Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1628/2023 ~ М-1095/2023 от 25.04.2023

Дело № 2-1628/2023

55RS0026-01-2023-001201-63

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Дьяченко Т.А.,

при секретаре судебного заседания Тихонове Д.С.,

с участием помощника судьи Зайцевой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 июня 2023 года в г. Омске гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к садоводческому некоммерческому товариществу «Птицевод», садоводческому некоммерческому товариществу «Флора», садоводческому некоммерческому товариществу «Лотос» о возложении обязанности согласовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обратилось в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу «Птицевод», садоводческому некоммерческому товариществу «Флора», садоводческому некоммерческому товариществу «Лотос» о возложении обязанности согласовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. В обоснование заявленных требований указано, что по итогам контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных специалистами Министерства по обращению главы Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о переполнении контейнерных площадок и захламлении территории прилегающей к контейнерным площадкам, расположенным по адресу: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>, установлено что садоводческие некоммерческие товарищества «Флора», «Лотос», «Птицевод» не согласовали создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления. Согласно пункту 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 (далее - Правила), потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Между тем, в территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления в Омской области, утвержденной приказом Министерства от 26.05.2020 № 39 (далее - Территориальная схема обращения с отходами производства и потребления) площадки накопления СНТ Флора», «Лотос», «Птицевод» отсутствуют. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов включает в себя, в том числе данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Согласно положениям пункта 24 Приказа Минприроды Омской области от 14 февраля 2020 года № 11 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)» бремя создания, организации и содержания мест (площадок) накопления ТКО и территорий, прилегающих к месту погрузки ТКО, обеспечивающих обращение с ТКО, КГО членов садоводческих и (или) огороднических некоммерческих товариществ, лежит на данных некоммерческих товариществах. Контейнерные площадки, специальные площадки для складирования крупно габаритных отходов (далее - КГО) являются имуществом общего пользования членов садоводческих и (или) огороднических некоммерческих товариществ. Таким образом, СНТ должны осуществляют складирование ТКО на собственных местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, и в соответствии со схемой обращения с отходами. Без согласования с Администрацией Омского муниципального района контейнерные площадки ответчиков являются незаконными, поскольку оценка соответствия их размещения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований не проводилась. В период апрель-сентябрь общедоступная контейнерная площадка, расположенная по адресу: Омская область, Омский муниципальный район, п. Ростовка, д. 17, переполняется ТКО размещаемыми садоводами ответчиков, поскольку на контейнерных площадках СНТ имеется недостаточное количество контейнеров для сбора ТКО, вследствие чего захламляется территория, прилегающая к контейнерной площадке. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения главы Ростовкинского сельского поселения Омской области с жалобой в Министерство. Неисполнение возложенных законом на СНТ обязанности по согласованию размещения собственной контейнерной площадки с органом местного самоуправления создает угрозу причинения вреда окружающей среде и охраняемым законом ценностям в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации - населения проживающего в границах Ростовкинского сельского поселения, а также лиц, временно находящихся на указанной территории, в том числе членов СНТ «Птицевод», «Лотос», «Флора» и круг которых определить невозможно, поскольку в соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждому гарантировано право свободно передвигаться. Министерством в адрес СНТ «Птицевод», «Лотос», «Флора» были направлены предостережения о недопустимости нарушения федерального законодательства, однако до настоящего времени выявленное нарушение не устранено. Просит обязать СНТ «Флора», СНТ «Лотос», СНТ «Птицевод» согласовать размещение места (площадки) накопления ТКО с Администрацией Омского муниципального района Омской области.

Представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Пономарева Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Представители ответчиков СНТ «Флора», СНТ «Лотос», СНТ «Птицевод» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, возражений против иска не представили.

Представители третьих лиц Администрации Омского муниципального района Омской области, ООО «Магнит» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Представитель третьего лица администрации Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, направил отзыв на исковое заявление, в котором поддержал исковые требования, указав, что согласно положения пункта 24 Приказа Минприроды Омской области от 14.02.2020 года № 11 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)» бремя создания, организации и содержания мест (площадок) накопления ТКО и территорий, прилегающих к местам погрузки ТКО, обеспечивающих обращение с ТКО, КГО членов садоводческих и (или) огороднических некоммерческих товариществ, лежит на данных некоммерческих товариществах. Контейнерные площадки, специальные площадки для складирования КГМ являются имуществом общего пользования членов садоводческих и (или) огороднических некоммерческих товариществ. Накопление ТКО в садоводческих некоммерческих товариществах должно осуществляться на собственной контейнерной площадке. Размещение площадки накопления отходов должно быть согласовано с органами местного самоуправления. На территории Омского муниципального района Омской области эти функции исполняет Администрация Омского муниципального района Омской области. Без согласования, площадка накопления отходов является незаконной, поскольку оценка соответствия их размещения их размещения требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образования не проводилась. Между тем, СНТ «Флора», СНТ «Птицевод», СНТ «Лотос» входят в границы Богословского сельского поселения Омского муниципального районе Омской области. В территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления в Омской области, утвержденной приказом Министерства от 26.05.2020 № 39 площадки накопления МНТ «Флора», СНТ «Птицевод», СНТ «Лотос» отсутствуют. В период с апреля по октябрь на контейнерных площадках ТКО <адрес> сельского поселения увеличивается количество отходов в разы. Нагрузка на площадки происходит за счет отходов, вывозимых гражданами с территорий СНТ, поскольку на имеющихся площадках СНТ установлено недостаточное количество контейнеров для сбора ТКО и КГМ. Вследствие, территория, прилегающая к контейнерной площадке, захламляется. Таким образом, неисполнение возложенных законом на СНТ «Флора», СНТ «Птицевод», СНТ «Лотос» обязанностей по оборудованию собственной контейнерной площадки, с учетом требований действующего законодательства (в т.ч. согласования с органами местного самоуправления) приводит к ухудшению экологической обстановки на территории Ростовкинского сельского поселения ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> и создает угрозу причинения вреда окружающей среде размещением отходов на почве. Нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации населения проживающего в границах Ростовкинского сельского поселения, а также временно находящихся на указанной территории. В том числе, нарушаются права членов СНТ «Флора», СНТ «Птицевод», СНТ «Лотос», в связи с тем, что созданные с нарушением требований законодательства площадки для сбора ТКО не позволяют осуществлять на них сбор ТКО в объемах фактического накопления, вывоз осуществляется на ближайшие площадки ТКО Ростовкинского сельского поселения.

Согласно ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Судом настоящее гражданское дело рассмотрено в порядке заочного производства, против чего сторона истца не возражала.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Как следует из ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В судебном заседании установлено, что 22.04.2022 администрация Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обратилась в Прокуратуру Омского района с жалобой на вывоз ТКО членами садоводческих некоммерческих товариществ, на площадки, образованные для жителей сельского поселения.

Заместителем прокурора Омского района указанное обращение направлено в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Омской области для проведения проверки.

30.05.2022 Министерством природных ресурсов и экологии Омской области в адрес СНТ «Флора» выдано предостережение № 76 о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором указана обязанность по созданию собственной контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Флора».

30.05.2022 Министерством природных ресурсов и экологии Омской области в адрес СНТ «Птицевод» выдано предостережение № 75 о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором указана обязанность по созданию собственной контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Птицевод».

30.05.2022 Министерством природных ресурсов и экологии Омской области в адрес СНТ «Лотос» выдано предостережение № 80 о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором указана обязанность по созданию собственной контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Лотос».

В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления, подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22).

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентировано, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4).

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 5).

Пунктом 6 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлено, что накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Исходя из п. 20 Правил, в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, сведения о таком месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов подлежат включению уполномоченным органом в реестр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании.

В соответствии с п. 5 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» реестр включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 15 Правил).

Пунктами 9, 10 Правил № 1156 предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами, следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 14.02.2020 № 11 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Омской области.

В п. 9 Порядка определено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Омской области обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой, на основании договоров об оказании услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (п. 10 Порядка).

В соответствии с п. 24 Порядка бремя создания, организации и содержания мест (площадок) накопления ТКО и территорий, прилегающих к месту погрузки ТКО, обеспечивающих обращение с ТКО членов садоводческих и (или) огороднических некоммерческих товариществ, лежит на данных некоммерческих товариществах. Контейнерные площадки, специальные площадки для складирования ТКО являются имуществом общего пользования членов садоводческих и (или) огороднических некоммерческих товариществ.

Распоряжением Администрации Омского муниципального района Омской области от 21.01.2019 № Р-19/ОМС-54 утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Омского муниципального района Омской области.

По сведениям Администрации Омского муниципального района Омской области заявки об обустройстве мест (площадок) накопления ТКО на территории СНТ «Флора», СНТ «Лотос», СНТ «Птицевод» не согласовывались.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ СНТ «Флора» является действующим юридическим лицом, имеющим местонахождение: ФИО2 <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ СНТ «Птицевод» является действующим юридическим лицом, имеющим местонахождение: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ СНТ «Лотос» является действующим юридическим лицом, имеющим местонахождение: ФИО2 <адрес>.

01.04.2019 между ООО «Магнит» и СНТ «Флора» заключен договор
№ 1489-2019/ТКО//ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В приложении № 1 к договору место накопления крупногабаритных и твердых коммунальных отходов определено по адресу: ФИО2 <адрес>.

19.03.2020 между ООО «Магнит» и СНТ «Лотос» заключен договор
№ РГ0012726/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В приложении № 1 к договору место накопления крупногабаритных и твердых коммунальных отходов определено по адресу: Карье п (СНТ Лотос, аллея 1).

07.08.2019 между ООО «Магнит» и СНТ «Птицевод» заключен договор № РГ0001237/Р-2019//ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В приложении № к договору место накопления крупногабаритных и твердых коммунальных отходов определено по адресу: ФИО2 <адрес>, СНТ «Птицевод».

Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 1 ст. 7 называет одной из целей осуществления деятельности товарищества создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

Из содержания данных норм Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что постоянно действующий коллегиальный орган управления товариществом самостоятельно заключает договоры с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом, Приказом Минстроя России от 14.102019 № 618/пр утвержден СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения), область применения которого распространяется на проектирование планировки и застройки территории ведения гражданами садоводства, а также зданий и сооружений, находящихся на этой территории.

В таблице 5.1 Свода правил определен обязательный перечень состава зданий, сооружений и удельных показателей площадей земельных участков общего назначения, в состав которого входит площадка для контейнеров твердых коммунальных отходов.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились и не представили доказательств в оспаривание заявленных исковых требований.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденном Указом Губернатора Омской области от 24.01.2011 № 8, Министерство природных ресурсов и экологии Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сферах: 1) отношений недропользования; 2) водных отношений; 3) безопасности гидротехнических сооружений; 4) экологической экспертизы; 5) охраны окружающей среды; 6) особо охраняемых природных территорий регионального значения; 7) охраны, федерального государственного надзора и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания; 8) охоты и сохранения охотничьих ресурсов; 9) обращения с отходами производства и потребления.

Министерство в сфере охраны окружающей среды осуществляет региональный государственный экологический надзор (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности (п. 12 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии).

Истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие отсутствие у СНТ «Флора», СНТ «Птицевод» и СНТ «Лотос» оборудованных в установленном законом порядке контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов.

Невыполнение СНТ «Флора», СНТ «Птицевод» и СНТ «Лотос» требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды и размещение ответчиком твердых коммунальных отходов без установленных на то законных оснований на контейнерной площадке, расположенной по адресу: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>, предусмотренной для многоквартирных домов и частных домовладений сельского поселения, может повлечь за собой наступление негативных последствий, а также нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан вследствие загрязнения окружающей среды твердыми коммунальными отходами, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п. 2).

Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» установлено право суда прекратить деятельность, осуществляемую с нарушением природоохранных требований, в случае, если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер.

В соответствии с п. 27Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49, рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.

В целях установления наличия или отсутствия такого противоречия общественным интересам суд вправе вынести на обсуждение лиц, участвующих в деле, данный вопрос, а также предложить им представить соответствующие доказательства (статья 56, часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд вправе отказать в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (абзац 2 пункта 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации). Истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности.

В силу положений статьи 56 ГПК РФ, применительно к приведенным нормам материального права, на истце, заявляющим такое требование, основанием которого является факт нарушения ответчиками законодательства об охране окружающей среды, а также наличие угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, лежит бремя доказывания возможности причинения вреда, вины ответчиков и необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда, который должен доказать возможную опасность причинения вреда гражданам и юридическим лицам в результате продолжения деятельности, создающей такую опасность.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, представленные доказательства, суд находит заявленные Министерством природных ресурсов и экологии Омской области исковые требования к ответчикам о возложении обязанности согласовать создание места (площадки) накопления ТКО с Администрацией Омского муниципального района Омской области обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С учетом изложенного, с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере 300 рублей с каждого.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» (░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» (░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» (░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░» (░░░ №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░» (░░░ №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░» (░░░ №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░

░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.06.2023

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1628/2023 ~ М-1095/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области
Ответчики
СНТ Птицевод
СНТ Лотос
СНТ Флора
Другие
Администрация Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области
ООО Магнит
Администрация ОМР Омской области
Суд
Омский районный суд Омской области
Судья
Дьяченко Тамара Александровна
Дело на сайте суда
omskiycourt--oms.sudrf.ru
25.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2023Передача материалов судье
02.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2023Подготовка дела (собеседование)
05.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2023Судебное заседание
20.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
21.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
15.03.2024Регистрация заявления об отмене заочного решения
09.04.2024Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
10.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее