Дело № 5-355/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Волжский Волгоградской области 12 января 2021 года
Судья Волжского городского суда Волгоградской области Винецкая Н.Г. при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Градова С.А.,
УСТАНОВИЛ:
На рассмотрение в суд повторно поступил протокол об административном правонарушении серии АЕ-34 №... от 09 декабря 2020 года, составленный инспектором ОБ ППСП Управления МВД России по г. Волжскому ФИО3, и другие материалы в отношении Градова С.А.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в том числе, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Как следует из п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Верховный Суд Российской Федерации в п. 4 Постановления Пленума от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" (с изменениями) разъяснил, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Изучив при подготовке к рассмотрению административный материал в отношении Градова С.А., считаю, что в связи с неправильным составлением протокола и неполнотой представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возвращению должностному лицу, которое составило протокол.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
В силу ст. 28.2 ч. 2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
На основании ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
В силу ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Таким образом, копия протокола об административном правонарушении, вручаемая лицу, привлекаемому к административной ответственности, и потерпевшему, законному представителю потерпевшего должна соответствовать оригиналу протокола об административном правонарушении.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении и привлечении лица к административной ответственности не предусмотрена возможность внесения в одностороннем порядке изменений и дополнений в процессуальные документы, в связи с чем административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в протокол об административном правонарушении.
Из протокола и приложенных к нему материалов следует, что ранее протокол с приложением к нему материалов уже направлялся в суд и 16 декабря 2020 года был возвращен определением судьи должностному лицу, составившему протокол, для устранения обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с наличием недостатков протокола и неполнотой представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В частности, в подлежащем исполнению определении от 16 декабря 2020 года судьей было указано, что в нарушение ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ описание события административного правонарушения, квалифицированного должностным лицом по ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, не содержащего такой нормы, не соответствовало описанию вмененного Градову С.А. нарушения подпункта 3.10 пункта 3 Постановления Губернатора Волгоградской области от 15 марта 2020 года №179 в редакции Постановления от 13 ноября 2020 года №716, действующей в момент инкриминируемого деяния, и диспозиции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, что вместе с приложенными доказательствами не позволяло установить квалификацию деяния; а также ввиду отсутствия в материалах дела доказательств и информации о магазине «Ваш магазин», в котором Градов С.А. находился без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания, в том числе о собственнике (владельце) помещения магазина, о характеристиках помещения магазина для установления, относится ли он к местам массового пребывания людей; необоснованное вменение Градову С.А. п. 3.10 Постановления Губернатора Волгоградской области от 26 ноября 2020 года №745, не содержащего данного пункта.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 ноября 2020 года №745 «О внесении изменения в постановление Губернатора Волгоградской области от 15 марта 2020 года №179 «О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», на которое имеется ссылка в протоколе об административном правонарушении, в постановление Губернатора Волгоградской области от 15 марта 2020 года № 179 внесены изменения только в абзац седьмой подпункта 3.3 пункта 3, не имеющего отношения к описанному в протоколе об административном правонарушении деянию; тогда как в подпункт 3.10 пункта 3 Постановления №179, действующего в редакции Постановления Губернатора Волгоградской области от 13 ноября 2020 №716 на момент рассматриваемых событий, изменения не вносились.
Несмотря на то, что указанные в определении от 16 декабря 2020 года недостатки не были устранены в полном объеме и должным образом, протокол и другие материалы дела вновь направлены в суд для рассмотрения.
Из вновь представленных материалов следует, что выполняя определение судьи, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, или иное неустановленное лицо внесло в протокол об административном правонарушении исправления, которые надлежащим образом не удостоверены и не оговорены – не указано, что именно исправлено, кем исправлено, отсутствуют подписи должностного лица и печати в местах исправлений.
При этом, несмотря на внесенные исправления в виде зачеркивания наименования Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, описание вмененного Градову С.А. нарушения во вновь направленном в суд протоколе об административном правонарушении не соответствует положениям подпункта 3.10 пункта 3 Постановления Губернатора Волгоградской области от 15 марта 2020 года №179 в редакции Постановления от 13 ноября 2020 года №716, действующей на момент инкриминируемого нарушения, из протокола и приложенных к нему доказательств не усматривается наличие в действиях Градова С.А. вмененного ему правонарушения - что действия (бездействие) Градова С.А., выразившиеся в нахождении без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (гигиенические маски, респираторы), совершены при посещении мест приобретения товаров, работ, услуг, не относящихся к местам массового пребывания людей, в нарушение правил поведения при проведении режима повышенной готовности на территории Волгоградской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, за что административная ответственность предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, протокол и приложенные к нему доказательства не позволяют установить квалификацию деяния.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Административная ответственность по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
По смыслу норм действующего законодательства в случае нарушения постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, в том числе от 18 марта 2020 года №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 16 октября 2020 года №31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», действия граждан, должностных и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей подлежат квалификации по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года №31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», вступившим в силу с 28 октября 2020 года, постановлено лицам, находящимся на территории Российской Федерации, носить гигиенические маски для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Согласно п. 3.10 Постановления Губернатора Волгоградской области от 15 марта 2020 года №179 «О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции Постановления Губернатора Волгоградской области от 13 ноября 2020 года №716, действующего в период инкриминируемого нарушения), лица, проживающие (находящиеся) на территории Волгоградской области обязаны соблюдать постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» об обеспечении ношения гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах; использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (гигиенические маски, респираторы) при посещении мест приобретения товаров, работ, услуг, не относящихся к местам массового пребывания людей.
При этом под местом массового пребывания людей согласно действующему законодательству (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму») понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Предоставление дополнительно фотографии места нахождения весов и расположенной рядом с ними витрины магазина после возвращения протокола об административном правонарушении не свидетельствует об устранении нарушений, на наличие которых было указано судьей в определении при возвращении протокола ввиду существенных недостатков протокола и неполноты представленных материалов, которая не позволила рассмотреть дело, полно и всесторонне выяснить все обстоятельства по делу, проверить правильность квалификации действий Градова С.А.
Каких-либо доказательств, с достоверностью подтверждающих вмененное Градову С.А. правонарушение, а именно, что магазин «Ваш магазин», в котором Градов С.А. "."..г. не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания (гигиенические маски, респираторы) при посещении мест приобретения товаров, работ, услуг, не относится к местам массового пребывания людей, к протоколу не приложено, при этом ни в протоколе, ни в приложенных к нему материалах не имеется информации о помещении, в котором находился Градов С.А., о собственнике (владельце) этого помещения, что исключает возможность получить соответствующие данные при рассмотрении дела и делает невозможным восполнить неполноту представленных материалов.
Таким образом, нарушения, допущенные составителем протокола об административном правонарушении, носят существенный характер, поскольку наличие вышеуказанных недостатков протокола и неполнота представленных материалов не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возвращению должностному лицу для устранения изложенных выше нарушений закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол об административном правонарушении серии АЕ-34 №... от "."..г. и другие материалы дела в отношении в отношении Градова С.А., обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возвратить инспектору ОБ ППСП Управления МВД России по г. Волжскому ФИО3, составившему протокол об административном правонарушении.
Определение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение десяти суток.
Судья: подпись Н.Г. Винецкая