УИД № 57RS0022-01-2020-002533-61
Производство № 2-67/2021г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2021 года г. Орёл
Заводской районный суд г. Орла в составе председательствующего судьи Зацепилиной Е.В.,
при секретаре Ивановой М.В.,
гражданское дело по иску прокурора Брянского гарнизона в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Мишину К.А., призывной комиссии г. Орла Орловской области, призывной комиссии Орловской области, ФКУ Военный комиссариат Орловской области о признании решений незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Брянского гарнизона в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц (далее – прокурор, истец) обратился в суд с иском к Мишину Константину Александровичу (далее – Мишин К.А., ответчик) о признании решения призывной комиссии незаконным и военного билета недействительным, указав, что военной прокуратурой Брянского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата Орловской области и военных комиссариатов по муниципальным образованиям требований законодательства о призыве граждан на военную службу, по результатам которой установлено, что 20.01.2009 на воинский учет в военном комиссариате по Заводскому и Советскому районам г. Орла (в настоящее время военный комиссариат г.Орла Орловской области) поставлен Мишин К.А., 11.10.1992 года рождения. Ответчик в период весеннего призыва 2015 года представил в военный комиссариат акт исследования состояния здоровья № 78 от 03.04.2015, выданный БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко», в соответствии с которым он имеет заболевание, препятствующее прохождению военной службы, – (информация скрыта). На основании указанного медицинского документа Мишин К.А. решением призывной комиссии по Заводскому и Советскому районам г. Орла от 26.05.2015 № 28 признан «В» - ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва на военную службу на основании п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона № 53-Ф3, ему выдан военный билет серии AС № 2551923 от 10.06.2015. Вместе с тем, согласно сведениям, представленным БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко», Мишин К.А. в данное лечебное учреждение в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 не обращался. Поскольку Мишиным К.А. был представлен подложный (фиктивный) документ - акт исследования состояния здоровья, выписанный на его имя, он, тем самым, ввел членов призывной комиссии в заблуждение относительно состояния своего здоровья. Указанный документ послужил в дальнейшем основанием для принятия решения призывной комиссией о признании Мишина К.А. ограниченно годным к военной службе, установлении категории годности к военной службе - «В», освобождении от призыва на военную службу и зачислении в запас при отсутствии законных на то оснований. Поскольку решение призывной комиссии по Заводскому и Советскому районам г. Орла принято с нарушением установленного порядка, не соответствует требованиям закона, военный билет, выданный на имя ответчика, является недействительным и подлежит возврату в орган, его выдавший.
В связи с изложенным, прокурор, с учетом уточнений и дополнений, просил признать решение призывной комиссии по Заводскому и Советскому районам г. Орла от 26.05.2015 № 28 незаконным, признать решение призывной комиссии Орловской области № 32 от 28.05.2015 в части утверждения решения призывной комиссии от 26.05.2015 незаконным, признать военный билет серии AС № 2551923 от 10.06.2015, выданный на имя Мишина К.А. недействительным, обязать Мишина К.А. вернуть военный билет в военный комиссариат г. Орла Орловской области в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На рассмотрение дела истец не явился, представитель направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В ранее состоявшихся судебных заседаниях, старший помощник военного прокурора Брянского гарнизона Глухоедов И.С. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по изложенным выше основаниям.
На рассмотрение дела ответчик Мишин К.А. не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом – судебной повесткой.
Представитель Военного комиссариата Орловской области Сапунова Т.В. просила отказать в удовлетворении заявленного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель ответчика - призывной комиссии г. Орла Военного комиссариата Орловской области Рыбка Л.П. просила отказать в удовлетворении заявленного иска, поскольку члены призывной комиссии по Заводскому и Советскому районам г. Орла при принятии решения руководствовались представленным призывником актом исследования состояния здоровья № 78 от 03.04.2015, выданным БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко», в соответствии с которым он имеет заболевание, препятствующее прохождению военной службы. Оснований не доверять данному документу у членов призывной комиссии г.Орла, в том числе врачей, входящих в состав комиссии, не имелось. Полагала, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о недостоверности акта исследования состояния здоровья № 78 от 03.04.2015.
На рассмотрение дела третье лицо - БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко» не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено заблаговременно и надлежащим образом – судебной повесткой.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав объяснения свидетеля, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, который осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 22 и пункт 1 статьи 25 вышеназванного федерального закона).
В силу ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно ст.26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На основании п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
По смыслу ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ № 663 от 11.11.2006), проведение мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, а также принятие окончательного решения в отношении призывника после определения категории годности его к военной службе, законодатель возлагает на призывную комиссию, которая создается на время призыва решением главы органа местного самоуправления по представлению военного комиссариата.
Исходя из положений ст.ст. 5, 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военные комиссариаты осуществляют проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет и призыве на военную службу.
В силу ст. 5.1 указанного Федерального закона порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, согласно которому организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.
Согласно п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
Из системного толкования приведенных норм следует, что в обязанности призывной комиссии включены вопросы оценки достоверности и обоснованности сведений о состоянии здоровья призывника, содержащихся в соответствующих медицинских документах, поскольку именно они служат основанием для принятия призывной комиссией определенного решения.
Согласно п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
В соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02 октября 2007 года № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663», решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу (признанного негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья) выносится на основании изучения подлинников акта исследования состояния здоровья с указанием результатов проведенных исследований и поставленного диагноза, выписки из истории болезни, заверенных подписями главного врача и лечащего врача медицинского учреждения и печатью медицинского учреждения, листа медицинского освидетельствования с заключением врачей-специалистов о категории годности призывника и карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приложение № 32 к Инструкции (п.39)).
В судебном заседании установлено, что военной прокуратурой Брянского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата Орловской области и военных комиссариатов по муниципальным образованиям требований законодательства о призыве граждан на военную службу.
В ходе проверки установлено, что 20.01.2009 на воинский учет в военном комиссариате по Заводскому и Советскому районам г.Орла (в настоящее время военный комиссариат г.Орла Орловской области) поставлен Мишин К.А., (дата обезличена) года рождения.
26.05.2015 Мишин К.А. решением призывной комиссии № 28 снят с воинского учета, поскольку признан ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва на военную службу на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основанием для освобождения от призыва на военную службу послужил медицинский документ - акт исследования состояния здоровья Мишина К.А. № 78 от 03.04.2015, выданный БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко», в соответствии с которым Мишин К.А. в период с 27.03.2015 по 03.04.2015 находился на стационарном лечении в БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко», имеет заболевание, препятствующее прохождению военной службы, – «(информация скрыта)
Указанное решение призывной комиссии по Заводскому и Советскому районам г. Орла от 26.05.2015 № 28 утверждено протоколом призывной комиссии Орловской области (протокол от 28.05.2015 № 32).
Из сообщения военного комиссариата Орловской области и учетной карты призывника усматривается, что ответчику выдан военный билет серии АС № 2551923 от 10.06.2015.
Обращаясь в суд, прокурор указал, что поскольку Мишин К.А. в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 за медицинской помощью в БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко» не обращался, им был представлен подложный (фиктивный) документ - акт исследования состояния здоровья, ввиду чего решения призывных комиссий г. Орла и Орловской области, принятые на основании указанного акта, - незаконны.
Указанный довод истца нашел свое подтверждение в судебном заседании.
По информации главного врача БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко» от 22.10.2020 Мишин К.А. за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 в данное лечебное учреждение за медицинской помощью не обращался, на стационарном лечении не находился.
Из справки об исследовании от 17.11.2020, составленной экспертом ЭКЦ УМВД России по Орловской области Ж. С.А., усматривается, что оттиск прямоугольного штампа БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко» и оттиск гербовой печати БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко», расположенные на акте исследования состояния здоровья Мишина К.А. № 78 от 03.04.2015 нанесены формами высокой печати. Оттиск прямоугольного штампа на акте исследования состояния здоровья № 78 от 03.04.2015 и оттиск прямоугольного штампа, представленный в качестве образца, нанесены разными штампами. Ответить на вопрос о выполнении оттиска гербовой печати на акте исследования состояния здоровья № 78 от 03.04.2015 не представляется возможным, поскольку в качестве образца печати представлено изображение оттиска гербовой печати, выполненное способом монохромной электрографии.
В судебном заседании эксперт Ж. С.А. выводы указанного выше исследования поддержала.
Из журнала «Записи обследования призывников» за 2015 год, представленной суду БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко», усматривается отсутствие записей в отношении призывника Мишина К.А. за 2015 год.
Учитывая фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу, что акт № 78 от 03.04.2015 на имя Мишина К.А. лечебным учреждением последнему не выдавался, в лечебное учреждение по поводу заболевания, препятствующего прохождению военной службы, ответчик не обращался, медицинских документов, свидетельствующих, что Мишин К.А. имел диагноз, препятствующий прохождению военной службы, не имеется. Иных доказательств, которые бы свидетельствовали о наличии заболевания у Мишина К.А., дающего основание для освобождения его от призыва на военную службу, материалы дела не содержат. Ввиду указанного, суд приходит к выводу о незаконности решений призывной комиссии г. Орла и призывной комиссии Орловской области, поэтому считает необходимым признать незаконными решения призывной комиссии г. Орла № 28 от 26.05.2015 и призывной комиссии Орловской области (протокол от 28.05.2015 № 32) в части утверждения решения призывной комиссии № 28 от 26.05.2015.
С учетом изложенного, поскольку решения призывных комиссий признаны судом незаконными, исковые требования прокурора о признании недействительным военного билета подлежат удовлетворению, военный билет серии АС № 2551923, выданный 10.06.2015 Мишину Константину Александровичу, подлежит возврату в военный комиссариат г. Орла Орловской области в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора Брянского гарнизона в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Мишину К.А., призывной комиссии г. Орла Орловской области, призывной комиссии Орловской области, ФКУ Военный комиссариат Орловской области о признании решений незаконными – удовлетворить.
Признать решение призывной комиссии г. Орла № 28 от 26.05.2015 и решение призывной комиссии Орловской области № 32 от 28.05.2015 - незаконными.
Признать военный билет АС № 2551923, выданный 10.06.2015 Мишину К.А., – недействительным.
Обязать Мишина К.А. вернуть военный билет в военный комиссариат г. Орла Орловской области в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г.Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 05 апреля 2021 года.
Судья Е.В. Зацепилина