№ 2-602/2024 г.
УИД 76RS0023-01-2024-000110-76 Изготовлено 26 июня 2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе
судьи Любимовой Л.А.
при секретаре Булатове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле 14 июня 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Киселевой Марии Сергеевны к Министерству образования Ярославской области, Министерству имущественных отношений Ярославской области об установлении отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости помощи в преодолении трудной жизненной ситуации, заключении договора социального найма жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась в суд с иском к Департаменту образования Ярославской области об установлении отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости помощи в преодолении трудной жизненной ситуации, заключении договора социального найма жилого помещения.
В исковом заявлении указала, что она по решению Департамента образования мэрии г. Ярославля от 25.09.2013 г. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
23.01.2018 г. Департаментом имущественных отношений с ней был заключен Договор № 15 найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также – Договор № 15), в отношении жилого помещения – двухкомнатной АДРЕС общей площадью 55,7 кв.м, расположенной в жилом АДРЕС (далее также – Квартира, Жилое помещение), на срок с 23.01.2018 по 22.01.2023 г.
В соответствии с Договором в Квартиру вместе с истцом были вселены в качестве членов семьи муж истца Киселев Р.С. и их дети: ФИО4, ФИО5, ФИО5
Для заключения после истечения срока действия Договора НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН договора социального найма Жилого помещения истцом в отдел опеки и попечительства по Красноперекопскому району управления опеки и попечительства Департамента образования Ярославской области был предоставлен необходимый пакет документов, на основании которого 30.11.2022 г. был составлен Акт № 127, утвержденный Приказом Департамента образования Ярославской области от 30.11.2022 № 21-д, о наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации (далее – Акт о наличии обстоятельств), поскольку среднедушевой доход семьи истца не превышает прожиточного минимума, что свидетельствует о неудовлетворительной адаптации истца к самостоятельной жизни.
На основании указанного Акта 04.10.2023 г. с истцом был заключен Договор № 52 (№15-2018) найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Далее также – Договор № 52) со сроком действия с 23.01.2023 по 23.01.2028.
Полагая данный Акт незаконным, истец просила установить отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, заключить с ней договор социального найма Жилого помещения.
При рассмотрении дела судом произведена замена наименования ответчика Департамента образования Ярославской области на Министерство образования Ярославской области.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных отношений Ярославской области.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно показала, что Акт о наличии обстоятельств составлен формально, без учета фактических условий жизни семьи, просила учесть, что у неё имеется вклад в банке на сумму более 1 000 000,00 руб., вырученные от продажи ? в праве собственности на квартиру, доставшуюся от матери, в размере 2 100 000,00 руб. она также разместила на вклад под проценты, указанные денежные средства и МСК планировала направить на улучшение жилищных условий, кроме того, у неё никогда не было задолженности по коммунальным платежам, она получила высшее образование, является матерью троих детей, на дату представления документов находилась в отпуске по уходу за ребенком, в связи с чем не имела самостоятельного дохода. Муж работает большей частью неофициально, однако его дохода хватает для содержания семьи.
Ответчики, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, процессуальных ходатайств не заявили.
Министерством образования АДРЕС представлен отзыв, приобщенный к материалам дела, в котором ответчик просил в удовлетворении исковых требований Киселевой М.С. отказать, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Судом разрешен вопрос о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Фактические обстоятельства дела в части заключения с истцом Договора № 15 от 23.01.2018 г. и его условий, Договора № 52 от 04.10.2023 г. и его условий, сторонами не оспариваются и судом считаются установленными.
Абзацем третьим пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 данной статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Таким образом, пятилетний срок действия договора найма жилого помещения может быть продлен в случаях выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта РФ.
Согласно ст. 6.4 Закона ЯО от 09.11.2007 № 85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области» обстоятельствами, свидетельствующими о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при наличии которых по решению органа исполнительной власти Ярославской области, осуществляющего управление жилищным фондом Ярославской области, договор найма специализированного жилого помещения с указанными лицами может быть неоднократно заключен на новый пятилетний срок, являются:
1) неудовлетворительная адаптация нанимателя к самостоятельной жизни, в том числе отсутствие постоянного заработка, иного дохода в связи с незанятостью трудовой деятельностью, наличие отрицательной социальной среды, совершение правонарушений и антиобщественных действий;
2) длительная болезнь, инвалидность, препятствующие добросовестному исполнению обязанностей нанимателя, в том числе в связи с нахождением в лечебном или реабилитационном учреждении.
Порядок выявления обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, а также орган исполнительной власти Ярославской области, принимающий решение о наличии или отсутствии данных обстоятельств, определяются Правительством Ярославской области.
В соответствии с п. 6 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утв. Постановлением Правительства ЯО от 09.12.2013 № 1601-п (далее также – Порядок) в ходе проверки условий жизни нанимателя, предусмотренной пунктом 4 настоящего Порядка, орган местного самоуправления оценивает бытовые условия нанимателя, исполнение им обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения, состояние его здоровья, эмоциональное и физическое состояние, наличие навыков самообслуживания, характер отношений в семье. По результатам проверки органом местного самоуправления составляется акт обследования условий жизни нанимателя (далее - акт обследования). Акт обследования подписывается специалистом органа местного самоуправления, проводившим обследование.
Согласно п. 8 Порядка в течение 5 рабочих дней с момента поступления акта обследования и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка, уполномоченный орган на основании комплексной оценки полученных документов, принимает решение о наличии или отсутствии обстоятельств.
В случае если сведения в документах, предоставленных органом местного самоуправления, свидетельствуют о наличии хотя бы одного из обстоятельств, уполномоченный орган принимает решение о наличии обстоятельств.
Если среднедушевой доход нанимателя и членов его семьи ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной в Ярославской области и действующей на дату принятия решения, устанавливается наличие обстоятельств.
В случае если сведения в документах, предоставленных органом местного самоуправления, свидетельствуют об отсутствии обстоятельств, уполномоченный орган принимает решение об отсутствии обстоятельств.
Как следует из отзыва Министерства образования Ярославской области, основанием принятия Заключения о наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, явилось отсутствие документов, подтверждающих среднедушевой доход семьи за 12 месяцев (с 01.11.2021 по 31.10.2022) в размере выше прожиточного минимума в Ярославской области.
Между тем, при принятии решения не учтено, что в соответствии с Законом ЯО № 85-з установлено два вида обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при наличии которых по решению органа исполнительной власти Ярославской области, осуществляющего управление жилищным фондом Ярославской области, договор найма специализированного жилого помещения с указанными лицами может быть неоднократно заключен на новый пятилетний срок, в том числе – неудовлетворительная адаптация нанимателя к самостоятельной жизни, в том числе отсутствие постоянного заработка, иного дохода в связи с незанятостью трудовой деятельностью, наличие отрицательной социальной среды, совершение правонарушений и антиобщественных действий.
Порядком выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации наряду с учетом размера дохода лица предусмотрен учет иных обстоятельств, в том числе условий жизни семьи, социальной среды, совершения правонарушения.
Указанные обстоятельства были проверены компетентным органом, и по этим признакам оснований для признания Киселевой М.С. нуждающейся в оказании содействия в преодолении трудной жизненной ситуации не выявлено.
Сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела, в том числе Актом обследования жилищно-бытовых условий истца, что Киселева М.С. владеет навыками самообслуживания, самостоятельно осуществляет ведение домашнего хозяйства при достаточном уровне адаптации к социально-семейным отношениям, взаимоотношения в семье доброжелательные, уважительные.
Установление законодателем такого критерия социальной адаптации лица как среднедушевой доход направлено на выявление способности указанного лица и членов его семьи материально обеспечивать собственные потребности и потребности иных членов семьи, в том числе несовершеннолетних. Вместе с тем, критерием материальной обеспеченности может выступать не только среднедушевой доход членов семьи, принятие которого в качестве единственного критерия не позволяет учитывать доходы, не предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».
Представленными в суд доказательствами подтверждается, что Киселевой М.С. открыто два банковских вклада: на 1 100 000,00 руб. и на 2 100 000,00 руб., что свидетельствует о достаточном материальном обеспечении семьи.
Кроме того, при принятии решения о наличии обстоятельств не учтено, что Киселева М.С. получила профессиональное образование, является матерью троих детей, в период, подлежащий оценке на предмет размера доходов, находилась в отпуске по уходу за ребенком, вследствие чего не могла иметь самостоятельного дохода по объективным причинам.
Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, в силу чего принятие истцом решения о рождении и воспитании детей не должно создавать для неё негативных последствий.
Принятие заключения о наличии обстоятельств создает препятствия для направления истцом средств МСК на улучшение жилищных условий, что для данной семьи является необходимым в силу проживания семьи из пяти человек в жилом помещении площадью 55,7 кв.м.
При указанных обстоятельствах вывод о признании Киселевой М.С. нуждающейся в оказании содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, основанный исключительно на отсутствии сведений о доходах в размере, превышающем прожиточный минимум, является формальным, принятым без учета фактических обстоятельств жизни истца, влияния принятого решения на дальнейшие обстоятельства жизни семьи, и в силу этого не может быть признан законным.
Признание семьи в спорный период малоимущей в целях оказания мер социальной поддержки не может расцениваться как доказательство наличия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, поскольку указанные категории определяются с разной целью и по различным критериям.
С учетом изложенного суд, исходя из положений п. 6 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», считает необходимым возложить на Министерство имущественных отношений Ярославской области обязанность по заключению с Киселевой М.С. договора социального найма в отношении жилого помещения – квартиры 2 в доме 19 по ул. Большая Донская г. Ярославля.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Киселевой Марии Сергеевны (паспорт НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) к Министерству образования Ярославской области (ИНН 7604037302), Министерству имущественных отношений Ярославской области (ИНН 7604016214) об установлении отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости помощи в преодолении трудной жизненной ситуации, заключении договора социального найма жилого помещения удовлетворить.
Установить в отношении Киселевой Марии Сергеевны отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
Обязать Министерство имущественных отношений Ярославской области заключить с Киселевой Марией Сергеевной договор социального найма жилого помещения в отношении АДРЕС в течение 1 месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в апелляционном порядке путем подачи жалобы в Красноперекопский районный суд г. Ярославля в течение 1 месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Л.А.Любимова