Производство № 2-6243/2022
УИД 28RS0004-01-2022-007321-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 сентября 2022 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующий судья Данилов Е.А.,
при секретаре судебного заседания Бондаревой Н.С.,
с участием истца ЭГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ЭГ к администрации г. Благовещенска о признании незаконным решения об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения, сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии,
УСТАНОВИЛ:
ЭГ обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование которого указала, что является собственником комнаты № 5 в квартире №*** Без наличия на то соответствующего разрешения была произведена самовольная перепланировка данного жилого помещения путем проведения следующих работ: была заложена часть оконного проема в наружной стене кирпичом; выполнена перегородка из кирпича в лоджии; установлен умывальник в коридоре; присоединена жилая комната площадью 9,7 кв. м. и коридор площадью 3,8 кв. м. В результате проведенных работ площадь принадлежащей истцу комнаты увеличилась и стала составлять 25,7 кв. м. На заявление в Администрацию г. Благовещенска с просьбой о согласовании произведённой перепланировки указанного жилого помещения был получен отказ от 03 июня 2022 года № 103 в таком согласовании. Между тем, перепланировка упомянутого жилого помещения произведена в соответствии с проектом, выполненным проектной организацией, имеющей лицензию на осуществление указанного вида деятельности; перепланировка не нарушает надёжности конструкций квартиры, прав и интересов проживающих в ней граждан, а также каких-либо норм, действующих на территории Российской Федерации и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта.
На основании вышеизложенного, просит признать решение администрации г. Благовещенска № 103 от 03 июня 2022 года об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: *** неправомерным, сохранить комнату № 5 в квартире №*** в перепланированном состоянии.
В судебном заседании истца поддержала доводы, изложенные в иске, настаивал на их удовлетворении.
В судебное заседание не явились представитель ответчика администрации г. Благовещенска, третье лицо ИС, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие. Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель ответчика администрации г. Благовещенска в письменном отзыве считает решение администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения № 103 от 03 июня 2022 года законным и обоснованным. Из содержания представленного технического паспорта по состоянию на 04 апреля 2022 года установлено, что в указанном жилом помещении произведены самовольные переустройство и перепланировка. Согласование органом местного самоуправления самовольных переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме действующим законодательством не предусмотрено.
Выслушав пояснения истца, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости № КУВИ-001/2022-145565861 от 24.08.2022 года, ЭГ является собственником жилого помещения – ***
Как установлено в судебном заседании, и следует из материалов дела, в целях рационального использования жилого помещения была произведена перепланировка и переустройство данного жилого помещения путём проведения следующих работ: заложена часть оконного проема в наружной стене кирпичом; возведена перегородка из кирпича в лоджии; установлен умывальник в коридоре; к комнате № 5 площадью 12,2 кв.м. присоединена жилая комната площадью 9,7 кв.м. и коридор площадью 3,8 кв.м., в результате чего образовалась комната № 5 площадью 25,7 кв. м.
Данная перепланировка и переустройство, требующая внесения изменений в технический паспорт на жилое помещение в связи с изменением конфигурации помещения, и произведенная без согласования с органом местного самоуправления, являются в силу ст. 29 ч. 1 ЖК РФ самовольной.
ЭГ обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о согласовании перепланировки и переустройства комнаты № 5 в квартире №***
Решением администрации г. Благовещенска № 103 от 03 июня 2022 года в согласовании переустройства и перепланировки вышеуказанного жилого помещения было отказано по причине того, что согласование органом местного самоуправления самовольных переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме действующим законодательством не предусмотрено. При этом заявителю было разъяснено, что собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. В этих целях в соответствии с п. 3 ст. 29 ЖК РФ заявителю был установлен срок – 9 месяцев со дня получения данного уведомления, в течение которого он обязан привести жилое помещение, расположенное по адресу: ***, в состояние, отраженное в проекте перепланировки «до перепланировки», о чем информировать администрацию г. Благовещенска и представить подтверждающие документы (технический паспорт).
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
По смыслу с ч.ч. 1, 2 ст. 29 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии согласования органа местного самоуправления, выраженного в соответствующем решении, являются самовольными.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
В соответствие с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 года, положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. При этом отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
На основании изложенного, учитывая, что в силу п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. 26-28 ЖК РФ согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, принимая во внимание положения ч. 4 ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения жилого помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии в судебном порядке, которые не содержат запрета и не исключают указанные полномочия органа местного самоуправления по согласованию перепланировки и переустройства, а также основания к отказу в согласовании перепланировки и переустройства, изложенные в ст. 27 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что администрацией г. Благовещенска неправомерно отказано истцу в согласовании перепланировки и переустройства, поскольку администрация г. Благовещенска является органом, наделенным соответствующими полномочиями.
В соответствие с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
При этом правила ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения спорного жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии по решению суда, в их системном толковании с другими нормами ЖК РФ, по мнению суда, не освобождают истца от обязанности представления предусмотренных законом документов, необходимых для проведения перепланировки, равно как и от получения необходимых согласований и разрешений в целях предотвращения нарушения прав и законных интересов граждан, а также обеспечения отсутствия угрозы их жизни и здоровью.
Постановлением администрации г. Благовещенска № 644 от 04.09.2009 года, в соответствии со ст. 14 ЖК РФ в целях упорядочения рассмотрения вопросов, связанных с переводом жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, а также переустройством и перепланировкой жилых помещений, утверждено Положение по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые.
В силу п. 1.2. указанного положения - подготовка проектной документации осуществляется физическими или юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование (лица, осуществляющие подготовку проекта) с обязательным ведением авторского надзора.
Во исполнение требований ч. 2 ст. 26 ЖК РФ истцом представлен суду проект перепланировки комнаты № 5 в квартире №***, выполненный ООО «Амургражданпроект» и технический паспорт на переустроенное и перепланированное жилое помещение.
Согласно п. 1.3 постановления администрации г. Благовещенска от 04 сентября 2009 года №644 «Об утверждении положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые» проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требованиям к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
Проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подлежит согласованию лицом, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома (п. 2.1 постановления администрации г. Благовещенска №644 от 04.09.2009 года).
Согласно проекту перепланировки и переустройства комнаты №5 в квартире №***, произведенная истцом перепланировка и переустройство согласована с ООО «Управ-Дом», о чем имеется отметка управляющей компании, содержащая сведения о таком согласовании.
Из технического заключения ООО «Амургражданпроект» следует, что произведенная перепланировка комнаты №5 в квартире №*** по адресу: ***, выполнена согласно разработанному проекту. Обследованием установлено, что все конструкции квартиры (наружные и внутренние стены, железобетонное перекрытие, оконные и дверные заполнения в остальных помещениях) после перепланировки и переустройства оставлены без изменения. Техническое состояние конструкций обследованной квартиры после проведенной перепланировки исправное и характеризуется отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности. Данная перепланировка не снижает несущей способности строительных конструкций существующего здания и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. Объективных причин, препятствующих дальнейшей эксплуатации обследованной комнаты № 5 в трехкомнатной квартире № *** в кирпичном здании по назначению, не установлено.
Доказательств, подтверждающих, что произведенная перепланировка комнаты №5 в квартире №*** по адресу: ***, нарушает права и интересы других лиц, либо представляет угрозу жизни или здоровью людей ответчиком в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
В силу ч. 1, 2 ст. 41 Жилищного кодекса РФ собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты. Изменение размера общего имущества в коммунальной квартире возможно только с согласия всех собственников комнат в данной квартире путем ее переустройства и (или) перепланировки.
Из материалов дела усматривается, что принадлежащее истцу жилое помещение расположено в трехкомнатной коммунальной квартире, комнаты № 6, 7 в которой числятся в реестре муниципального имущества г. Благовещенска.
Согласно уведомлению от 26 мая 2022 года Комитет по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, действующий от имени собственника имущества – муниципального образования г. Благовещенска, дает свое согласие на уменьшение общего имущества в коммунальной квартире № *** по адресу: ***, путем присоединения к жилой комнате № 5 коридоров площадью 3,8 кв.м. и 9,7 кв.м.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истцом были получены и представлены суду все документы и согласования, необходимые для проведения перепланировки и переустройства указанного жилого помещения.
Таким образом, оценивая все представленные доказательства в их совокупности, учитывая отсутствие в связи с осуществлением переустройства и перепланировки нарушения прав и законных интересов граждан, равно как и создания этой перепланировкой и переустройством угрозы их жизни или здоровью, а также то обстоятельство, что решением администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании перепланировки и переустройства нарушаются права и законные интересы истца на получение в установленном законом порядке согласования перепланировки и переустройства жилого помещения и создаются препятствия для внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, суд полагает, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ЭГ - удовлетворить.
Признать решение администрации г. Благовещенска № 103 от 03 июня 2022 года об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения – комнаты № 5 в квартире № *** по адресу ***, неправомерным.
Сохранить комнату № 5 в квартире № ***, расположенную по адресу *** в перепланированном и переустроенном состоянии.
Данное решение является основанием для внесения органами, осуществляющими технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение - комнату №5, в квартире №***, расположенной по адресу: ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Данилов Е.А.
Решение в окончательной форме составлено 09 сентября 2022 года.