Дело № 12-1032/2023
25RS0002-01-2023-006934-18
РЕШЕНИЕ
город Владивосток 24 октября 2023 года
Судья Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края Елькина А.В., рассмотрев протест заместителя Приморского транспортного прокурора Исаева В.Н. на постановление заместителя главного государственного инспектора города Владивостока по пожарному надзору от 28 июня 2023 года № 184 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Владивостокский морской терминал»,
установила:
постановлением заместителя главного государственного инспектора города Владивостока по пожарному надзору Паленого А.Ю. от 28 июня 2023 года № 184 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Владивостокский морской терминал» (далее – ООО «ВМТ»).
Не согласившись с постановлением должностного лица, заместитель Приморского транспортного прокурора Исаев В.Н. подал протест, в котором просит отменить постановление, возвратить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании помощник Приморского транспортного прокурора Евтушенко Р.А. настаивал на удовлетворении протеста.
Защитники ООО «ВМТ» Колганко И.Г. и Скиндер И.В. полагали вынесенное постановление о прекращении производства по делу законным и обоснованным, представили письменные возражения.
Заместитель главного государственного инспектора города Владивостока по пожарному надзору Паленый А.Ю. в судебном заседании указал, что производство по делу прекращено на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, поскольку ранее за выявленные в ходе проверки ООО «ВМТ» нарушения требований пожарной безопасности к ответственности было привлечено должностное лицо предприятия.
Изучив доводы протеста, материалы дела, выслушав прокурора, защитников, прихожу к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения Приморской транспортной прокуратурой с 03.05.2023 по 30.05.2023 проверки исполнения ООО «ВМТ» законодательства о пожарной безопасности в помещениях нежилого административного здания, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Нижнепортовая, д. 1, находящегося в собственности ООО «ВМТ», установлено, что требования законодательства о пожарной безопасности исполняются ненадлежащим образом, а именно:
на объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем (системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; огнестойкость и пожарная опасность здания и сооружения; огнестойкость и пожарная опасность строительных конструкций);
на объекте защиты не разработан утверждаемый руководителем организации регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, составляемый с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем;
информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности, не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты);
не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре). Недостатки указаны в акте проверки технического состояния автоматической установки пожарной сигнализации и автоматической установки пожаротушения от 24.03.2023;
на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечил проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты, а также посетителей, других лиц, находящихся в здании, сооружении;
на объекте защиты не хранится документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них;
на объекте защиты с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного;
в помещении электрощитовой 3 этажа руководитель организации не обеспечил проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями, трубопроводами;
части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Противопожарные перегородки в помещениях с подвесными потолками не разделяют пространство над ними, в помещениях электрощитовых 1, 2 этажа стены возведены до подвесного потолка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 02.06.2023 заместителем Приморского транспортного прокурора постановления о возбуждении в отношении ООО «ВМТ» дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, материалы дела направлены для рассмотрения в ГУ МЧС России по Приморскому краю.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Положения Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ) обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).
В вынесенном по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлении заместитель главного государственного инспектора города Владивостока по пожарному надзору указал на установление им обстоятельств для прекращения производства по делу на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - предусмотренных КоАП РФ обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности, а именно, обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 2.1 КоАП РФ, в связи с чем прекратил производство по делу в отношении юридического лица.
В силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 данной статьи.
Вместе с тем из постановления, а также материалов дела об административном правонарушении не усматривается совокупности обстоятельств, которые бы свидетельствовали о наличии установленной частью 4 статьи 2.1 КоАП РФ совокупности обстоятельств для освобождения ООО «ВМТ» от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом органа пожарного надзора не установлены и в постановлении не приведены сведения о привлечении к административной ответственности иных лиц за выявленные в ходе проведенной проверки нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства, свидетельствующие о том, что юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения установленных правил и норм, соответствующими доказательствами не подтверждены, указанный вопрос при рассмотрении дела не исследовался.
Допущенные должностным лицом процессуальные нарушения являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, составляет один год и на момент рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не истек, постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
протест заместителя Приморского транспортного прокурора Исаева В.Н. на постановление заместителя главного государственного инспектора города Владивостока по пожарному надзору Паленого А.Ю. от 28 июня 2023 года № 184 удовлетворить.
Постановление заместителя главного государственного инспектора города Владивостока по пожарному надзору Паленого А.Ю. от 28 июня 2023 года № 184 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Владивостокский морской терминал», отменить, дело направить на новое рассмотрение в Главное управление МЧС России по Приморскому краю.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Елькина