Дело №
РЕ Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2023 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кукурекина К.В., секретаря ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к Государственному унитарному предприятию <адрес> «Севастопольский морской порт» об обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным выше иском (с учетом уточнений) указал, что Севастопольской транспортной прокуратурой в результате проведенных проверочных мероприятий в сфере исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры морского транспортного в деятельности ГУП ГС «Севастопольский морской порт» (далее - ГУП ГС «СМП», Предприятие, Порт), по результатам которой выявлены нарушения, требующие принятия мер реагирования.
Установлено, что ГУП ГС «СМП» является субъектом транспортной инфраструктуры морского транспорта, в хозяйственном ведении за которым закреплены транспортные средства морского транспорта и объекты транспортной инфраструктуры.
В соответствии с распорядительными актами Правительства Севастополя за ГУП ГС «СМП» на праве хозяйственного ведения закреплены гидротехнические сооружения: причал №, пассажирский терминал (причал № 143), расположенные в Южной бухте города
Севастополя.
Решением Федерального агентства морского и речного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № УТБ-1236 причалам № №, 144 - 2 категория обеспечения транспортной безопасности.
На причалы № №, 143 в июле 2017 года ГУП ГС «СМП» разработаны и утверждены планы обеспечения транспортной безопасности.
В ходе ранее проведенной Севастопольской транспортной прокуратурой проверки в деятельности Предприятия, установлено что в нарушение п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона №-Ф№, ст. 12 Закона № 16-ФЗ, пп. 6, 7 п. 5 Требований № вышеуказанные планы разработаны и утверждены до вступления в силу Требований №, не являются актуальными, и не реализованы в порядке и сроки, предусмотренные требованиями законодательства о транспортной безопасности.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес руководителя ГУП ГС «СМП» представления об устранении нарушений требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры.
ДД.ММ.ГГГГ указанное представление рассмотрено уполномоченными лицами Предприятия и удовлетворено. С целью устранения нарушений закона в указанной сфере Портом принят план мероприятий направленный на разработку оценки уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности на причалы №№, 144
Однако, выявленные нарушения фактически устранены не были, что является основанием для обращения прокурора в суд в настоящим исковым заявлением.
Прокурор просит обязать Государственное унитарное предприятие «Севастопольский морской порт» (ИНН/ОРГН: №, <адрес>) провести оценку уязвимости причалов № № расположенных в Южной бухте <адрес>, в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязать Государственное унитарное предприятие «Севастопольский морской порт» (ИНН/ОРГН: №, <адрес>) разработать планы обеспечения транспортной безопасности) на причалы № № расположенные в Южной бухте <адрес>, в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика, представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в соответствии с правилами статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав мнение представителя истца изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, Севастопольской транспортной прокуратурой в результате проведенных проверочных мероприятий в сфере исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры морского транспортного в деятельности ГУП ГС «Севастопольский морской порт» (далее - ГУП ГС «СМП», Предприятие, Порт), по результатам которой выявлены нарушения, требующие принятия мер реагирования.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О противодействии терроризма» (далее - Закон № 35-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее -Закон № 16-ФЗ) установлено, что транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно вышеуказанной норме закона под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с п.п. «г» п. 5 ст. 1 Закона № 16-ФЗ к объектам транспортной инфраструктуры морского транспорта относятся морские терминалы.
Статьей 12 Закона № 16-ФЗ на субъекты транспортной инфраструктуры возложены обязанности по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, по обязательному соблюдению требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов.
В развитие вышеуказанных положений Закона № 16-ФЗ п. 7 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что под морским терминалом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых, в том числе - для обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта (далее- Требования№).
Подпунктами 6, 7 п. 5 вышеуказанных Требований на субъекты транспортной инфраструктуры возложена обязанность по подготовке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и их реализации поэтапно в предусмотренные этим планом сроки:
в отношении объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий - не позднее 2 лет с даты присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры;
в отношении объектов транспортной инфраструктуры III и IV категорий - не позднее одного года с даты присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры.
Установлено, что ГУП ГС «СМП» является субъектом транспортной инфраструктуры морского транспорта, в хозяйственном ведении за которым закреплены транспортные средства морского транспорта и объекты транспортной инфраструктуры.
В соответствии с распорядительными актами Правительства Севастополя за ГУП ГС «СМП» на праве хозяйственного ведения закреплены гидротехнические сооружения: причал №, пассажирский терминал (№ расположенные в Южной бухте <адрес>.
Решением Федерального агентства морского и речного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № УТБ-1236 причалам № № - 2 категория обеспечения транспортной безопасности.
На причалы № №, 143 в июле 2017 года ГУП ГС «СМП» разработаны и утверждены планы обеспечения транспортной безопасности.
В ходе ранее проведенной Севастопольской транспортной прокуратурой проверки в деятельности Предприятия, установлено что в нарушение п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона №-Ф№, ст. 12 Закона № 16-ФЗ, пп. 6, 7 п. 5 Требований № вышеуказанные планы разработаны и утверждены до вступления в силу Требований №, не являются актуальными, и не реализованы в порядке и сроки, предусмотренные требованиями законодательства о транспортной безопасности.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес руководителя ГУП ГС «СМП» представления об устранении нарушений требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры.
ДД.ММ.ГГГГ указанное представление рассмотрено уполномоченными лицами Предприятия и удовлетворено. С целью устранения нарушений закона в указанной сфере Портом принят план мероприятий направленный на разработку оценки уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности на причалы №№
Однако, выявленные нарушения фактически устранены не были, что не отрицалось сторонами.
Указанные факты свидетельствуют об игнорировании ГУП ГС «СМП» требований законодательства в сфере транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, что влечет за собой создание угрозы жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
Таким образом, в силу перечисленных норм неисполнение ГУП ГС «СМП» обязанности по соблюдению требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, носит характер нарушений и связанных с необходимостью защиты, так называемого, безгласного интереса, в связи с чем, указанное исковое заявление подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к Государственному унитарному предприятию «Севастопольский морской порт» об обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать Государственное унитарное предприятие «Севастопольский морской порт» (ИНН/ОРГН: №, <адрес>) провести оценку уязвимости причалов № № расположенных в Южной бухте <адрес>, в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Государственное унитарное предприятие «Севастопольский морской порт» (ИНН/ОРГН: №, <адрес>) разработать планы обеспечения транспортной безопасности) на причалы № №, расположенные в Южной бухте <адрес>, в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>. Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ленинского районного суда
<адрес> К.В.Кукурекин