Дело № 2-2824/2023
22RS0065-02-2023-001839-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2023 года город Барнаул
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Лопуховой Н.Н.,
при секретаре Кошелевой Ю.Т.,
с участием истца Русаковой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русаковой Галины Васильевны к Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о включении недвижимого имущества в наследственную массу, признании права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Русакова Г.В. (истец) обратилась в Индустриальный районный суд г. Барнаула с иском к Администрации г. Барнаула, Администрации Индустриального района г. Барнаула о включении в наследственную массу после смерти Русакова Ю.В., умершего 16.03.2021 г., имущества в виде квартиры общей площадью 26 кв.м., расположенной на 5 этаже многоэтажного жилого дома по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Волгоградская, д. 55, кв. 40, кадастровый номер 22:63:010640:627; признании права собственности на указанное имущество.
В обоснование иска указано, что истец является супругой Русакова Ю.В., умершего 16.03.2021 г. Нотариусом Барнаульского нотариального округа Плевако И.В. было открыто наследственное дело № 87/2021, согласно которому было предоставлено имущество для включения в наследственную массу, в том числе и квартира общей площадью 26 кв.м., расположенная на 5 этаже многоэтажного жилого дома по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Волгоградская, д. 55, кв. 40, кадастровый номер 22:63:010640:627. Вместе с тем, в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону в отношении вышеуказанной квартиры отказано по причине отсутствия договора долевого участия в строительстве жилья от 13.04.1994 г.
При этом с момента открытия наследства после смерти Русакова Ю.В. истцу как наследнику первой очереди принадлежит право собственности на все наследственное имущество. В том числе, истец произвела фактическое принятие вышеуказанного имущества в виде квартиры, стала владеть и управлять им, способствовала его сохранности и производила оплату за ее содержание (оплату коммунальных услуг и капитального ремонта).
Определением суда от 20.04.2023 г., занесенным в протокол судебного заседания, с согласия истца в порядке ст. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена ненадлежащих ответчиков Администрации г. Барнаула, Администрации Индустриального района г. Барнаула на надлежащего ответчика КЖКХ г. Барнаула.
В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще о дате, времени и месте его проведения, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, представила отзыв на исковое заявление (л.д. 95), полагала, что для разрешения спора истцу необходимо представить доказательства, подтверждающие право собственности наследодателя на спорную квартиру.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно ст. 114 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 – 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства, наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В силу п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 23.08.1973 г. между Русаковым Юрием Васильевичем, 07.11.1950 года рождения, и Ломовой Галиной Васильевной, 15.12.1951 года рождения, заключен брак, после регистрации брака супругам присвоена фамилия «Русаковы», что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 15).
16.03.2021 г. Русаков Ю.В. умер (л.д. 16).
Соответственно Русакова Г.В. является наследником первой очереди к имуществу своего супруга Русакова Ю.В.
Как следует из материалов дела, по заявлению Русаковой Г.В. нотариусом Барнаульского нотариального округа Плевако И.В. заведено наследственное дело № 87/2021 после смерти Русакова Ю.В. (л.д. 34-84).
Иных наследников, принявших наследство Русакова Ю.В., по материалам наследственного дела не установлено.
Соответственно истец является единственным наследником принявшим наследство Русакова Ю.В., а также пережившей супругой наследодателя.
Русаковой Г.В. выданы свидетельства о праве на наследство по закону на наследственное имущество Русакова Ю.В., а именно:
- на денежные средства, находящиеся на счете № 40817810002141807729 в подразделении № СИБ/8644/138 Сибирского банка ПАО Сбербанк с причитающимися процентами, компенсациями и выплатами, открытыми на имя наследодателя;
- ? долю в праве собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, п. Новомихайловка, ул. Молодежная, д. 57;
- ? долю в праве собственности на автомобиль марки НИССАНМАРЧ, идентификационный номер: отсутствует, год выпуска: 1998, регистрационный знак: О632УС22.
Русаковой Г.В., как пережившей супруге наследодателя, выдано свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, на ? долю в праве собственности на автомобиль марки НИССАНМАРЧ, идентификационный номер: отсутствует, год выпуска: 1998, регистрационный знак: О632УС22.
01.08.2022 г. Русакова Г.В. обратилась к нотариусу с заявлением, в котором просила внести в наследственную массу квартиру по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Волгоградская, д. 55, кв. 40 (л.д. 81).
Постановлением нотариуса Барнаульского нотариального округа Плевако И.В. № 54/251-н/22-2022-2 от 31.08.2022 г. истцу отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону в отношении спорного имущества в связи с отсутствием подлинных правоустанавливающих документов на вышеуказанный объект недвижимости (договора субдолевого участия в строительстве жилья), а также отсутствием государственной регистрации права собственности наследодателя на квартиру (л.д. 82).
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с п. 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности; имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Согласно ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
В соответствии со ст. 1150 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью.
Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, данным в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество (п. 2 ст. 256 ГК РФ, ст. 36 СК РФ), а также доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное (п. 1 ст. 256 ГК РФ, ст. ст. 33, 34 СК РФ).
Таким образом, если переживший супруг призывается к наследованию вместе с другими наследниками первой очереди, то сначала определяется размер его доли в совместно нажитом во время брака имуществе, а затем оставшаяся часть имущества делится среди наследников по закону, в число которых входит и переживший супруг.
Согласно регистрационному удостоверению № АК 002415, выданному Барнаульским бюро технической инвентаризации 27.05.1997 г., на основании договора субдолевого участия в строительстве жилья от 13.04.1994 г. за Русаковым Ю.В. зарегистрировано право собственности на квартиру приведенной площадью – 26,9 кв.м., полезной площадью – 26,0 кв.м., жилой площадью – 10,5 кв.м., расположенную по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Волгоградская, д. 55, кв. 40 (л.д. 14).
В соответствии с информацией, полученной из ЕГРН, сведения о зарегистрированных правах в отношении жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Волгоградская, д. 55, кв. 40, площадью 26 кв.м., кадастровый номер 22:63:010640:627, отсутствуют (л.д. 31-32).
Как следует из сведений ППК «Роскадастр», квартира № 40, расположенная по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Волгоградская, д. 55, значится за Русаковым Ю.В., 07.11.1950 года рождения, на основании документа регистрации недвижимости от 27.05.1997 г. (л.д. 93).
В силу статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признавались юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Аналогичное правило установлено частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Учитывая, что на дату приобретения Русаковым Ю.В. права собственности на спорную квартиру Федеральный закон N 122-ФЗ от 21.07.1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не действовал, и до создания органов юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним органы технической инвентаризации исполнительных комитетов местных Советов выполняли функции по регистрации прав на недвижимость в виде строений, сооружений и сделок с этим имуществом, и в соответствии с пунктом 5.1 действовавшей в спорный период Инструкции о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации (утв. Приказом ЦСУ СССР от 15.07.1985 г. N 380) было предусмотрено, что данные о праве собственности на жилые дома (помещения) вносятся бюро технической инвентаризации в реестровые книги данного населенного пункта, а также в инвентаризационные карточки в соответствии с теми пунктами и графами, которые в них предусмотрены, и право собственности Русакова Ю.В. на квартиру зарегистрировано в БТИ, то есть в порядке, действовавшем в спорный период времени, то суд приходит к выводу о том, что факт регистрации права собственности на квартиру за Русаковым Ю.В. в органах БТИ признается юридически действительным при отсутствии сведений о государственной регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости об объекте недвижимости, соответственно в ходе судебного рассмотрения нашел свое подтверждение факт того, что Русаков Ю.В. является собственником спорной квартиры.
Доказательств обратного не предоставлено.
С учетом приведенных выше норм действующего законодательства, учитывая, что спорное имущество приобретено супругами Русаковыми в браке, соответственно, это имущество (квартира), независимо от того, что право собственности зарегистрировано на период его приобретения в установленном порядке за Русаковым Ю.В., является совместным, доли супругов в праве собственности на это имущество, с учетом положений ст.ст. 20, 21 КоБС РСФСР, 39 Семейного кодекса Российской Федерации равны, и составляют по ?.
Установленные судом обстоятельства никем не оспариваются, доказательств обратного в дело не представлено.
В этой связи, с учетом норм действующего законодательства, истцу принадлежит ? доля в праве собственности на квартиру по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Волгоградская, д. 55, кв. 40, как пережившей супруге Русакова Ю.В., оставшаяся ? доля в праве собственности на квартиру принадлежит Русакову Ю.В. и является наследственной массой.
С учетом того, что истец приняла наследство Русакова Ю.В. путем подачи заявления нотариусу, следовательно, она приняла все причитающееся наследственное имущество, в том числе и в виде принадлежащей Русакову Ю.В. на момент смерти ? доли в праве собственности на спорную квартиру, то суд, с учетом положений п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что ? доля в праве собственности на квартиру, принадлежащая Русакову Ю.В. признается принадлежащей Русаковой Г.В. со дня открытия наследства независимо от того, что свидетельство о праве на наследство по закону не выдано и государственная регистрации права наследника на это имущество не осуществлена.
Таким образом, суд полагает необходимым признать за истцом право собственности на спорное жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Волгоградская, д. 55, кв. 40, исходя из того, что ? доля в праве собственности на квартиру принадлежит истцу, как пережившей супруге наследодателя, и ? доля в праве собственности на квартиру принадлежит в порядке наследования.
В этой связи исковые требования в части признании за истцом права собственности на спорную квартиру подлежат удовлетворению.
Оснований для удовлетворения требований истца о включении в наследственную массу после смерти Русакова Ю.В., умершего 16.03.2021 г., имущества в виде квартиры по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Волгоградская, д. 55, кв. 40, кадастровый номер 22:63:010640:627, у суда не имеется, так как оно заявлено излишне, поскольку фактически является основанием иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░, ░.░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░░░░░, ░.55, ░░.40.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 23 ░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░, ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░ 23.05.2023 ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-2824/2023 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░.