнения им обязательств по договору найма специализированого жилого помещения, что неоплата ответчиком жилищно-коммунальных услуг не влечет безоговорочное расторжение договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги может быть взыскана с ответчика в судебном порядке, что ответчик истцом не предупреждался о необходимости устранения нарушений по ненадлежащему содержанию жилого помещения, суд полагает, что основания для выселения ответчика Борисенко А.А. из спорного жилого помещения без предоставления ему истцом другого жилого помещения, а также снятия его с регистрационного учета, отсутствуют, а потому оказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований администрации Кемского муниципального района Республики Карелия к Борисенко А.А. - отказать.
Решение может быть обжаловано через Кемский городской суд Республики Карелия:
- в апелляционном порядке - в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме;
- в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Председательствующий В.С. Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 24 октября 2022 года.