УИД 10RS0001-01-2023-000375-44
Дело № 5-35/2023г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
4 августа 2023 года г.Беломорск
Судья Беломорского районного суда Республики Карелия Захарова М.В., изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ, в отношении Шевченко Р.А.,
установил:
4 августа 2023 г. в Беломорский районный суд Республики Карелия поступил материал об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ в отношении Шевченко Р.А.
В силу ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы: относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
В соответствии с пп. 4 п.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении установлено, что представленный материал не может быть рассмотрен по существу, в связи с чем протокол об административном правонарушении надлежит возвратить в составивший его орган для устранения недостатков.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствие с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и установлено, что в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять, в том числе, такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как доставление и административное задержание.
В силу ч. 4 ст. 29.6 названного Кодекса дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
Часть 3 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает императивное требование обязательного присутствия лица, в отношении которого ведется производство по делу, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, с целью соблюдения его права на участие в судебном заседании, а также давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, и иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из системного анализа приведенных норм следует, что должностное лицо административного органа при направлении в суд дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, не только вправе, но и обязано произвести доставление лица, в отношении которого ведется производство по делу, а судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае не доставления лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела - вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Иное толкование приведет к невозможности своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, и, как следствие, к неисполнению административным органом возложенных на него законом задач, что недопустимо.
Аналогичная правовая позиция содержится в п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», поддержана Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Верховного Суда РФ от 16.04.2014 № 7-АД13-8 и Постановлении Верховного Суда РФ от 06.11.2015 № 60-АД15-3.
Поскольку санкция статьи 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде административного ареста, административный орган должен был направить протокол об административном правонарушении немедленно после его составления и произвести доставление Шевченко Р.А. в Беломорский районный суд Республики Карелия.
Вместе с тем, материал в отношении Шевченко Р.А. представлен в Беломорский районный суд Республики Карелия без лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебном заседании относится к иным обстоятельствам, влекущим невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение которого санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.
Вышеуказанные недостатки протокола об административном правонарушении являются существенными, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела, в связи с чем, протокол об административном правонарушении от 27 июня 2023г. и материалы дела, в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ подлежат возвращению в орган их составивший.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ,
определил:
Возвратить материал об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ в отношении Шевченко Р.А. в орган, его составивший для устранения недостатков.
На определение может быть подана жалоба в течение 10 суток со дня получения через Беломорский районный суд Республики Карелия в Верховный Суд Республики Карелия.
Судья М.В. Захарова