№ 5-40/2024
УИД05RS0022-01-2024-000341-47
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Кизилюрт 26 марта 2024 года
Судья Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан ГанаматовГ.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница»,
УСТАНОВИЛ:
В Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан поступило заявление Территориального органа Росздравнадзора по Республике Дагестан о привлечении к административной ответственности юридического лица – ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница» по ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Из заявления следует, что Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республики Дагестан в соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ №Р была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Кизилюртовская центральная городская больница» по адресу осуществления деятельности: 368124, <адрес>, ИНН 0546011275, ОГРН 1020502236281.
Основанием для проведения внеплановой выездной проверки послужило поступившее в адрес Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> требование о проведении контрольного мероприятия заместителя прокурора республики старшего советника юстиции ФИО1 (вход. № отДД.ММ.ГГГГ), по факту смерти в 2023 году беременной ФИО9ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в рамках Федерального государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
О предстоящей проверке ГБУ РД «Кизилюртовская ЦГБ» было уведомлено надлежащим образом и заблаговременно, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ исх.№.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки, проведенной в рамках Федерального государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в связи с поступившим требованием прокуратуры Республики Дагестан (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) по факту смерти в 2023 года беременной ФИО2, 1995 года рождения, в условиях ГБУ РД «Кизилюртовская ЦГБ», расположенного по адресу: 368124, <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, комиссией Территориального органа Росздравнадзора по Республики Дагестан в составе: начальника отдела организации контроля качества медицинской помощи Территориального орган Росздравнадзора по Республики Дагестан ФИО3, начальника отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> ФИО4, ведущего специалиста-эксперта отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохраненияТерриториального органа Росздравнадзора по <адрес> ФИО5, аттестованного эксперта Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> по профилю «Акушерство и гинекология» ФИО6 (приказ об аттестации №-Л от ДД.ММ.ГГГГ), аттестованного эксперта Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> ФИО7 (приказ об аттестации №-Л от ДД.ММ.ГГГГ) установлен факт нарушения обязательных требований при осуществлении медицинской деятельности подробно указанные вакте КНМ от ДД.ММ.ГГГГ №Р, а именно:
- в нарушении требований подпункта «а» п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании медицинской деятельности, п. 2 ч. 1 ст. 79 ФЗ 2Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ и требований приказа Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерства гинекология» при оказании медицинской помощи ФИО2 в условиях ГБУ РД «Кизилюртовская ЦГБ» при том, что в перечне основных состояний и заболеваний, синдромов и симптомов, требующих проведения мероприятий по реанимации и интенсивной терапии женщин в период беременности, родов и в послеродовой период, а также консультирование и дальнейшего мониторинга состояния пациентки в акушерском дистанционном консультативном центре находится билирубин более 30, 0 мммоль/л ДД.ММ.ГГГГ при обнаружении уровня билирубина в крови 112,4 мкмоль/л необходимо было провести консультацию в акушерском дистанционном консультативном центре, с дальнейшим переводом в стационар 3 уровня.
При решении вопроса о переводе беременной ФИО2 в хирургическое отделение ГБУ РД «Кизилюртовская ЦГБ» не соблюдены требования приказа Минздрава РД от 16.22.2021 №-р «Об утверждении алгоритма оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» в <адрес>, в соответствии, с которым беременные с хирургической патологии госпитализируются в специализированное отделение перинатального центра
- в нарушение требований подпункта «а» п. 6 положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О лицензировании медицинской деятельности» требований Приложения № к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, родильный дом ГБУ РД «Кизилюртовская ЦГБ» не соответствуют своей структурой и оснащением требованиям порядка.
Указанное выше нарушает требования подпункта «а» п. 6 положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № является грубым нарушением лицензированных требований и подпадает по действие ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
На основании этого просит привлечь ГБУ РД «Кизилюртовская ЦГБ» к административной ответственности и наложить штраф в размере 150000 рублей.
Представитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница» ФИО8 в судебное заседание явилась, представил в суд возражение на протокол по делу об административном правонарушении, в котором просит протокол об административном правонарушении начальника отдела организации контроля качества медицинской помощи Территориального органа Росздравнадзора РД ФИО3 об административном правонарушении юридическим лицом ГБУ РД «Кизилюртовская ЦГБ» за грубые нарушения лицензированных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ отменить, производство по данному административному делу прекратить из-за отсутствия вины в действиях ГБУ РД «Кизилюртвская ЦГБ» в совершении административного правонарушения.
Выслушав представителя ГБУ РД «Кизилюртовская ЦГБ», изучив доводы заявления и возражения, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи19.20 КоАПРФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности.
Согласно примечанию к данной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.37Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
В силу п.46 ч.1 ст.12Федерального закона от 04.05.2011№-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 данного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (пункт 6 Положения).
Согласно п.1, п.2 ч.11 ст.19Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе человеческие жертвы, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пункты 3, 9 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).
Из представленного материала следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами территориального отдела Росздравнадзора по РД проведена внеплановая выездная проверка. Основанием для проведения внеплановой проверки послужило поступившее в адрес Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> требование о проведении контрольного мероприятия заместителя прокурора республики старшего советника юстиции ФИО1 (вход. № отДД.ММ.ГГГГ), по факту смерти в 2023 году беременной ФИО2, 1995 года рождения, в рамках Федерального государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности
При осуществлении медицинской деятельности, а именно: в нарушении требований подпункта «а» п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании медицинской деятельности, п. 2 ч. 1 ст. 79 ФЗ 2Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ и требований приказа Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утвержденииПорядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерства гинекология» при оказании медицинской помощи ФИО2 в условиях ГБУ РД «Кизилюртовская ЦГБ» при том, что в перечне основных состояний и заболеваний, синдромов и симптомов, требующих проведения мероприятий по реанимации и интенсивной терапии женщин в период беременности, родов и в послеродовой период, а также консультирование и дальнейшего мониторинга состояния пациентки в акушерском дистанционном консультативном центре находится билирубин более 30, 0 мммоль/л ДД.ММ.ГГГГ при обнаружении уровня билирубина в крови 112,4 мкмоль/л необходимо было провести консультацию в акушерском дистанционном консультативном центре, с дальнейшим переводом в стационар 3 уровня.
- в нарушение требований подпункта «а» п. 6 положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О лицензировании медицинской деятельности» требований Приложения № к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, родильный дом ГБУ РД «Кизилюртовская ЦГБ» не соответствуют своей структурой и оснащением требованиям порядка.
В нарушениетребований приказа Минздрава РД от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении алгоритма оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» в <адрес> при решении вопроса о переводе беременной ФИО2 в хирургическое отделение ГБУ РД «Кизилюртовская ЦГБ» не соблюдены требования, в соответствии, с которым беременные с хирургической патологии госпитализируются в специализированное отделение перинатального центра.
Совершение вышеуказанных правонарушений собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении №/с от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием об устранении нарушений законодательства в сфере здравоохранения №22 от 05.03.2024; актом выездной проверки органа государственного контроля (надзора) от 05.03.2024 и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленные нарушения свидетельствуют о слабом внутреннем контроле качества оказания медицинской помощи и в нарушении прав гражданина согласно статьи 10 и 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в условиях ГБУ РД «Кизилюртовская ЦГБ».
ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница» является некоммерческой организацией и осуществляет медицинскую деятельность, не связанную с извлечением прибыли.
Представленными суду доказательствами достоверно подтверждено, что ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница» осуществляло медицинскую деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 №852.
Деяние ГБУ РД «Кизилюртовская ЦГБ» судья в соответствии с установленными обстоятельствами квалифицирует по ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания, необходимо учесть характер совершенного ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница» административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Смягчающие или отягчающие административную ответственность обстоятельства по делу не установлены.
ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница» бюджетное учреждение, денежные средства поступают через ТФОМС РД.
Законодатель предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае. При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Санкцией ч.3 ст.19.20 КоАПРФ для юридических лиц предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч.1 ст.3.12 КоАПРФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части названного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
С учетом обстоятельств дела, учитывая характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствия отягчающих обстоятельств, а также частичного признания представителем юридического лица в совершении правонарушения, считаю необходимым назначить наказание в виде административного штрафа, поскольку данный вид административного наказания сможет обеспечить достижение целей административного наказания.
В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАПРФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч.3.3 ст.4.1КоАПРФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница», полагаю, что назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч.3 ст.19.20 КоАПРФ, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.
С учетом конкретных обстоятельств дела, считаю необходимым в отношении ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница» назначить административное наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАПРФ, но не менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц, установленного санкцией указанной статьи, то есть в размере 75000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.19.20,29.10 КоАПРФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - ГБУ РД «Кизилюртовская центральная городская больница»,ИНН 0546011275, ОГРН 1020502236281, расположенное по адресу: Республики Дагестан, г. Кизилюрт, ул. Аскерханова 11, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
Назначенный штраф перечислить на следующие реквизиты: получатель - ИНН 0562059330, КПП 057301001 УФК по РД (Территориальный орган Росздравнадзора по РД), расчетный счет 03100643000000010300, БИК 018209001, КБК 06011601191010020140 Отделение НБ Республика Дагестан, ОКТМО - по месту нахождения плательщика (с обязательным указанием наименования плательщика).
Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАПРФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее тридцати дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАПРФ.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении вышеуказанного срока судья направляет соответствующие материалы судебном приставу - исполнителю для взыскания административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В случае неуплаты штрафа в течение 30-ти дней со дня вступления данного постановления в законную силу, юридическое лицо может быть привлечено в соответствии с ч.5 ст.32.2 КоАПРФ к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАПРФ, согласно которой неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья