Дело №2-15/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2021 г. с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи Албанчиновой К.В., при секретаре Вайзингер М.В.,
с участием процессуального истца помощника Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Малчинова А.С., ответчика Аршавского В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу к Аршавскому В.Н. о признании отсутствующим право собственности на часть земельного участка, исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости о границах земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности оформления в собственность Аршавского В.Н. земельного участка, имеющего пересечение с землями лесного фонда. В соответствии с выпиской из ЕГРН Аршавский В.Н. является собственником земельного участка категории сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенного в урочище «Сюря» <адрес> Республики Алтай. Указанный земельный участок образован из обособленного земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером №. Из заключения № филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» следует, что указанный земельный участок в части площади <данные изъяты> кв.м, имеет пересечение с землями лесного фонда РФ, расположенным в квартале №267, выделе 7, квартале 265, выделе 46 Пыжинского участкового лесничества Турочакского лесничества. Кроме того, указанным заключением определены координаты поворотных точек границы пересекаемой части спорного земельного участка. На части спорного земельного участка находится исторически образовавшийся массив леса, относящийся к землям лесного фонда, управление которым осуществляет Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай. 15 апреля 2009 г. на спорном земельном на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок с категорией земель: земли лесного фонда площадью <данные изъяты> га., расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, Телецкое лесничество и выдано свидетельство о государственной регистрации права. При этом установленная категория спорного земельного участка «сельскохозяйственного назначения» и его нахождение в собственности ответчика препятствует Российской Федерации, как собственнику земель лесного фонда, в реализации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, препятствует предоставлению лесов в пользование на основаниях, установленных Лесным кодексом РФ Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами. При отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства. Процессуальный истец просит суд признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Аршавского В.Н. на часть земельного участка с кадастровым номером №, имеющую площадь <данные изъяты> кв.м., расположенного в урочище «Сюря» <адрес> Республики Алтай; исключить из Единого государственного реестра недвижимости записи (сведения) о данных площадях и координатах границ из указанного земельного участка.
Определением суда от 25.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация МО «Турочакский район».
Определением суда от 15.01.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект».
Представители - Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили. Представители - Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект», Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай в письменных заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), с учетом мнения процессуального истца, суд полагает возможным рассмотреть данное дело при существующей явке.
В судебном заседании помощник Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Малчинов А.С. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил удовлетворить исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.
Ответчик Аршавский В.Н. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, о чем суду подал соответствующее заявление, приобщенное к материалам дела.
Выслушав процессуального истца, ответчика, изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 7 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии со ст.ст. 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Положениями ст.ст. 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а также полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
На основании ст. 103 Земельного кодекса Российской Федерации к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 настоящего Кодекса (ч. 1). Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев (ч. 2).
Частью 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
На основании п. 2 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 г., признается юридически действительным.
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
В судебном заседании на основании выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что земельный участок с кадастровым номером № имеет площадь <данные изъяты> кв.м., дату постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, статус сведений об объекте недвижимости - актуальные, данные о местоположении - установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка урочище «Сюря», <адрес> Республика Алтай.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по республике Алтай, на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, за Российской Федерацией, на праве собственности, зарегистрировано право на земельный участок, условный №, площадью <данные изъяты> кв.м, из категории земель лесного фонда с видом разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства, имеющий местоположение - Республика Алтай, Турочакский район, Телецкое лесничество, запись о регистрации права №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд не находит оснований отказа в принятии заявления ответчика о признании исковых требований в полном объеме, так как данное признание иска подписано ответчиком, последствия признания исковых требований ему разъяснены и понятны, данное признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании положений ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно чЛ ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец на основании ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина, исчисляемая согласно ст. 333.19 настоящего кодекса, подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Турочакский район».
Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу к Аршавскому В.Н., удовлетворить.
Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Аршавского В.Н. на часть земельного участка с кадастровым номером №, имеющую площадь <данные изъяты> кв.м., расположенного в урочище «Сюря» <адрес> Республики Алтай в следующих точках координат:
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости записи (сведения) о данных площадях и координатах границ из указанного земельного участка.
Взыскать с Аршавского В.Н. в доход бюджета муниципального образования «Турочакский район» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение суда является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об объектах недвижимости о характерных точках границ и площади земельного участка с кадастровым номером 04:03:070102:44.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2021 г.
Судья К.В. Албанчинова