УИД №RS0№-04
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2023 года Керченский городской суд Республики Крым в составе:
судьи Коротковой Л.М.
при секретаре Чикмановой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Керчи гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» к Гордовой Дарье Николаевне, третьи лица: Департамент социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки,-
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с настоящим иском в Керченский городской суд и просит взыскать с ответчицы 73 070 рублей 77 коп. неосновательного обогащения.
Свои исковые требования мотивирует тем, что ответчица ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым через портал госуслуг с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Сотрудниками департамента была отобрана расписка от Гордовой Д.Н. об ответственности о предоставленных данных. На основании ее заявления Департаментом труда и социальной защиты такая выплата на ребенка-дочь ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ была назначена на период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2256,77 руб.; с 01.09.2022г. по ДД.ММ.ГГГГ в размере по 13 992,00 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 11 735,23 рублей. Указанные суммы перечислялись ей на ее расчетный счет в АО ГЕНБАНК. ДД.ММ.ГГГГ в Департамент труда и социальной защиты обратился с заявлением ее бывший супруг ФИО3 и указал, что несовершеннолетний ребенок на основании решения Керченского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ проживает с ним, поэтому пособие ответчице не положено. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом труда и социальной защиты была прекращена выплата ответчице на ребенка и предложено добровольно погасить полученную нею сумму в размере 73070 рублей. Однако, ответчица добровольно ее не погасила. Считает, что ответчица неосновательно получала ежемесячные выплаты, они являются неосновательным обогащением и подлежат взысканию с нее принудительно в судебном порядке.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования и просит их удовлетворить.
Ответчица Гордова Д.Н., будучи надлежащим образом извещенной о слушании дела, в судебное заседание не явилась, судебная корреспонденция возвращена за истечением срока хранения.
Представитель третьего лица- Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым( далее ДТСЗН), будучи надлежащим образом извещенными в судебное заседание не явился, просит дело рассматривать в его отсутствие и мнения по иску не представил.
Выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что по смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Гордова Д.Н. через единый портал государственных услуг обратилась в ДТСЗН администрации <адрес> с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, заполнив все предусмотренные формой данного заявления графы(л.д.4-6).
В рамках межведомственного информационного взаимодействия специалистом ДТСЗН администрации <адрес> были направлены запросы в органы, предоставляющие сведения, необходимые для предоставления данной государственной услуги.
При получении ответов на запросы, в том числе, о регистрации ответчицы с ребенком в <адрес> по одному адресу, неполучении алиментов заявительницей, решением ДТСЗН администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Гордовой Д.Н. назначена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 384 на ребенка-дочь ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ на период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2256,77 руб.; с 01.09.2022г. по ДД.ММ.ГГГГ в размере по 13 992,00 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 11 735,23 рублей(л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ в ДТСЗН обратился с письменным заявлением ФИО3, в котором указал, что ответчица указала недостоверные сведения при оформлении пособия, а именно то обстоятельство, что ребенок по решению суда проживает с ним(л.д.14) и приложил копию решения Керченского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ об определении места жительства ребенка с отцом и прекращении взыскания с него алиментов в пользу ответчицы (л.д.12-13). Решение суда вступило в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Протоколом ДТСЗН от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о прекращении выплаты пособия ответчице (л.д.15).
Исходя из представленных истцом сведений о произведенных выплатах, у Гордовой Д.Н. образовалась переплата ежемесячной денежной выплаты в сумме 73070,77 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(л.д.20).
Согласно статьи 2 Закона Республики Крым № 53-ЗРК/2020 от 06.04.2020 года(действующего на момент обращения) "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет" право на ежемесячную выплату имеет один из родителей (законный представитель ребенка) на каждого совместно проживающего с ним ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно при условии, что размер среднедушевого дохода семьи таких лиц не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Республике Крым в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, и подавший до 31 декабря 2022 года включительно заявление о назначении ежемесячной выплаты. Право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ (ред. от 8 июня 2020 г.) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", находятся в распоряжении таких органов либо организаций и указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе.
Межведомственное информационное взаимодействие в целях назначения и выплаты пособий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В заявлении о назначении ежемесячной денежной выплаты Гордова Д.Н. указала все необходимые сведения, предусмотренные формой данного заявления. Предоставление дополнительных сведений, в частности, о месте проживания ребенка с одним из родителей в случае спора между ними, от нее не требовалось, поскольку установленной формой заявления, заполняемой на портале госуслуг, указание данных сведений не предусмотрено. При этом, ДТСЗН также не потребовал от Гордовой Д.Н. представить указанные сведения.
Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, о чем прямо указано в статье 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Статьей 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что орган социальной защиты населения имеет право на выборочную проверку правильности представленных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанный орган запрашивает и безвозмездно получает необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.
Выборочный характер проверки означает, что органом социальной защиты проверяется лишь та часть сведений, в отношении которой у инспектора возникают сомнения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Основные требования); примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Примерный перечень); типовая форма заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Согласно пункту 2 Основных требований ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации (пункт 3).
Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации (пункт 4).
Согласно статье 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).
Истец полагает, что являясь получателем государственной социальной выплаты, ответчица скрыла факт, что ребенок проживает не с ней, а с отцом, что привело к переплате государственной социальной помощи. Поскольку в добровольном порядке Гордова Д.Н. не возместила излишне полученные нею суммы, исходя из требований ст. 1102 ГК РФ эти суммы являются неосновательным обогащением, имеются основания для взыскания с Гордовой Д.Н. в пользу истца суммы переплаты государственной социальной помощи в сумме 73070,77 рублей.
Суд не согласен с позицией истца и полает, что в удовлетворении иска необходимо отказать, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (обязательства вследствие неосновательного обогащения), применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо одновременное наличие трех условий: наличие обогащения; обогащение за счет другого лица; отсутствие правового основания для такого обогащения.
Согласно правилам распределения бремени доказывания, лицо, заявляющее требование неосновательного обогащения, должно доказать, что ответчик приобрел или сберег имущество за счет истца и что такое сбережение или приобретение имело место без установленных законом или сделкой оснований.
Судом установлено, что ответчица как законный представитель ребенка в возрасте от 3 до 7 лет не лишенная родительских прав, имела право на получение спорной выплаты ка один из родителей, получила ее.
При этом законодатель не предусматривает, что для обязательного назначения социальной выплаты одним из родителей необходимы письменные подтверждения, что отсутствуют судебные решения об определении места жительства ребенка с одним из родителей.
Как усматривается из обозренного гражданского дела №г по иску ФИО3 к ФИО4 об определении места жительства ребенка и прекращении взыскания алиментов ответчица в судебных заседаниях не присутствовала, вся судебная корреспонденция возвращалась ей за истечением срока хранения, копию решения суда она также не получала. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчица не знала о принятом решении об определении места жительства ребенка при обращении в ДТСЗН с заявлением о назначении меры социальной поддержки.
При этом суд учитывает, что второй законный представитель ребенка до настоящего времени в ДТСЗН с заявлениями о получении такой меры социальной поддержки не обращался.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Основные требования).
П. 12 указанных основных требований не предусмотрена обязанность одного их родителей, обратившегося с заявлением о назначении меры социальной выплаты указывать в заявлении данные с кем из родителей проживает фактически ребенок на день обращения, следовательно ответчица не скрывала указанный факт, доказательств, что она распорядилась полученными средствами не в интересах ребенка суду также не представлено что, не может свидетельствовать о недобросовестности с ее стороны и необходимости возврата излишне полученных денежных средств.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства; и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственных пособий и льгот, в том числе, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 года № 1327.
Суд также учитывает правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 года N 1-П, согласно которой принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22 июня 2017 года N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет, в том числе, оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения: ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.
Только в случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае единовременной денежной выплаты, без установленных законом оснований, с него как с лица, получившего и пользовавшегося государственной социальной помощью в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная сумма государственной социальной помощи подлежит взысканию по правилам статьи 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение при установлении отсутствия недобросовестных действий работников истца.
Суд полагает, что истцом не представлены доказательства представления недостоверных данных и нецелевого использования ответчицей полученной выплаты, его доводы строятся на предположениях.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что недобросовестных действий ответчицы, направленных на получение мер социальной поддержки, судом не установлено, следовательно, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>» к Гордовой Дарье Николаевне, третьи лица: Департамент социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение одного месяца.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>