Дело № 2-435/2015 копия
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Кочкурово 17 ноября 2015 г.
Кочкуровский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Вершинина М.Б.,
при секретаре Чиряевой К.Ю.,
с участием: истца Овчинникова А. Ф., его представителя Шукшиной И.А., действующей на основании устного заявления истца, в соответствии с частью 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия Мигуновой Г.К., действующее на основании доверенности № 10 от 12.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинникова А. Ф. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периода работы в специальный стаж, дающей право для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,
установил:
Овчинников А.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж, дающей право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование иска указал, что 17 сентября 2015 г. он обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ответчика №25 от 30 сентября 2015 г. ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы 25 лет, по мнению ответчика, стаж на дату обращения составил 20 лет 5 месяцев 10 дней.
В специальный стаж в календарном исчислении включен (кроме прочих периодов, которые он не оспаривает) период нахождения его на курсах повышения квалификации с 24 марта 1999 года по 21 апреля 1999 г., хотя период работы, предшествовавший периоду прохождения курсов, включен ответчиком в специальный стаж в исчислении за один год 3 месяца.
В специальный стаж не включен (кроме прочих периодов, которые он не оспаривает) период работы с 03 сентября 1992 по 23 апреля 1996 года в должности зубного врача Семилейской врачебной амбулатории, поскольку врачебная амбулатория не поименована в Списке учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости.
С решением Пенсионного фонда он не согласен, поскольку считает, что на момент обращения к ответчику он имел необходимый 25-летний стаж осуществления лечебной работы. Считает, что курсы повышения квалификации с 24 марта 1999 года по 21 апреля 1999 года подлежат включению в специальный стаж в том же исчислении как и период его работы в должности зубного врача Кочкуровской центральной районной больницы, во время которого он направлялся на курсы повышения квалификации, то есть один год работы за один год и 3 месяца. Также подлежит включению в специальный стаж период работы с 03 сентября 1992 по 23 апреля 1996 года в должности зубного врача Семилейской врачебной амбулатории, поскольку в течение всего оспариваемого периода работы он занимался постоянно в течение полного рабочего дня именно лечебной деятельностью по охране здоровья и нет его вины в том, что учреждение поименовано неправильно.
Просит суд: решение ответчика в части включения ему в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении курсов повышения квалификации с 24 марта 1999 г. по 21 апреля 1999 г., а также в части не включения в его специальный стаж периода работы с 03 сентября 1992 г. по 23 апреля 1996 г. в должности зубного врача Семилейской врачебной амбулатории, признать незаконным и отменить.
Обязать ответчика включить ему курсы повышения квалификации с 24 марта 1999 г. по 21 апреля 1999 г., период работы с 03 сентября 1992 г. по 23 апреля 1996 г. в должности зубного врача Семилейской врачебной амбулатории в специальный стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении один год работы за один год и 3 месяца и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 17 сентября 2015 г.
В судебном заседании истец Овчинников А.Ф., его представитель Шукшина И.А. исковые требования поддержали по указанным основаниям, просили иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия по доверенности Мигунова Г.К., в суде иск не признала по основаниям, указанным в решении № 25 от 30 сентября 2015 г. Просила суд отказать Овчинникову А.Ф. в удовлетворении исковых требований.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования Овчинникова А.Ф. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В соответствии с пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, право на трудовую пенсию за выслугу лет предоставлялось «врачам и среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности».
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» работникам здравоохранения, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа считать за один год и 3 месяца специального трудового стажа.
Из материалов дела следует, что 17 сентября 2015 г. Овчинников А.Ф. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республике Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республике Мордовия № 25 от 30 сентября 2015 г. истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. Требуется 25 лет, имеется 20 лет 5 месяцев 10 дней (л.д. 10-12).В специальный стаж в календарном исчислении включен период нахождения на курсах повышения квалификации с 24 марта 1999 г. по 21 апреля 1999 г., не включен период работы с 03 сентября 1992 по 23 апреля 1996 года в должности зубного врача Семилейской врачебной амбулатории.
Вышеуказанное решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия в оспариваемой части суд считает незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Факт работы истца в сельской местности представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался.
В судебном заседании установлено, что ответчиком период работы Овчинникова А.Ф. с 22 апреля 1999 г. по 31 октября 1999 г.– в должности зубного врача Кочкуровской ЦРБ были засчитаны в льготном исчислении один год работы за один год и три месяца (л.д.10).
В указанный период на основании приказа <...> от <дата> Овчинников А.Ф. был направлен на курсы повышения квалификации с 24 марта 1999 г. по 21 апреля 1999 г., что подтверждается свидетельством <...> о прохождении квалификации (л.д.23).
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В связи с чем, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, согласно приказу Министерства здравоохранения РФ № 186 от 05 июня 1998 года «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» для медицинских работников прохождение курсов повышения квалификации является обязательным условием выполнения работы.
В соответствии со статьей 54 Основ законодательства РФ об охране граждан от 22 июля 1993 года право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация).
Таким образом, суд приходит к выводу, что курсы повышения квалификации с 24 марта 1999 г. по 21 апреля 1999 г., подлежат включению Овчинникову А.Ф. в специальный стаж работы в том же исчислении, как и периоды работы, во время которых он направлялся на курсы повышения квалификации, то есть один год работы за один год и три месяца.
Также суд считает подлежащим удовлетворению исковое требование Овчинникова А.Ф. о включении в специальный стаж работы периода работы с 03 сентября 1992 г. по 23 апреля 1996 г. в должности зубного врача Семилейской врачебной амбулатории, исходя из следующего.
В соответствии со статьёй 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Как следует из трудовой книжки на имя Овчинникова А.Ф., на основании приказа №17 от 10 августа 1992 г., он с 03 сентября 1992 г. был переведен на должность зубного врача Семилейской врачебной амбулатории (запись №2).
На основании приказа по Кочкуровской центральной районной больнице от 24 апреля 1996 года №8 Овчинников А.Ф. был переведен на должность зубного врача Кочкуровской центральной районной больницы с 24 апреля 1996 года (запись в трудовой книжке №3).
Работа истца в должности зубного врача Семилейской врачебной амбулатории также подтверждается Актом проверки от 17 августа 2015 г. (л.д.51-57).
Причиной отказа ответчика включить в специальный стаж оспариваемый период работы явилось то, что наименование учреждения не соответствует Списку должностей и учреждений, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава СССР от 23 октября 1978 года № 1000 (действующей в оспариваемый период) было предусмотрено лечебно-профилактическое учреждение - амбулатория.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которому при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь ввиду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-Ф3 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.»
В Уставе Муниципального учреждения здравоохранения «Семилейская сельская врачебная амбулатория», утвержденного постановлением Администрации Кочкуровского района Республики Мордовия от 12 января 2001 г. №3 предусмотрено, что целью и предметом деятельности учреждения является: сохранение здоровья обслуживаемого населения участка путем проведения лечебных, профилактических и оздоровительных мероприятий.
МУЗ «Семилейская сельская врачебная амбулатория» переименовано в МУЗ «Семилейская амбулатория» на основании постановления администрации Кочкуровского района от 31 августа 2001 года №169.
Кроме того, на основании приказа по Кочкуровской центральной районной больнице от 29 августа 2001 года № 118 МУЗ «Семилейская врачебная амбулатория» переименовано в МУЗ «Семилейская амбулатория».
В пункте 9 Устава МУЗ «Семилейская амбулатория» предусмотрено, что учреждение создано в целях оказания медицинской помощи населению, путем проведения лечебных, профилактических и оздоровительных мероприятий (л.д.25-44).
Таким образом, деятельность Семилейской врачебной амбулатории, где работал истец в оспариваемый период, была связана с лечебно-профилактической деятельностью по охране здоровья населения, что дает ему право на включение спорного периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку с учетом засчитанных судом периодов работы в льготном исчислении, у Овчинников А.Ф. по состоянию на 17 ноября 2015 г. имелся необходимый стаж, с учетом которого досрочно назначается страховая пенсия по старости, и соответственно право на назначение досрочной страховой пенсии у истца, также возникло на указанную дату, что подтверждается предварительными результатами расчета стажа (л.д. 58).
В связи с изложенным, суд считает необходимым обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Овчинникову А.Ф. страховую пенсию с 17 сентября 2015 г.
В соответствии со статьей 98 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная им государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Овчинникова А. Ф. удовлетворить.
Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия <...> от 30 сентября 2015 г. в части включения Овчинникову А.Ф. в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении курсов повышения квалификации с 24 марта 1999 г. по 21 апреля 1999 г., а также в части не включения в специальный стаж Овчинникова А.Ф. периода работы с 03 сентября 1992 г. по 23 апреля 1996 г. в должности зубного врача Семилейской врачебной амбулатории, признать незаконным и отменить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия включить Овчинникову А.Ф. курсы повышения квалификации с 24 марта 1999 г. по 21 апреля 1999 г., период работы с 03 сентября 1992 г. по 23 апреля 1996 г. в должности зубного врача Семилейской врачебной амбулатории в специальный стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении один год работы за один год и 3 месяца.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Овчинникову А.Ф. досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 17 сентября 2015 г.
Взыскать в пользу Овчинникова А. Ф. с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия в возмещении расходов по уплате государственной пошлины 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Кочкуровский районный суд Республики Мордовия.
Судья Кочкуровского районного суда
Республики Мордовия подпись М.Б. Вершинин
Решение в окончательной форме принято 20 ноября 2015 г.
Судья подпись М.Б. Вершинин
Копия верна
Судья М.Б.Вершинин