Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-147/2023 ~ М-23/2023 от 25.01.2023

Дело № 2-147/2023

УИД № 24RS0003-01-2023-000049-81

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта 30 марта 2023 года

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,

при секретаре Дорш О.В.,

с участием прокурора Балахтинского района Красноярского края Варыгина Р.С.,

представителя ответчика Шестаковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, администрации Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности оборудовать вход в здание пандусом с поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в объект социальной инфраструктуры, кнопкой вызова сотрудников администрации, вывеской, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности оборудовать вход в здание пандусом с поручнями для обеспечения беспрепятственною доступа инвалидов в объект социальной инфраструктуры, кнопкой вызова сотрудников администрации, вывеской, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, ссылаясь на то, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой выявлены нарушения данного законодательства в деятельности администрации Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края. В нарушение требований законодательства, вход в здание администрации Ровненского сельсовета Балахтинского района, расположенное по адресу: <адрес>, пандусом с поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры, а также кнопкой вызова сотрудника администрации не оборудован, вывеска с названием организации, графиком работы организаций планом здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне при входе в администрацию Ровненского сельсовета отсутствует. Перечисленные нарушения стали возможны в результате несоблюдения ответственными должностными лицами муниципального образования Ровненский сельсовет Балахтинского района требований законодательства о социальной защите инвалидов. Просит суд обязать администрацию Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края обустроить вход в здание по адресу: <адрес>, пандусом с поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры, а также кнопкой вызова сотрудника администрации; обязать администрацию Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края оборудовать вход в здание по адресу: <адрес>, вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления его в законную силу.

Впоследствии истец уточнил заявленные исковые требования, ссылаясь на то, что собственником здания, где располагается администрация Ровненского сельсовета, является администрация Балахтинского района Красноярского края, просит суд обязать администрацию Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, администрацию Балахтинского района Красноярского края обустроить вход в здание по адресу: <адрес>, пандусом с поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры, а также кнопкой вызова сотрудника администрации; обязать администрацию Ровненского сельсовета Балахтинского района. Красноярского края, администрацию Балахтинского района Красноярского края оборудовать вход в здание по адресу: <адрес>, вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления его в законную силу.

Определением суда от 09.03.2023г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Балахтинского района Красноярского края

В судебном заседании прокурор Балахтинского района Красноярского края Варыгин Р.С. уточненные исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика – глава Ровненского сельсовета Балахтинского Красноярского края Шестакова М.В., действующая на основании Устава и решения Ровненского сельского Совета депутатов от 06.11.2020 года № 3-11р, в судебном заседании исковые требования признала, суду пояснила, что здание администрации, действительно, не оборудовано пандусом, отсутствует вывеска, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля, и кнопка вызова сотрудников администрации. Но вывеска и кнопка вызова уже находятся в процессе изготовления, в течение 6 месяцев обязуются устранить нарушения законодательства относительно вывески и кнопки вызова. Вместе с тем, выполнить требования истца в части установки пандуса не представляется возможным, поскольку администрация Ровненского сельсовета не является собственником помещения и за свой счет не может обустроить пандус в не принадлежащим ей здании.

Представитель ответчика – администрации Балахтинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя администрации Балахтинского района Красноярского края.

Выслушав прокурора представителя ответчика администрации Ровненского сельсовета, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр утвержден Свод правил СП 59.13330.2020. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», в соответствии с п. 5.1.14 которого установлено, что у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать: пандусы при перепаде высот от 0,14 м до 6,0 м; платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ Р 55555 при перепаде высот до 3,0 м*; лифты при перепаде высот от 3,0 м и более. Длину одного марша пандуса с учетом продольного уклона принимают по таблице 5.1. Не допускаются марши пандуса с продольным уклоном более 80 ‰ (1:12,5). 2. В стесненных условиях допускается увеличение уклона марша пандуса до 100 ‰ при длине его наклонных плоскостей до 5,0 м, при этом передвижение людей на кресле-коляске должно быть с помощью сопровождающих лиц. 5.1.16 Горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса должны быть с размерами прохожей части, не менее: на общих путях движения с встречным движением – ширина – 1,8 м, длина – 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса – 1,8 * 1,8 м; при движении в одном направлении – ширина – 1,5 м, длина – 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса – 1,5 * 1,5 м. На горизонтальных площадках пандусов для водоотведения следует предусматривать продольный уклон в сторону спуска или поперечный уклон от 5 до 10 ‰. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м. 5.1.17 Поверхность пандуса должна быть нескользкой с учетом требований 5.1.11. При каждом изменении направления устанавливается промежуточная горизонтальная площадка, обеспечивающая поворот кресла-коляски. В качестве поверхности пандуса допускается использовать металлические решетки. Размеры ячеек должны соответствовать требованиям 5.1.18. При этом конструкция пандуса должна выдерживать нагрузку не менее 250 кг/м2 с прогибом не более 5 мм. При применении для пандусов металлических решеток из просечно-вытяжного листа допускается максимальный размер ячеек в направлении движения – 20 мм. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделена цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.

Судом установлено, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой установлено, что вход в здание администрации Ровненского сельсовета Балахтинского района, расположенной по адресу: <адрес>, пандусом с поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры, а также кнопкой вызова сотрудника администрации не оборудован, вывеска с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненным рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне при входе в администрацию Большесырского сельсовета отсутствует.

09.09.2022 года в адрес Главы Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края направлено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.

Согласно ответу Администрации Ровненского сельсовета от 09.10.2022 года на представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и самостоятельного передвижения, на территории сельсовета нет. Здание сельского дома культуры, в котором находятся помещения администрации Ровненского сельсовета, невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов. Кроме этого в 2021году здание СДК с. Ровное было передано в собственность муниципального образования Балахтинский район Красноярского края в процессе разграничения муниципального имущества. Согласно утвержденным административным регламентам, оказание муниципальных услуг инвалидам, осуществляется на первом этаже здания, при необходимости специалисты, в телефонном режиме, оказывают инвалидам помощь, необходимую для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлений необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий. Так же предусмотрена возможность выезда для предоставления необходимой услуги по месту жительства инвалида.

17.02.2023 года администрацией Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края заключен муниципальный контракт с ООО «Вся реклама» на изготовление вывесок в количестве 4 штук (тактильная вывеска на улицу размер 60х40 см, табличка на улицу 60х40 см, тактильная табличка мнемосхема размер 61х47 см. 2 шт) в срок до 31.03.2023 года включительно. Согласно акту от 20.02.2023 года, указанные услуги выполнены полностью и в срок.

Решением Ровненского сельского совета депутатов от 29.10.2021 года р., согласован перечень имущества, подлежащего передаче из муниципальной собственности муниципального образования Ровненский сельсовет в муниципальную собственность муниципального образования Балахтинский район Красноярского края. Согласно указанному перечню в собственность муниципального образования Балахтинский район Красноярского края перешло нежилое здание и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.01.2023 года, нежилое здание дома культуры с кадастровым , расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности муниципального образования Балахтинский район Красноярского края.

Согласно фототаблице, вход в здание администрации Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края по адресу: <адрес> - пандусом не оборудован, вывеска с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне при входе в администрацию Ровненского сельсовета отсутствует, что не оспаривается ответчиком в судебном заседании. При этом, ответчиком не представлено доказательств отсутствия технической возможности установки пандуса или иного подъемного устройства.

Таким образом, судом установлено, что администрацией Балахтинского района Красноярского края, администрацией Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание, чем существенно нарушены права данной категории лиц.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации, требования о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер и не содержат каких-либо исключений конструктивных особенностей зданий, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора.

Вместе с тем, учитывая, что собственником нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, является муниципальное образование Балахтинский район Красноярского края, суд считает, что обязанность по установке пандуса или иного подъемного устройства необходимо возложить также на собственника помещения – муниципальное образование Балахтинский район Красноярского края в лице администрации Балахтинского района Красноярского края.

Учитывая, что администрацией Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края принимаются меры по исполнению требования законодательства в части изготовления вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, кнопки вызова сотрудников администрации при входе в администрацию, суд возлагает на администрацию Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края устранение нарушения требований законодательства в указанной части. При этом, оснований для возложения этой же обязанности на администрацию Балахтинского района суд не усматривает.

При установлении срока исполнения возложенной обязанности суд принимает во внимание характер и последствия допускаемых нарушений, а также объем подлежащих совершению организационных и иных мероприятий, в связи с чем, устанавливает срок исполнения решения суда в части изготовления вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, кнопки вызова сотрудников администрации в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а по оборудованию входа в здание администрации пандусом с поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры – в срок до 31.12.2023 года.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина взысканию с ответчиков не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края удовлетворить частично.

Обязать администрацию Балахтинского района Красноярского края, администрацию Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края в срок до 31.12.2023 года обустроить вход в здание администрации по адресу: <адрес>:

- пандусом с поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры.

Обязать администрацию Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обустроить вход в здание администрации по адресу: <адрес>:

- кнопкой вызова сотрудника администрации,

- вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В удовлетворении исковых требований к администрации Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности обустроить вход в здание администрации по адресу: <адрес> кнопкой вызова сотрудника администрации, вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 03.04.2023г.

2-147/2023 ~ М-23/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Балахтинского района
Ответчики
Администрация Ровненского сельсовета
Администрация Балахтинского района Красноярского края
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Лябзина Татьяна Георгиевна
Дело на странице суда
balahta--krk.sudrf.ru
25.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2023Передача материалов судье
25.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2023Судебное заседание
09.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Судебное заседание
03.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2023Дело оформлено
10.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее